Почему «Голос» и другие шоу детских талантов нужно запретить
Почему «Голос» и другие шоу детских талантов нужно запретить
Почему «Голос» и другие шоу детских талантов нужно запретить

Почему «Голос» и другие шоу детских талантов нужно запретить

Психолог — о том, как они разрушают отношения в семье и психику ребёнка

Евгения Богданова

16

13.05.2019

Кадр из мультсериала «Южный Парк»

В конце апреля 2019 года разгорелся скандал вокруг шоу «Голос.Дети», когда победительницей стала десятилетняя Микелла — дочка певицы Алсу. Психолог и руководитель проекта «Токсичные родители» Евгения Богданова рассказывает, как подобные телепроекты сказываются на детях и их родителях.

Когда стало известно, что победила десятилетняя Микелла, в интернете тут же начались бурные обсуждения несправедливости такого результата. Многие упоминали, что голос у девочки средний (это самое мягкое мнение), а победила она, потому что «блат», «связи», «мажорка», «подтасовка результатов голосования», «всё проплачено».

Но мне хотелось бы поговорить совсем не о справедливости или объективности подобных конкурсов. А о том, как вокруг этих конкурсов происходит битва родительских амбиций — и как это отражается на психике детей. Причём не только участников, но и их ровесников из числа зрителей.

1. Перенос родительских комплексов на ребёнка

Начнём именно с тех, кто смотрит подобные шоу детских талантов. Цель вроде бы ясна. В шоу «Голос.Дети» много талантливых выступлений, в исполнении участников звучат любимые хиты. Невольно начинаешь кому-то симпатизировать и болеть за своего любимчика. Но если в семье есть собственные дети, не сравнивать ребёнка с теми, кто выходит на сцену, очень сложно. И под силу далеко не каждому родителю.

Зачастую, когда на кухне или в гостиной взрослые включают семейное шоу с талантливыми детьми, свои «неталантливые» и «обычные» дети втягивают голову в плечи и стараются не отсвечивать.

Конечно, у них «опять двойка», а по телевизору девочка на три года младше поёт песню Селин Дион или рассказывает на семи языках энциклопедию наизусть. Начинается: «Вот другие дети могут, а ты…» — как будто эти дети на семи языках заговорили прямо при выписке из роддома.

За каждым ребёнком на сцене стоят годы вложенных усилий, времени и денег со стороны родителей

Не все они миллионеры, но жить в Москве во время конкурса, приехав издалека, удовольствие не из дешёвых. А ещё это оплата секций, индивидуальные репетиторы, совместные занятия с ребёнком. Фактически полный рабочий день в должности мамы или папы.

Парадокс, но чаще всего в бестолковости и несоответствии «талантливым детям» своих детей обвиняют те, у кого нет времени на ребёнка. И вот они с горечью обнаруживают, что он почему-то семь языков не выучил! У него же времени свободного после школы навалом!

Такие родители, глядя на более талантливых, как им кажется, детей, испытывают чувство вины — настолько тяжёлое, что его хочется переложить на кого-то другого. И проще всего перенести его на ребёнка. Он не осознаёт манипуляцию и не может вернуть ответственность маме за то, что не ходит в секции, куда его должен записать взрослый.

Но чувство вины родителей в этом случае тоже абсолютно необоснованное. Вместо того чтобы принимать ребёнка таким, какой он есть, и гордиться успехами, родители пытаются соответствовать тому, что им кажется эталоном воспитания. Хотя очевидно, что родитель, который не готов тратить свою жизнь на детские конкурсы, абсолютно нормальный, просто с другими приоритетами. И всё, что надо сделать, — признать их и своё право выбора, как и право ребёнка быть не мальчиком или девочкой из телевизора, а тем, кто умеет фотошопить или забивать гол во дворе с десяти метров.


2. Токсичные бабушки

Есть и вторая «зрительская» история, в которой подобные шоу становятся спусковым механизмом для семейных конфликтов. В этой ситуации, например, мама ребёнком вполне довольна. Вот он какой у неё вырос: в шесть лет уже и завтрак готовит, и читает (правда, на одном, своём родном языке, зато с удовольствием) те же книги, что и мама в детстве любила. У него ещё десять лет впереди, чтобы решить, кем стать. Главное, что человек хороший, интересный.

