5 увлекательных пьес для семейного чтения
5 увлекательных пьес для семейного чтения
5 увлекательных пьес для семейного чтения

5 увлекательных пьес для семейного чтения

Что здорово читать вслух с детьми и подростками

Егор Сидорук

17.03.2017

Если в вашей семье есть традиция совместного чтения книг, то вы наверняка знаете, как непросто бывает распределить между всеми участниками абзацы от автора и прямую речь в любимых прозаических произведениях. Но есть и другой род литературы, гораздо больше подходящий для этого и незаслуженно обделённый вниманием, — драматургия.

Родители хотят, чтобы их дети полюбили книги и открыли для себя радость самостоятельного чтения. Однако с пьесой неопытным читателям бывает тяжело оставаться один на один. Так почему бы не облегчить себе задачу, призвав на помощь семью или компанию друзей? По закону жанра пьесы предназначены для чтения по ролям, а темы, затронутые в них, располагают к обсуждению.

Дмитрий Кухарчук «Моя рыбка» (6+)

Это история о рыбке Ряпушке, которой всегда было интересно, что на берегу делают люди. Туда каждый день приходил мальчик Андрей, влюблённый в свою одноклассницу Свету, в надежде встретить её неподалёку от дома. Однажды к озеру пришёл рыбачить её отчим, посочувствовал пареньку и добродушно стал давать советы, как ухаживать за девушкой. Наслушавшись красивых речей о внимании и подарках, рыбка Ряпушка заявила своему другу Сому, что хочет романтики. Толстый увалень сначала ничего не понял, но вскоре ему представилась возможность проявить себя.

Света попросила Андрея поймать для неё «красивую рыбку» — Ряпушку. Сначала мальчик не может на это решиться, поскольку он — сын инспектора охраны природы и глубоко убеждён, что всё живое нужно защищать. Андрей с грустью наблюдал за тем, как мужчина поймал тётю Ряпушки — большую рыбу, которую отнесли к Свете домой и зажарили. Позже мальчик всё-таки передумал, поймал Ряпушку сачком и посадил в аквариум. Однако, увидев, как над рыбкой издеваются приятели Светы, он не выдержал и потащил аквариум к пруду, чтобы выпустить Ряпушку. Когда Андрей уже был на берегу, Света его догнала, они заспорили и стали бороться за аквариум. Вот тут у Сома и появился шанс помочь Ряпушке. Он подплыл близко к берегу и стал показывать рыбке, как нужно прыгать. Ряпушка повторила его движение — и оказалась на свободе. Света и Андрей помирились, а у Ряпушки и Сома вскоре появилась целая стайка детей. Младший сын унаследовал мамино любопытство и тоже стал наблюдать за людьми, так что история вполне может повториться.


Юлия Поспелова «Всего лишь игра» (6+)

Шестилетний Андрей очень опечален тем, что старший брат не хочет брать его в компанию девятилетних мальчишек для «охоты на мамонта». Андрей понимает, что это всего лишь игра, и настоящего мамонта ребята никогда не поймают и не увидят, но играть с муравьями в Робинзона Крузо, сидя на пустой дороге — совсем не интересно. Прекрасно понимая, как внук истосковался по общению со сверстниками, бабушка решает помочь ему найти друзей и отправляется вместе с мальчиком на разведку. Но выяснилось, что ни у кого из жителей деревни нет таких детей, которые по возрасту годились бы Андрею в товарищи: кому-то ещё не исполнился год, а кто-то уже совсем вырос и служит в армии.

Андрея очень впечатлил бабушкин рассказ про солдата и его загадочный дипломат, в который можно уложить вещи перед возвращением домой, поэтому мальчик решил написать письмо в армию. На конверте так и подписал «Армия» — и положил письмо в почтовый ящик. На следующий день старший брат Марк под давлением бабушки всё-таки согласился взять Андрея в игру. Но в самый напряжённый момент игры Андрей отстал от компании и заблудился. За мальчиком погналась собака, он в страхе добежал до края деревни и только там заметил, что погони уже давно нет, а дорогу обратно найти самостоятельно не получится. Едва Андрей успел всерьёз расстроиться по этому поводу и заплакать, как увидел Виктора — того самого солдата с дипломатом, которого ждёт старенькая мама.

