«Что за мазня, рисуй красиво!». Как изо в начальной школе играет против детей
До школы рисовать любят почти все дети. Их не волнует, хорошо или плохо, просто нравится сам процесс. А потом они попадают на изо, и всё заканчивается. Почему? Размышляет основатель студии «Летал и Шагал» Ольга Айзенберг.
В младших классах учитель рисования у нас был странненький. Не молодой уже человек, с залысинами и сальноватыми волосами, в задрипанном пиджачке (понятное дело — не от хорошей жизни), со скрипучим голосом. Он же, наверно, вёл у старших классов черчение. Чему он нас учил и как оценивал не помню, но ощущение от него как от человека «не на своём месте» осталось. А главное — тоскливое воспоминание о полном непонимании, что и как нужно нарисовать, чтобы получить нормальную оценку, по-прежнему щемит душу.
Переживают ли ваши дети об оценках по изо? А может быть вы и сами переживаете? Я попыталась разобраться, что не так с преподаванием изо в школе. Уточню: я беру среднюю типичную, как мне показалось по результатам моего маленького исследования, ситуацию, но прекрасно понимаю, что бывают счастливые исключения, которые появляются только по доброй воле отдельно взятых людей — учителей, и это замечательно. Результатом влияния каких тайных и явных сил становится пресловутый школьный урок изо?
У нас есть программа, соответствующая ФГОС. И мы там видим удивительные вещи
В первом классе к третьей четверти дети должны «изображать портреты персонажей народных сказок и литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу». К четвёртой четверти их мастерство должно вырасти до способности «наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм». Даже если вынести за скобки строгий канцелярский язык, прямо скажем, задача звучит весьма амбициозно, особенно учитывая сетку занятий — 1 урок в неделю.
Не менее важны тут и сами ученики со своими возрастными и индивидуальными (способности, темперамент, интересы) особенностями. Мы 10 лет работаем с детьми, которым 7-8 лет. Любая книга про детское рисование расскажет вам, что самый «нежный» возраст в рисовании — это как раз период начальной школы.
У ребёнка ещё отсутствует мастерство, но уже вовсю начинает расти внутренний критик
Если раньше он свободно рисовал для своего удовольствия, процесс был ему гораздо важнее, чем результат, и мотивация достижений ещё не сковывала его руку, и получались шедевры. Так говорили мама с папой и все остальные зрители.
Теперь же он школьник. Перед ним ставятся технически невыполнимые для него задачи, он оказывается в конкурентом окружении. Потому что всегда найдётся рядом сосед по парте, который рисует «красиво». Что происходит в этой ситуации чаще всего? Да, верно, ребёнок бросает рисовать. Потому что «всё равно не получится похоже» или «красиво».
Поэтому главная задача художественного образования в этом возрасте — сохранить мотивацию рисовать
Сделать это можно только оставаясь в рамках свободного рисования, очень аккуратно вводя ребёнка в мир средств и техник художественной выразительности. Показывая ребёнку бесконечное количество художников, стилей, техник, чтобы не загонять его в рамки шаблонов, которым он следовать ещё не может и не хочет.
Что же может предложить школа? На «беседы об искусстве» в первом классе отведено 2 часа в год. Понятно, что большего количества часов просто нет. Но это лишь подчёркивает абсурдность происходящего в этом образовательном процессе: программный предмет, которым некогда заниматься. И часто — некому. Это следующая проблема. Сплошь и рядом мы слышим истории о том, как изо ведёт учительница по русскому или географии. Конечно же, она может обожать изобразительное искусство, но всё-таки это неправильно.
Все эти факторы приводят к тому, что преподавание изо в школе теряет любой смысл. Что порождает к нему определённое отношение, закрепляемое в семье — зачем нам вообще это надо? А ведь этот предмет еще и оценивать надо. И это отдельная тема.
Что такое оценка в школьной системе? Фиксирование уровня усвоения материала или приобретения навыков
Как мы с вами уже поняли, фактически обучающего процесса на уроках изо чаще всего не происходит. Но оценивать надо. Учителя поставлены в такие условия, в которых самая «гуманистическая» стратегия — ставить всем, кто в принципе не проигнорировал работу, пятёрки, а саботажникам — двойки. В такой ситуации самым естественным было бы введение зачётной системы (зачёт/незачёт).
Но учителя остаются в рамках пятибалльной шкалы, совершенно бессмысленной и вредной в этом контексте, порождающей родительские обвинения в «субъективности» и «пристрастности» оценок. Некоторые родители так серьёзно к этому относятся, что приводят к нам в студию детей с запросом «научить рисовать красиво и подготовить к школе».
Вот мы и вернулись к грустному ученику, получившему «трояк» по изо, возмущённому родителю, обивающему пороги кабинета директора с жалобами и преподавателю, которому в этой ситуации больше всего хочется стать невидимым.
Очевидно, изменить эту систему просто и быстро вряд ли получится. Там много проблем и без изо. Но мы с вами, родители и учителя, можем сформировать адекватное отношение к происходящему. Если профессиональные учителя постараются внести хоть толику творчества и радости в учебный процесс, а родители поддержат ребёнка в его творческих проявлениях, и не будут придавать значения «субъективным» оценкам, всем станет чуточку легче.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Человек, который ставит тройку за рисунок ребенку, мне кажется, должен обратиться за помощью к психологу, и никакие ФГОСы тут ни причем.
Особенно дико это звучит, когда подобные вещи говорят совсем маленьким детям, просто подпевающим песне при включенном радио. Как будто ожидают, что из их рта будут доноситься голоса великих артистов. Сколько людей так поломали, неизвестно.
Поэтому;
Если сразу что-то получилось, замечательно. Возможно, ты действительно талант. Работай над собой. Ну и, конечно, наставник бы лишним не был.
Если не получилось, не беда. Ведь есть люди, которые тебя могут этому научить. Пора брать уроки и работать над собой.
PS: мой комментарий имеет довольно опосредованное отношение к этой статье, но всё же уместен :)