Но тут приходит бабушка, включает телевизор, и начинается: «Вот у нормальных матерей дети на семи языках энциклопедию пересказывают, а ты сидишь дома, тунеядка, и в ребёнка не вкладываешь! Уже бы с ним и английский выучила, и дроби! И всех динозавров до кучи. А она на фитнес записалась, пока ребёнок в школе, и работать ей надо! Ребёнок — твоя работа!» И тут уже у мамы втягивается голова в плечи, и хочется не отсвечивать.

Обычно эта история про тех бабушек, которые в своё время приоритеты расставили в пользу работы. Возможно, вынужденно, потому что в моде был Спок, а в СССР — ясли с трёх месяцев, пятидневка, а главное — пятилетка за три года почти в любой профессии. Поэтому одни бабушки пытаются наверстать упущенное со своими внуками, причём чужими руками. Другие перекладывают чувство вины на взрослых детей, которые стали родителями, снимая с себя ответственность. Третьи пытаются почувствовать себя нужными и значимыми за счёт принижения и дискредитации своих детей в глазах внуков.

Ребёнок, даже сам ставший родителем, редко способен ставить своих родителей на место фразами вроде «А что же ты меня в секцию не отвела вместо пятидневки?» или «А в твоём возрасте Трамп уже президент Америки». Под натиском такой бабушки легко почувствовать себя плохой, никуда не годной матерью. И это прямая дорога в невроз и депрессию для мамы, а возможно, и для ребёнка. Особенно если мама не сможет отстоять свои границы перед бабушкой.


3. Разрушенная детская самооценка

Не стоит забывать и о том, что эти шоу смотрят ровесники юных звёзд. Не осознавая степень участия взрослых в детских достижениях, они могут прийти к болезненному выводу «вот какие бывают талантливые дети, не то что я». Они растут с низкой самооценкой и комплексами. Или в возрасте постарше начинают думать и злиться: «Вот если бы мама меня отвела на танцы в три года, я бы уже был как эти дети из телевизора! И меня бы любили, мною бы восхищались».

Ребёнок не задается вопросами «А зачем мне это восхищение? Что стоит за этим желанием во мне?». Ведь ими задаётся далеко не каждый взрослый.


4. Что угодно ради маминой улыбки

За желанием встать под софиты и получить признание миллионов стоит ещё одна проблема — недолюбленности или недополученного признания близких. В таких семьях ребёнку надо вылезти вон из кожи, чтобы его похвалили. В них всё, что хорошо, — это нормально и незаметно, а всё, что плохо, — это скандал и наказания.

Если при этом мама и папа восхищаются детьми со сцены, значит, надо на сцену. Будут восхищаться миллионы — заметят и родители. Любым ребёнком движет желание материнской любви. Чем более чувствителен и эмпатичен ребёнок, тем скорее он начнёт подавлять свои желания и выполнять любые мамины — ради её улыбки, удовольствия, восхищения и любви.

Ребёнок с лёгкостью усвоит, что слава и софиты — это хорошо, раз мама так сказала

Он и не осознает, как мамины убеждения стали его собственными, и будет во всех интервью говорить, что сам с детства хотел танцевать или петь. И по шесть часов играть на пианино, не обладая музыкальным слухом, чтобы стать великим пианистом — как хотела его мама когда-то.

При этом у амбициозной мамы может родиться начисто лишённый амбиций ребёнок. Но мама твёрдо знает, что для него хорошо то, чего она хотела для себя когда-то в детстве. А у ребёнка нет её детского опыта. И тех же желаний. И даже таланты совсем другие.

Но для такой мамы ребёнок — часть её самой, как нога или рука. Не может же нога отказаться танцевать и убежать играть в футбол. А ребёнок не может осознать себя отдельной личностью, если любые его попытки сепарации пресекаются. «Ну что тебе стоит ради мамочки? Это моя мечта, чтобы ты пел!» — так говорит она ребёнку.

На самом деле она просто не сказала своей маме много лет назад: «Мамочка, отведи меня в музыкальную школу, ну что тебе стоит!»


5. Украденная жизнь ребёнка

Есть мамы, которые видят в таких шоу возможность состояться в материнстве и стать примером для всех. Среди них выделяются жертвующие — временем, карьерой, иногда личной жизнью и прочим — ради ребёнка. Потом он тоже должен пожертвовать из благодарности своими желаниями и личной жизнью. Быть лучшим на всех конкурсах из благодарности. И всегда помнить, что он сам по себе ничто, а всё это — мамина заслуга, потому что она его возила, платила, развивала. И отделить свой талант и усилия от маминого вклада ребёнок не может долгие годы.

