«Программа по литературе устроена таким образом, что мы должны кем-то стать»

«Программа по литературе устроена таким образом, что мы должны кем-то стать»

Время чтения: 6 мин

«Программа по литературе устроена таким образом, что мы должны кем-то стать»

Время чтения: 6 мин

Родители хотят, чтобы дети читали. А зачем? Как чтение художественной литературы поможет человеку в жизни? Наш блогер Тамара Андриасян поговорила с эссеистом, психологом, преподавателем и автором методики развития любви к книге и узнала, чем же так полезна литература для общества.

Михаил Иванович Лазарев,

эссеист, колумнист, основатель образовательного проекта InternetUrok.ru

Набоков говорил, что литература никому не нужна, кроме писателей и критиков, которые на этом зарабатывают, — такой пассаж у него есть в лекциях по западной литературе. Но на самом деле это кажущееся кокетство стоит понимать как провокацию. Когда все вокруг говорят, что читать важно и полезно, то его тезис означает, что не все однозначно и надо думать.

Литература при умелом обращении может научить многому. Начнем с того, что мысли о себе для человека естественны, и не так просто научиться отвлекаться от себя, особенно молодому человеку. А овладеть эмпатией и симпатией как раз-таки можно при помощи великих художественных произведений. Умение думать о ком-то через кого-то, умение понять другого — без этого жизнь теряет полноту. Эгоист одноглаз.

В литературе проигрываются ситуации, в которых читатель не принимает решения, но переживает так, как будто сам их принял, и видит результат. В этом художественная сила. Это тренировка, эмоциональная игра, это и моделирование ситуаций. Онегин обидел Ленского еще когда сравнил его невесту с глупой луной, а тот его вызвал на дуэль только после бала. В итоге вся эта ситуация вышла боком Евгению: Ленский погиб, а Онегин всю жизнь прожил убийцей.

Художественная литература учит тому, что можно сделать словом. Есть множество вещей, которые невозможно передать словами, если человек ни разу в жизни этого не испытывал, и тем не менее литература этого как-то добивается. Я ни разу не видел подстреленную птицу, но когда Тютчев пишет «Жизнь, как подстреленная птица, / Подняться хочет — но не может» (1864), то я почему-то понимаю это сравнение.

Можно ли прожить без чтения? Конечно, можно. Можно прожить и слепым, и глухим. Художественная литература — это инструмент размышления над жизненными ситуациями: это и микроскоп, и «дальноскоп».


Михайлова Мария,

индивидуальный и семейный психолог

Многие школьники, да и взрослые тоже, думают, что художественная литература — это развлечение, а практическую пользу несут только учебники. На самом деле это не так. Читая книги, мы тренируем многие способности нашей психики:

1. Воображение. Почему лучше прочитать книгу, чем посмотреть по ней фильм? Почему читать поначалу сложнее, чем смотреть фильмы? Потому что превращать зрительные сигналы с буквами на бумаге в яркие образы — непростая задача для мозга.

2. Внимательность. Чтобы составить правильный образ по тексту, необходимо учесть все мелочи, которые автор рассказывает о ситуации и героях, а также понять, что многих фактов не хватает и додумать их так, чтобы они не противоречили данным.

3. Память. Как правило, художественные произведения имеют довольно большой объем и описывают много героев и событий, чтобы не запутаться в сюжете, приходится запоминать.

4. Эмпатия. Читая хорошие книги, человек учится сопереживать героям и смотреть на ситуацию с разных точек зрения, ведь мнение автора далеко не всегда совпадает с мнением читателя.

5. Способность прогнозировать развитие ситуации. Если книга интересная, то читатель всегда пытается предугадать развитие событий. Причем сюжет книги наполнен нестандартными ситуациями, в отличие от каждодневной рутины.

Как видите, список направлений развития внушительный, так что человек, который много читает художественную литературу, будет быстрее ориентироваться в непривычных обстоятельствах и лучше понимать других людей. Особенно важно чтение для детей и подростков, ведь их реальный жизненный опыт маленький, а книги заставляют представлять себя в самых разных ситуациях, на примере героев показывают разные модели поведения.

Конечно, хочется посоветовать читать только хорошие книги, но чем выше качество художественного произведения, тем большим читательским опытом надо обладать, чтобы его понять. Поэтому школьникам я бы рекомендовала читать то, что интересно. Это может быть фантастика и фэнтези, начинать можно даже с фанфиков по любимым играм и сериалам, чтобы на простых произведениях научиться воспринимать большие объемы текста, а потом переходить к более сложным.


Леонид Клейн,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС

Человечество не живет без художественной литературы, и в этом парадокс: это примерно то же самое, зачем нужен красивый закат, или свежее летнее утро, или запах земляники. Люди не хотят без этого обходиться. Художественная литература — это образ мира. Это такая вещь, как море, которое не зовет нас насильно, но вы туда можете окунуться. При этом оно безбрежное: вы не прочтете всех книг. Это есть образ прекрасного мира, или это прекрасный образ мира — можно сказать по-разному.

Наша современная школьная программа — это в каком-то смысле остаточное явление большой советской идеологической системы

Часто школьная программа по литературе имеет определенные цели в отношении учителя, родителей и ребенка — хочет воспитать и хорошего человека, и патриота, и сочувствующего человека, и интернационалиста, и верующего человека, и где-то, если угодно, атеиста, и фанатика, и хорошую жену, и революционерку, и все, что угодно. Программа по литературе устроена таким образом, что мы должны кем-то стать. А нам нужно не кем-то становиться, а становиться хорошими читателями. Здесь есть некоторое противоречие.

С другой стороны, дело не столько в самой программе для обязательного чтения в школе. Нужно задуматься о том, кто и как будет разговаривать с детьми о литературе. В этой связи важны учителя, которые смогут, захотят, найдут вдохновение поговорить о литературе со школьниками.

Насчет того, что читать, здесь нет очевидного ответа, потому что дело не в новом знании. Когда человек читает стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный», он не приобретает новые знания. Если он в этот же день по математике решает какое-то уравнение или узнаёт о новой теореме, в физике о новом законе, на уроке биологии о новом цветке или о новом виде животных, даже на уроке истории он узнаёт о каком-то историческом событии, то на уроке литературы в художественном произведении он ничего не узнаёт. Тем не менее литература нужна, и общество в этом убеждено. Вопрос не в том, зачем это читать в школе, а в том, кто будет квалифицированно заниматься литературой с детьми в школе.

Без чтения художественной литературы прожить можно. Я не знаю серьезных социологических опросов, где бы мы видели, к чему приводит отсутствие чтения или наоборот. Но, думаю, очень сложно прожить без красоты и природы, без осмысленности.

Совершенно понятно, что художественная литература двигает вперед и говорит об идеале, о том, как прекрасен мир. Но есть пропасть между тем, о чем говорит художественная литература, и тем состоянием, в котором мы находимся. Художественная литература может быть маяком, но только в том случае, если человек готов куда-то плыть, или ему показывают, что жизнь — это плавание.

Огромное количество людей в мире читает, но огромное количество людей и не читает. Я не знаю, чем они живут — они живут физическим трудом или умирают, или им и так хорошо… Если мы берем студентов, то кажется, что все читают. Потом приходишь на занятия, люди не знают, в каком веке жил Пушкин. Я не знаю, что происходит с людьми, которые не читают книги, возможно, они думают только о бытовых и житейских вопросах, что тоже важно.


Татьяна Федорова,

автор методики ТОЛК (Театр, Общение, Любовь к Книге)

Зачем читать? Странный вопрос для взрослых. А как просто объяснить детям, что читать не только полезно, но и невероятно увлекательно! Ребенок может сказать нам: «Вот дорастем до вас, взрослых, и решим, а будет интересно, может и почитаем ваше „Муму“ Тургенева».

Как показать ребенку невероятно интересный мир? Думаю, что лучше книг рассказать об этом мире не может ничего. И веселее всего рассказывать обо всем через истории. Именно художественная литература дарит нам мир через истории. Мы читаем, потому что нам интересно узнать новое, узнать о тех местах, где мы не были, или о тех местах, что существуют только в наших фантазиях, узнать о прошлом и будущем, о героях и предателях. Именно в книгах мы узнаем себя и хотим видеть себя на месте героев!

Как же разбудить, привить, подарить любовь к книге?

  • Первый шаг к любви к книге — это удивление ребёнка. Подберите книгу из его интереса: ужастик, приключение, волшебство, романтику, детектив или фантастику, истории из прошлого, сказки, мифы и предсказания. Хорошая литература не делится на детскую и взрослую, это все условности. Потому, не торопитесь со школьной литературой, не заставляйте читать по списку. Предложите то, что вызовет удивление ребенка.
  • Второй шаг — это интерес. Интерес надо подогревать, как в сериале — а что будет дальше? Развить интерес можно через смену жанров и обсуждение впечатлений.
  • Третий шаг — в ожидании, в предвкушении, в выборе. Позвольте самостоятельно выбрать истории, и если книга подарит вам четвертый шаг — радость, восхищение, — то будет и пятый шаг к любви к книге — это доверие. Доверие к книге — это спокойствие через гарантию, что книга — это интересная встреча, как с любимым другом. Так возникает любовь, любовь к книге.

Читайте ребенку вслух с первых дней его жизни и не переставайте! Ни в пять, ни в семь лет, когда он уже может сам читать, ни в одиннадцать, ни в четырнадцать лет! Продолжайте читать вслух, обсуждайте и делитесь и тогда любовь к книге родится в кругу семьи. И если у вас проснулся интерес к совместному чтению, вот мой список книг, что удивляют:

  • Для мальчишек, что активны и непоседливы, любят спорт и дружбу рекомендую серию книг «33 несчастья» Лемони Сникет.
  • Для малышей с 3 лет обязательно и вдумчиво серию Туве Янсон о муми-троллях. Много любви, трепета и нежности, юмора и глубокой мысли.
  • Для девчонок, влюбчивых, весёлых и мечтающих — «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова.
  • Для маленьких и взрослых — стихи Хармса. Кстати, по ним весело гадать. Что будет завтра?
  • Для тех кто любит фантазии и приключения — «Изумрудный город» Волкова и поттериана Джоан Роулинг.
  • Считаю сильно недооцененным замечательного писателя Александра Грина его рассказы, поэмы, романы невероятно просты и многогранны. Вместе с ребенком сможете нарисовать карту нового мира, ведь рассказы Грина о замечательной стране Гринландии, карту, этой страны и ее морей, портов, заливов, островов вы сможете нарисовать сами.
  • А если вы хотите удивить подростка — прочтите с ним вместе, на ночь «Крысолова» — и для вас и для него обещаю глубокое впечатление и надолго. Также сильно и страшно «Страшная месть» Гоголя Н. В.
  • Братья Стругацкие и их произведения — это самые яркие впечатления моего детства. «Пикник на обочине» — короткое, сильное, яркое и очень актуальное.
  • Для романтичных барышень, для тургеневских девушек, глубоко и эстетически тонко — новеллы Ги де Мопассана.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Evgeny Atamenko / Shutterstock

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(4)
Подписаться
Комментарии(4)
Программа литературы сохранилась с советских времен, но теперь её наполняют новым содержанием. Цель — развитие логического мышления. Логика не для расчетов, а для принятия решений при наличии рисков (не путайте риски с вероятностями, которые описываются математикой, матстатистикой и теорией игр). В педагогику сейчас добавили новые термины, нацеленные на развитие компетентностей. Компетентности прагматичны. Литература является пока единственным (!) школьным предметом для развития ряда важнейших компетентностей эпохи интернета/социальных сетей/цифровой экономики (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/6194-ne-pustyye-znaniya-zachem-shkole-slovo-kompetentnosti-ne-razdrazhayemsya-srazu-razbirayemsya). Предмет литературы становится основой социализации подростков. Объем комментария не позволяет описать и обосновать подготовлю статью и надеюсь опубликовать её в своем блоге на следующей неделе.
Никакого отношения к социализации литература не имеет, именно в силу ее разнообразия — слишком разные миры и герои для конкретной и практической задачи. Социализация гораздо успешней и проще другими способами, которых не мало.
Единственное предназначение литературы — сделать мир человека еще ярче и разнообразней и получить удовольствие от этого. Но получать удовольствие в школе не учат, и никому не приходит в голову такая возможность, поэтому для многих детей изучение литературы в школе становится тяжкой мукой — им показывают средство для получения удовольствия с другой стороны, и оно становится источником скуки, и дополнительных неудобств.
Больше статей