Насилие, общение в сети, школьная форма и ещё три вопроса, которые волнуют современных подростков
Насилие, общение в сети, школьная форма и ещё три вопроса, которые волнуют современных подростков

Насилие, общение в сети, школьная форма и ещё три вопроса, которые волнуют современных подростков

Елизавета Луговская

29.05.2019

Современные подростки не боятся устраивать протесты, отстаивать свои границы и говорить о важном. 26 мая открылась выставка «Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать», которая продлится до 7 июня. На ней подростки представили работы, которые были созданы под руководством кураторов проекта «Каскад». Мы узнали у школьников, почему они решили делать именно такие проекты.

1. Насилие в семье

Лиза Романова, 15 лет, группа «Искусство действия»

Кураторы: Ольга Широкоступ, Екатерина Порутчик, Татьяна Бурлаченко

Проект «Молчанка» — это в первую очередь перформанс, который периодически обыгрывается на выставке. И только потом это инсталляция, состоящая из нескольких элементов: окровавленная одежда на полу, тазик с водой, перчатки, моющие средства. И таблички: «В России ежедневно около 36 тысяч женщин терпят побои от своих мужей. Ежегодно в результате насилия гибнут около 14 тысяч женщин. Одна женщина умирает каждые 40 минут».

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

«Изначально мой проект был о другом. Я собиралась делать перформанс про цензуру, но со временем эта тема стала казаться мне не настолько актуальной. Когда уже нужно было утвердить тему проекта, я с кураторами заговорила про насилие. И заплакала. Тогда стало понятно, что для меня это та самая тема.

Сегодня домашнее насилие всё сильнее умалчивается в семьях и СМИ. Некоторые считают, что это нормально. Об этом не говорят ни жертвы, ни родственники, потому что им стыдно. «Ты сама выбрала такого мужа» — жертву уже не считают за человека. Побои в семье приравняли к такому же административному нарушению, как парковка в неположенном месте. Женщина снова и снова переживает насилие, хранит в себе и на себе его последствия, живёт в этом круговороте. Её чувства остаются только с ней».


2. Культ потребления

Варвара Ляпнёва, 14 лет, группа «Искусство действия»

Кураторы: Ольга Широкоступ, Екатерина Порутчик

Огромный стол с едой. На нём множество фруктов, газировки, хлеба, шоколада, «Макдоналдса», пончиков — того, что любит каждый из нас. Это перформанс про неосознанное потребление, где важно обратить внимание на название: «Как заметить бегемота». Бегемот здесь — демон обжорства.

«Это перформанс про безумие, слепое потребление, его культ в современном обществе. То, что мы покупаем, едим, надеваем и используем, нам зачастую не нужно. В ходе перформанса я из человека превращалась в марионетку змея-искусителя: сначала ты не хочешь есть, а просто пробуешь, тебя вовлекают в процесс, ты уже сам тянешься за новой порцией.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Инсталляция огорожена лентой, как место преступления, потому что здесь их сразу два: моё против системы и системы против меня. На столе разная еда, потому что я проводила параллели с голландскими натюрмортами: в них каждый кусок символичен, обжорство преследует нас с детства («Киндер-сюрприз») и до старости (вино). Между несамостоятельным ребёнком и думающим взрослым нет разницы — они равны перед лицом системы.

Мне хотелось вызвать отвращение к потреблению у тех, кто на это смотрит, показать всё со стороны, в упрощённом и понятном виде».


3. Несовершенство системы здравоохранения

Лиза Агкацева, 15 лет, группа «Sound»

Кураторы: Максим Сергеев, Виктор Глазунов. Тьютор: Мария Завалишина

Инсталляция Лизы выглядит как стенд на стене, полностью обклеенный записками врачей, рецептами, пачками от лекарств. До всего можно и нужно дотрагиваться. Тогда каждый предмет издаст свой звук или включится аудиозапись. Название проекта «РВЛРВЫЛТВЛЫЛЧТЦЩТ» напоминает неразборчивый почерк врача. Из экспликации: «Работа Лизы говорит нам о том, насколько важно видеть в человеке человека».