Такая мама и после совершеннолетия не отпускает — ведь она всё ему отдала, лучшие годы, за него прожила, можно сказать, всё его детство!

А он, неблагодарный, хочет семью создать, с мамой по телефону только раз в неделю общаться! Так ведь если бы не она, он бы сейчас дворником работал!

Родители, которые сейчас кричат, что «бедные дети верили в честную победу», ничем не лучше родителей, которые делают всё возможное, чтобы ребёнок победил. Все они удовлетворяют собственные амбиции и в той или иной степени манипулируют своими детьми.


6. Публичность, о которой не просили

Дети сложно переносят славу и оглушительный успех. Ещё хуже — второе место или вылет из первого тура. В шоу «Лучше всех» когда-то давно плакал маленький шахматист, который не знал, что проиграл чемпиону мира Анатолию Карпову. И многие над ним смеялись — вроде бы это так мило!

Но просто постарайтесь представить себя на месте маленького ребёнка — и посмеяться ещё раз у вас уже не получится. Вы видели слёзы выбывших детей в шоу «Голос» крупным планом? Ути-пути. Они такие маленькие, искренние, не могут сдержать слёз. Когда им обидно, что они не выиграли.

Стоит маленький мальчик, которого разрывает от слёз в отборочном туре, и, делая над собой нечеловеческое усилие, благодарит педагогов

А те ему — ты артист, соберись, не показывай эмоции, у тебя всё ещё будет. Снова и снова ребёнок будет прокручивать в голове каждую минуту своего участия в шоу и выступления. И брать на себя ответственность за проигрыш. Он может разочароваться в выбранном деле или научиться ходить на руках во время выступления, чтобы потом из раза в раз доказывать, что зря ему тогда, давно, не дали первое место.

Или когда-нибудь он посмотрит этот первый эфир, и его возьмёт зло — почему над ним смеялись? Кто в ответе за такое надругательство? За то, что ему пришлось пережить отчаяние, крушение надежд, свои слёзы и унижение на всю страну.

Конечно, цель любого шоу — это рейтинг, и дети всего лишь разменная монета в руках опытных дирижёров эфира. Для привлечения зрителей используются не только детские таланты, но и детские эмоции. Дети не понимают этого, но родители не могут этого не знать. Более того, они обязаны предвидеть и оберегать психику детей от таких испытаний.

Кадр из мультсериала «Южный Парк»
Читайте также
Комментарии(16)
Ещё со времён «Утренней звезды» я была против подобных шоу. Коллектив, где занималась дочь, приглашали. Но Область не нашла денег.
Возможно, многие из вас не помнят, но в игровых фильмах раньше снимались женщины амплуа «травести». Никаких детей. Вероятно, поэтому фильм Ч. Чаплина «Малыш» произвел такой фуррор. Там был РЕБЁНОК! Но он просто жил перед камерой — играл, бегал, спал. А всё остальное — гениальная съёмка и монтаж.
При нынешних методиках, которые соответствуют ФГОС у детей не вырабатывается иммунитет на неудачу. Полностью согласна в этом с автором статьи.
«Я вся такая противоречивая». Если бы денеьги нашлись, то и поехали бы.
Я запрещать не стал бы. Хотя и придерживаюсь мнения, что любые соревнования не на пользу психике любого человека, а ребенка тем более. Организаторы никогда не учитывают возрастные особенности, которые влияют на развитие (про особенности мозга на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/36970-ot-goda-do-pyatnadtsati). Трудно найти границу, когда есть самые разнообразные формы соревнований. Соревнования формируют личность на лидерство. Ориентация на лидерство не редко вредит освоению навыков коммуникаций. А именно способность к коммуникациям лежит сейчас в основе большинства видов деятельности (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/92870-kak-podgotovit-rebenka-k-professiyam-kotoryye-tolko-formiruyutsya). Не запрещать, а информировать родителей. Можно даже в обязательном порядке при подаче заявления на участие.
не привозить на конкурс своих детей, т. к. теперь мы все понимаем, что это не имеет смысла для «простых» людей и не смотреть это шоу — все умрет само собой
Да, самое лучшее решение. Пока есть зрители у детских гладиаторских боев, они будут продолжаться.
Показать все комментарии