Виктор сразу же предложил Андрею вместе отправиться на поиски мамонта. И они нашли доисторического зверя — именно такого, каким он представлялся мальчику в мечтах, — фиолетового, величиной с дом и такого прекрасного, что охотиться на него никак нельзя. После того как друзья погладили мамонта, солдат объяснил мальчику, как добраться до дома, оставил Андрею свой большой чёрный дипломат и ушёл в сторону деревенского кладбища. Счастливый ребёнок возвращается к бабушке, ложится спать и видит сон про войну, а на следующее утро открывает дипломат — и там пусто…


Анастасия Букреева «Томми» (12+)

Мальчик Серёжа попал в аварию и утратил способность ходить. Он замкнулся, не хочет выходить на улицу и общаться с друзьями, грубит матери. Младшая сестрёнка подарила ему камень с нарисованным лицом, чтобы подбодрить. Вскоре Серёжа понял, что слышит голос камня. Новый собеседник по имени Томми рассказал, что когда-то был человеком и жил на другой планете, но после гибели родителей впал в отчаяние, пошёл к магу и пожелал стать камнем. А теперь хочет вернуть себе человеческий облик, и Серёжа может помочь в этом. Нужно всего-то написать прошение об установке пандусов в здании школы и лично отнести его директору.

Мама, обеспокоенная тем, что мальчик разговаривает сам с собой, вызвала психиатра, но Серёжа вовремя успел вытолкнуть коляску из окна первого этажа и выбраться сам. По пути он встретил своего одноклассника Руслана, но тот отказался помочь другу, за что Томми начал его обзывать и был выброшен в канализацию. Тем не менее Серёжа сумел сам добраться до школы и попросил девочку из параллельного класса помочь ему подняться на третий этаж, где находился кабинет директора.

Девочка, подавленная одиночеством, именно в этот момент собиралась прыгнуть с перил лестницы третьего этажа, но Серёжа очень быстро нашёл с ней общий язык, и прыгать ей совершенно расхотелось. Прошение было доставлено директору, Серёжа и Аня подружились, а камень так и не нашли. Когда мальчик отмечал день рождения, мама зашла к нему в комнату и сообщила о приходе парня по имени Томми. Этой сценой заканчивается основное действие пьесы. Однако в тексте есть и альтернативный финал. Автора глубоко волнует проблема избавления ребёнка от воображаемых друзей, поэтому она добавила ещё одну сцену, где Томми в трёх предложениях объясняет, что его на самом деле не существует. Нужно ли акцентировать внимание ребёнка на этой сцене — решать вам.


Юлия Тупикина «Майя и Кощей» (12+)

Майя — обычная школьница, но её волосы, выкрашенные в синий цвет, никак не дают покоя одноклассникам. Двое хулиганов заталкивают девочку в старый дом, который оказался жилищем Кощея Бессмертного. Волшебник сначала пытается напугать незваную гостью, но потом сознаётся, что уже давно не делает никаких гадостей, потому что плохие поступки приближают стрелки на волшебных часах ко времени его смерти. Чтобы стать по-настоящему бессмертным, Кощею нужно совершать добрые дела, но отшельник уже так давно ни с кем не общался, что забыл, как это делается. Тогда девочка начинает потихонечку обучать нового друга.

Сначала они вместе вернули велосипед Майи, который мальчишки угнали и даже сумели кому-то продать. Потом девочка начала размышлять, какое бы занятие подобрать Кощею, чтобы уровень добра в его организме возрастал постоянно. И тут Майя вспомнила, что парку на окраине города грозит вырубка — чиновники хотят построить на этом месте торговый центр. Тогда волшебник повесил над парком купол бесконечного дождя, чтобы обратить внимание людей на проблему, а сам превратился в динозавра и стал самым веским аргументом в пользу сохранения сосен и белок.

Майя тоже не сидела сложа руки: она привлекла к борьбе за парк мать, и вместе они организовали протестное движение, установили в парке палатки, привели защитников с плакатами. Эта ситуация вновь их объединила: после смерти отца Майи её мама никак не могла прийти в себя, заглушала тоску работой и целыми днями не бывала дома. Отпраздновав победу, Кощей решил сделать подруге подарок — дал ей возможность повстречаться с душой отца. Дочь и папа вместе спели заключительную песню, о том, что все мы — дети Земли.


Ася Волошина «Анна Франк» (14+)

Две семьи — Франки и Ван Дааны — живут в одной квартире, мечтают о красивой жизни, ссорятся из-за продуктов, из-за нехватки жизненного пространства. Но чуть позже они вынуждены принять ещё одного жильца — Альфреда Дюсселя. Нет, это не коммуналка, подвергшаяся уплотнению. Это — убежище. Все его обитатели — евреи, живущие на территории фашистского государства во время Второй мировой войны. Они полны надежд на спасение, сохраняют оптимизм, несмотря на все трудности, на голод. Но мы узнаем по ходу пьесы от безымянного персонажа-рассказчика, человека из другого времени, читающего обрывки писем и воспоминаний, где и как найдёт этих людей смерть.

Тексты пьес можно скачать по ссылке.

Фото: iStockphoto (lamyai, nicescene, RusN), кадр из мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» (Студия «Мельница»), ru.wikipedia.org


Комментариев пока нет
Больше статей