«Мой проект о том, что система настолько нагружает врачей, что у них не остаётся времени на внимание к пациенту. Например, я боюсь стоматологов. Они почти никогда не объясняют, что будет происходить. Вместо этого «открой рот, закрой, открой, сплюнь, закрой». Но один раз мне рассказали, что, собственно, делает врач. Стало не так страшно.

Это проблема, в которой я не одинока. Пациент часто остаётся в неведении о том, что происходит с его телом и организмом

Для меня символом этой ситуации стал невнятный почерк, поэтому я использую медицинские карты, выписки, рецепты. Мне не хочется винить самих врачей, но хочется — ту систему, которая не позволяет уделять времени пациентам. Потому что у них есть куча бумаг, которые нужно быстро-быстро заполнить».


4. Школьная форма

Александра Трофимова, 15 лет, группа «Digital art»

Куратор: Ирина Петракова, тьютор: Дарья Молчанова

Саша сделала проект на тему, которая волнует если не всех, то точно большинство учеников. На её взгляд, принятые нормы в одежде — белый верх и чёрный низ — уравнивают каждого школьника и полностью ограничивают свободу и способы самовыражения. Инсталляцией из элементов школьной формы Саша показывает, как можно протестовать и самовыражаться, оставаясь в нормативных рамках.

«Я люблю сочетать разные цвета. Для меня одежда — это способ самовыражения. На выставке представлен мой проект из белой рубашки, белой футболки, чёрного пиджака и вешалки. На всех элементах школьной формы написаны буквы, которые не сразу складываются в предложения. Как бы ребус. Это манифест о тех вещах, которые детям не нравятся в школе.

Учитель не с первого раза поймёт, что написано на одежде, но когда он догадается, ему станет ясно, что все эти фразы направлены в его адрес. И даже тогда преподаватели не смогут запретить школьникам носить эту рубашку или футболку с ребусами, поскольку белый верх, хоть и с надписью, вписывается в то, что можно носить в школу».


5. Собственные провалы

Сергей Щепилов, 17 лет, группа «Sound»

Куратор: Максим Сергеев, тьютор: Мария Завалишина

Проект Серёжи «Оглянись» выглядит минималистично: наушники (которые можно надеть, а в них услышать голос Серёжи) и рядом пояснение, где автор и кураторы рассказывают о проекте, который никто не увидит, потому что Серёжа не успел сделать его к выставке.

«Мой проект на выставке рассказывает, как я не успел сделать свой основной проект. Это некая аудиорефлексия, собранная из черновиков. О том, где я ошибался и как я поднимался. А проект, который должен был быть на выставке и которого нет, — это концептуальный альбом. В нём я собираю разную музыку, объединённую темой эскапизма, и пытаюсь понять, как создаётся подобная музыка. Я планировал сделать это так же минималистично: шесть наушников с разными произведениями. Над ними были бы планшеты, которые транслировали бы стихотворение или поэму, состоящую из ощущений от прослушивания».


6. Общение в сети

Тоня Белугина, 17 лет, группа «Art and Language»

Кураторы: Дмитрий Хворостов, Лидия Гуменюк

Под проект Тони выделена небольшая изолированная комната с красным прожектором. Это литературный дом-музей, посвящённый её виртуальному другу по переписке. Все стены заклеены скринами из директа (личных сообщений. — Прим. ред.) инстаграма, которые рассказывают о состоянии героя. В конце комнаты — стол как смысловой центр, потому что именно за ним писатель создаёт и творит. На нём лежат шесть поэтических текстов, которые отображают этапы отношений Тони и её друга. И альбом с полной историей переписки.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

«Я не знаю, как зовут моего виртуального друга, не знаю, как он выглядит, никогда его не видела. Знаю лишь то, что мы одного возраста. И когда-то он жил в России, а потом переехал в Израиль. Главная причина, по которой я хочу показать всем наше общение, состоит в том, что у моего собеседника невероятно поэтичная обыденная речь. Наша с ним переписка — не просто способ коммуникации, а творчество».

«Каскад» — это некоммерческая проектная школа для учеников старших классов (13-16 лет) на базе Галереи современного искусства «Триумф». Она позволяет участникам реализовать собственный проект под кураторством современных художников. Проект проходит при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей