Как повысить мотивацию учеников с помощью историй
Метод обучения через мотивирующие истории по школьной программе, или цифровой сторителлинг — это шаг в сторону субъектного подхода в образовании. Мы поговорили с партнерами Павловской гимназии, основателем и главой компании EdStories Александром Лохматовым и главой контентной группы Ольгой Бондаренко о том, какие инструменты использовать в обучении, чтобы дети не захотели отвлекаться и были готовы прочитать большую научную статью и даже попросить еще домашней работы.
Расскажите, пожалуйста, про EdStories. Что это за платформа, и в чем ее главная особенность?
Александр: Я говорил про EdStories с одним из коллег, который преподает в Сорбонне. Послушав, он оценил идею: «Да, действительно каждый раз, когда я начинал читать лекцию по новой теме, рассказывал какую-то интересную историю, которая бы заинтересовала и зажгла студентов, и уже после этого углублялся в тему». EdStories — это платформа таких зажигательных историй, но не в устном, а цифровом формате для школьной программы. Когда ученик мотивирован, он может свернуть горы. Мы — союзник учителя в том, чтобы дать ученику ту самую историю, которая раскроет тему с интересной стороны.
Ольга: Плюс к библиотеке таких историй есть простой редактор для учителя, где за минуты можно персонализировать любую историю, добавить свой аватар, шутку, понятную твоему классу, эмоции, юмор — то, чего так часто не хватает.
Получается, EdStories решает проблему мотивации учеников во время занятий?
Ольга: Да, тут есть прямая связь с тем, за счет чего платформа мотивирует ученика. Почему сейчас так сложно учиться? Почему происходит спад мотивации? Потому что образовательные материалы сильно отстают от окружающего мира и интересов детей, а обучающие истории показывают ученикам, зачем им эта информация. Например, давая связку непосредственно с миром ребенка и его интересами, мы пишем истории про задачи на движение через летающие мотоциклы и дроны, силу упругости и спортивные тренажеры, подходящие для карантина, и стили речи в связке со стилями одежды и цифровым этикетом. Дети с любопытством проходят интерактивную историю до конца.
Александр: Важно, что обучение через истории — это способ восприятия информации, который использовался веками, наш мозг привык к нему. Сторителлинг мотивирует к действию. Свежий пример — заметил, что «ферзевый гамбит» выучили и стали больше играть в шахматы после недавнего сериала «Ход королевы». О сторителлинге есть много исследовательских работ в разных дисциплинах, и интерес к нему растет в разных науках.
Какую роль сыграла в создании историй учитель математики в Павловской гимназии Ольга Струнина?
Ольга: Ольга Струнина была первым учителем в России, кто стал использовать истории на своих уроках. Она выступила методистом историй по математике в 6 классе.
Ольга Струнина: Я начала работать с EdStories, когда это была еще молодая компания. Это был потрясающий новый опыт. Мы придумывали истории, и я сразу показывала их своим ученикам в Павловской гимназии. Первые ученики, которым я включала эти классные анимационные ролики, сегодня учатся уже в 8 классе. Истории ярко и наглядно показывают связь твоего предмета со всеми аспектами жизни, то есть это та самая межпредметность. Мы с коллегами используем видеоистории как часть перевернутого урока, в качестве закрепления пройденного материала или домашних заданий. А когда однажды я забыла выслать ученикам ссылку на домашнее задание на выходные, ребята тут же стали напоминать об этом — им не терпелось поскорее увидеть истории и показать их родителям. Это ли не радость для преподавателя!»
Предлагая ученикам все больше развлекательных форматов, не уводим ли мы их от главного, от сути? Как не допустить перевеса в сторону игры?
Ольга: Всё важно на своем месте в нужное время. Обучающие истории — это не замена полезного блюда каким-то десертом. Наоборот, это витаминка, которую ты добавляешь в меню ученика, и он начинает расти, поскольку все остальные блюда с ней усваиваются лучше и быстрее. Большая опасность огромного количества развлекательного контента в Интернете — то, что он неинформативен и вступает в неравный бой с образовательным контентом, который, в свою очередь, очень скучный. Но если мы делаем его захватывающим, современным и близким ученику, то выигрываем негласную битву учителя против Netflix и TikTok.
