Честность и ничего, кроме честности: как привлечь в музей современных подростков

Честность и ничего, кроме честности: как привлечь в музей современных подростков

И спроектировать его вместе с ними
Время чтения: 4 мин

Честность и ничего, кроме честности: как привлечь в музей современных подростков

И спроектировать его вместе с ними
Время чтения: 4 мин

Музеи часто ассоциируются у нас с рядами экспонатов за стеклом, к которым водят бесконечные школьные экскурсии. Но ситуация меняется: многие экспозиции становятся интерактивными, инклюзивными и даже модными. В эфире «Радиошколы» основатель открытой межмузейной программы Лидия Лобанова рассказала, как заинтересовать детей криптографией и почему важно прислушиваться к мнению подростков.

Как создавать музей сегодня?

Мы понимаем, что даже словосочетание «Музей криптографии» звучит устрашающе, а создать нечто подобное выглядит не самым очевидным решением. Криптография — это, можно сказать, сердцевина того, что сегодня называют защитой информации, но она имеет гораздо более длинную историю. Она начинается буквально с появлением письменности, о чём, конечно, никто не знает. Мы хотим рассказать эту историю. Поэтому научно-производственная компания «Криптонит», которая занимается разработками в области наукоёмких технологий, обработкой больших данных, машинным обучением, искусственным интеллектом и криптографией, придумала создать Музей криптографии.

Музеи в классическом понимании существуют, чтобы собирать предметы наследия. В нашей ситуации этот вопрос стоит довольно остро, потому что не существует собранной коллекции, которую мы бы взяли и продемонстрировали. Но мы будем их собирать.

Задача очень сложна: мы одновременно формируем коллекцию, то есть тот самый предметный ряд, который обычно критикуют в классических музеях. Искусство ты можешь понять чувственным образом, через переживание, а научно-техническую эстетику воспринимать способны не все. Поэтому вместе с предметным рядом мы собираем историю с точки зрения людей, о которых хотим рассказать, о поворотных событиях или о тех, о которых, наоборот, ничего не известно.

Концепция коридора-таймлайна, ведущего к залам экспозиции (одна из идей, предложенных компанией Planet9 в рамках тендера)

Экспозиционно хотелось бы, чтобы музей позволял людям с разными типами восприятия и интересами находить для себя те медиумы, через которые им будет удобно его познавать. Нашей целевой аудиторией мы считаем средних и старших школьников — подростков. Тех самых, кто сейчас выглядит для многих как чёрный ящик. Все хотят с ними договориться, но никто про них ничего не знает.

Как привлечь в него подростков?

Привести подростка в музей сложно, и ставить такую задачу — это амбициозно. Честность и ничего, кроме честности, — вот такой первичный закон в работе с ребятами от 12 до 17 лет. Они такие же разные, как и взрослые. Просто они находятся в важном трансформационном периоде, когда все восприятия обострены. Если попасть в подростка, то попадёшь в кого угодно.

Мы сделали небольшую фокус-группу в начале проекта с детьми, чтобы понять, что они знают и что им могло бы быть интересно. Неожиданно оказалось, что важно качество. Они говорят: «Вот я посмотрел 10 роликов о том, как работает Wi-Fi, но так и не понял. Вот если бы здесь…»

Важно не только просто и не теряя смысла объяснить им суть научно-технического прогресса, но и создать комфортную среду. Для подростков очень важно место, в котором они находятся.

Стратегия в целом такая: мы продумываем несколько сценариев «потребления» музея

Конечно же, мы его считаем и образовательным центром. Поэтому в нём будет достаточно сильная образовательная часть экспозиции и в целом блок образовательных программ. Сейчас мы решаем, как будет выглядеть образовательная среда в музее.

Конечно, нам хочется сочетать долгосрочную работу с наиболее мотивированными и заинтересованными ребятами и возможность получить небольшие фрагменты информации, которые ты взял и ушёл спокойно. Ты не чувствуешь, что в начале было что-то непонятно, в середине и сейчас тоже. При этом мы придумываем разные маршруты. Чтобы музей не был линейным.