Александр: Еще важно понимать, что цифровой сторителлинг не заменяет научную статью или учебник, которые надо прочитать, как не заменяет и упражнения на отработку пройденного материала — он дополняет их, отвечая на вопрос «зачем я это учу?»
Ольга: В наших историях много сюжетных переходов на внешние ссылки, научно-популярные материалы, дополнительные упражнения, а также сюжетные подводки к литературным произведениям, к которым ученик охотно обратится после. То есть история мотивирует его погрузиться в тему.
Кто та команда, что создает эти истории?
Александр: Волшебники, конечно. У нас большая международная команда, состоящая из методистов, учителей, дизайнеров и IT-специалистов. Плюс мы сотрудничаем со школами и университетами, это эксперты из Высшей Школы Экономики и РГПУ им. А. И. Герцена и CRI (Франция). И одна из наших миссий — усиливать межпредметное взаимодействие между учителями.
Ольга: У нас историк с биологом и литератором придумывают сюжеты в духе «Поэзия для ботаников», где Фет, Пушкин и Лермонтов приходят на контрольную по ботанике, но вместо строения листа сдают стихотворение и получают двойки. В школе у учителя чаще всего нет ресурсов, чтобы в три часа ночи осваивать предметы коллег, а потом создавать какой-то цифровой продукт.
Александр: Мы большое значение придаем не только методическому качеству, но и визуальной составляющей цифрового общения с учениками. Это «цифровая эстетика». В реальном мире мы ищем эту эстетику, а попадая в онлайн часто лишаемся ее. Поэтому нам важно привнести ее в свои истории. Недавно в Ведомостях была статья «EdTech ставит на массовость» на тему того, что качество цифровых обучающих сервисов пока не в приоритете. Мы стараемся это менять.
Сами ученики могут предложить идею для истории? Был ли у вас уже подобный опыт?
Александр: Да, мы активно используем идеи, предложенные самими детьми. Кроме того, у нас сейчас начинаются международные проекты, когда ученики будут развивать истории сами, в командах. Истории развивают гибкие навыки, например, могут развивать умение работать в команде. В Павловской гимназии вообще был уникальный случай: класс скооперировался, ребята нашли все ссылки на истории, которые им показывали на уроке математики, собрали в одном месте и пересмотрели перед годовой контрольной, что помогло написать ее лучше.
Ольга: Наши истории интересны даже взрослым. Опять же случай из Павловской гимназии, от замечательного учителя математики Ольги Струниной. Ей позвонил папа ученика и поблагодарил за историю, благодаря которой он вместе с сыном на английском языке разобрался в среднем арифметическом. С нашими историями можно, например, объяснять тему разностороннего треугольника через раскладку товаров на полках магазинов. Или превратить урок про двоякодышашую рыбу в рыб-баттл, а с диффузией разбираться через кулинарию.
Вы говорили, что платформа EdStories позволяет учителям редактировать истории и привносить в них что-то свое. Замечали ли вы культурный колорит или тенденции, свойственные для педагогов тех или иных стран?
Ольга: Каждый работает с историями по-своему, но культурный колорит, про который вы спрашиваете, есть. Более того, есть даже региональный. В целом, нет учителя, которому не нужно повысить мотивацию ученика, и преподаватели могут задействовать какие-то свои фишки, шутки, образы, понятные ему и классу. На вебинаре в Якутии учителям хотелось добавить в тему про отрицательные числа задачку про климат «Пойдешь ли ты завтра в школу, или будет слишком холодно?». В Эстонии педагоги взяли «Историю математика в Космосе» и добавили в нее блок про развитие космической отрасли в своей стране. Такой индивидуальный подход очень нравится детям. И учителям, конечно, тоже.
Под влиянием дистанта, всевозможных онлайн ресурсов учителя стали создавать собственные цифровые продукты. Что бы вы могли посоветовать неравнодушным коллегам?
Александр: Учителя — творческие личности, у них в запасе много интересных историй. Здорово, когда этот потенциал раскрывается. Мне кажется это ценнее, чем нефть и газ.