Мы собираемся выделить время, которое отдаём на откуп подросткам. Им действительно нужно безопасное пространство, в котором им редко удаётся оказаться.

Как работает подход соучастия?

Как музейщик я считаю, что с ним важно не заигрывать: если ты сам себе говоришь: «Я буду применять соучастное проектирование, партиципаторный подход и так далее», главное — не подменять понятия. В музее мы начали с маленьких фокус-групп. Сформировали подростковый совет, вместе с которым будем проходить все этапы, работать над экспозицией, над образовательными программами.

Но важно быть готовым действительно внедрять то, что говорят дети. Это самое сложное. Мы все можем дать совет, поговорить — и ничего из придуманного не сделать. Так часто бывает у взрослых. Но я считаю, если вы вступили на эту путь, вам нужно его пройти.

Нужно быть честным в начале и последовательным в процессе. Дети ведь действительно вовлечены, они становятся частью команды, а не так, что вы сделали, открыли, а после пригласили и сказали: «Ну вот, это то, что вы хотели?» Такой подход может дать великолепный результат на выходе, хотя требует много усилий на каждом шагу.

Сейчас мы формируем группу, с которой собираемся работать. У нас есть некоторые критерии. В первую очередь нам бы хотелось, чтобы это были не только профильные научно-технические классы. Это уже замотивированная часть. Есть ребята, которые участвуют в олимпиадах по криптографии (да, они существуют), и дети, которые это слово не слышали никогда.

Так вот, мы хотели бы, чтобы у нас были разные классы, школы из центра и из отдалённых районов города. Как мы туда идём? Через школы, соцсети и, конечно, через специализированные кружки. Но не исключаю, что мы даже развесим бумажные объявления, потому что район у нас отдалённый, а мы хотим привлечь локальную аудиторию.

Для детей с особыми потребностями у нас уже спроектирована комната сенсорной перезагрузки. Мы хотим сделать музей максимально открытым, доступным и инклюзивным. Может быть, это удастся не на 100%, но то, что у нас будут сценарии и предложения для людей с разными формами инвалидности, — это однозначно.

Кто будет приходить в Музей криптографии?

Мы понимаем, что тема криптографии довольно сложная. Но если мы говорим о её зарождении, о первых примерах, — это простые вещи, из которых можно сделать интерактивные занятия, которые будут доступы самой младшей аудитории. Такие занятия у нас, скорее всего, будут.

Для подростков и взрослых мы хотим сделать разные сценарии разовых посещений. Рассматриваем вариант научно-популярного кино, оно страшно интересное. Сделать хорошее интересное предложение в рамках школьной программы — это тоже большая задача. Придумать, как заинтересовать учеников, не усложняя им жизнь.

Чтобы в музей приходили, в первую очередь важно создать эмоциональную связь с целевой аудиторией

Сейчас нельзя насильно насадить свой контент. Никто в 2019 году, а особенно в 2021-м, когда мы собираемся открыться, не придёт строем, потому что надо. Это «надо» должно сформироваться внутри. Быть интересным, удобным, средовым — всё ещё те критерии, которым важно соответствовать, когда ты устанавливаешь взаимосвязь с посетителями.

Полную запись интервью с Лидией Лобановой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(2)
Подписаться
Комментарии(2)
Добавлю. Книги даже по истории криптографии были запрещены к изданию в СССР. Первая такая книга на русском языке была написана и издана в 90-ые годы. Автор Герман Фролов (закончил мехмат МГУ, полиглот, кандидат технических наук) использовал те книги, которые издавались в США (провоз их в СССР грозил уголовным наказание...
Показать полностью
Знаменитый алгоритм блокчейна, который стал основой криптовалют, был разработан криптографом.
Больше статей