Проектный подход: почему студентов нужно пропускать через огонь, воду и воркшоп
Блоги04.08.2017

Проектный подход: почему студентов нужно пропускать через огонь, воду и воркшоп

Студент видит настоящий результат своей работы, а не просто оценку в зачётке

Обучение в IT невозможно без практики. Mail.Ru Group вместе с лучшими вузами ведут свой образовательный проект. В нём работают 140 преподавателей и заняты 2800 студентов. Руководитель образовательного направления Mail.Ru Group Ольга Августан рассказывает, как студенты создают реальный продукт, учатся планировать и соблюдать сроки.

Есть отличная история из книги «Art and Fear». Преподаватель керамики решил поставить эксперимент и разделил учеников на две группы. Тех, кто оказался в первой, он оценивал по качеству проделанной работы: через две недели каждый из них должен были сделать и принести один идеальный горшок. Учеников из второй группы преподаватель оценивал по количеству — им нужно было за две недели налепить как можно больше горшков. Когда пришло время подводить итоги, оказалось, что у «количественной» группы качество горшков в среднем было выше, чем у учеников из первой.

Вдохновляющий пример в подтверждение того, что практика — ключевой элемент обучения. Проблема в том, что сегодня студентам IT-вузов в процессе учёбы не просто не хватает практики. Если продолжать аналогию, они и к глине-то не притрагиваются пока учатся. При этом работодатели, естественно, ждут молодых специалистов, которые имеют опыт разработки, умеют работать в команде — в общем, готовы решать реальные задачи здесь и сейчас.

Нам в Mail.Ru Group, конечно, тоже хотелось, чтобы к нам приходили уже готовые к бою профессионалы — и мы запустили образовательные проекты совместно с ведущими техническими вузами России. Сегодня они работают в МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и СПбПУ. У каждого проекта своя специфика: веб-разработка и системная архитектура, big data, веб-разработка высоконагруженных проектов, мобильная разработка, java-разработка. Но в каждом случае в основе программы обучения лежит проектный подход.

За пять лет работы мы выпустили 442 IT-специалиста, большинство из которых сегодня работают в крупных IT-компаниях (в том числе и в нашей)

Проектный подход к обучению фактически позволяет студенту «потренироваться на кошечках»: он учится решать задачи и применять набранные знания в условиях, максимально приближенных к действительности. Все его представления и умения проходят проверку боем.

Проектная модель обучения предполагает, что студенты создают реальный продукт, последовательно выполняя задачи, которые ставит перед ними преподаватель. На реализацию отводится определенное количество времени: таким образом осваиваются навыки планирования и соблюдения сроков.

Есть принципиальная разница между традиционными зачётами и экзаменами, которые тоже требуют соблюдения дедлайнов, и сдачей проекта. В первом случае у студента остаётся только оценка в зачётке. Во втором он видит осязаемый результат своей работы, который можно добавить в портфолио или выложить на github. Это сильно повышает мотивацию работать — и в памяти при этом оседает куда больше информации.

Работа над проектом даёт студенту много бонусов, которые сильно повышают конкурентоспособность на рынке труда:

  1. Использование знаний и навыков из разных сфер. В ходе работы студенты учатся применять комплексный подход к решению задач.
  2. Совершенствование навыков работы в команде. Как правило, над проектом работают в мини-группах по два–три человека: это позволяет реализовывать более сложные технологии. По ходу студенты учатся распределять роли в команде.
  3. Развитие способности брать на себя ответственность и принимать решения.
  4. Развитие навыков ориентации в информационном пространстве и анализаторских способностей.

После обучения выпускники способны пошагово решать разные комплексные задачи: выявлять проблему, собирать информацию, строить гипотезы и проверять их. В общем, готовы ко встрече с реальным миром.

Роль преподавателя

Преподавателю необходимо чётко сформулировать задание, назвать основные критерии оценки проекта, обозначить этапы работы над ним и форму отчётности. Главное условие, которое ставит преподаватель, — чтобы результат работы был осязаемым. Скажем, если речь идёт о создании компьютерной игры, на выходе должен получиться продукт, готовый к установке и запуску.

Самых впечатляющих результатов можно добиться, когда проектный подход используется не изолированно, а в сочетании с другими методами обучения. Например, с групповым, когда наряду с созданием собственного продукта студенты регулярно участвуют в тематических дискуссиях, мозговых штурмах и рабочих группах.

Для наглядности приведу этапы реализации проектного подхода в Технопарке Mail.Ru и Технотреке Mail.Ru — наших образовательных проектах, которые мы реализуем совместно с МГТУ (Технопарк) и МФТИ (Технотрек).

Подготовка и формирование групп

На начальном этапе преподаватель определяет цели учебного курса — составляет список знаний и навыков, которыми должен обладать выпускник. Опираясь на эти цели, он разрабатывает техническое задание для одного или нескольких проектов с таким расчетом, чтобы в ходе работы студенты освоили всё запланированное. Затем определяются блоки проекта, сроки выполнения, формат отчётности и система оценки.

Один из важных факторов — презентабельность проектов. Готовые работы должны выглядеть эффектно, чтобы впечатлить жюри во время защиты проектов, дать студентам мотивацию и пополнить их резюме. Поэтому мы постоянно дорабатываем и совершенствуем формат выпускных проектов.

Когда вся подготовительная работа сделана, студентам предлагают разбиться на рабочие команды. Небольшой размер групп (два–четыре человека) позволяет разделить задачи так, чтобы никто не затерялся во время работы. Принципиально, что делать проект в одиночку нельзя, поскольку одна из целей проектного подхода — научить студентов работать в команде.

Пример из практики

«Ещё до начала подробной проработки курса мы решили, что в его основе должна лежать практическая задача. Она должна быть интересной, у студентов должно быть желание ею заниматься. Задача должна быть максимально модульной, так как мы не знали, какой уровень сложности соответствует уровню студентов. Кроме того, она должна быть достаточно близка к практическим кейсам, с которыми мы сталкиваемся в компании.

В качестве такой задачи мы выбрали создание сервера для браузерной игры на Java. Проектирование и создание каждого последующего модуля сервера опиралось на ранее созданные. Сложность решаемых задач росла с уровнем опыта и знаний студентов. Результаты всех семинарских работ вошли в финальный код сервера».

Работа над проектом

Когда описание задачи готово, а команды сформированы, преподаватель анонсирует проект, этапы работы над ним и формат итоговой защиты. На этой стадии важно заинтересовать студентов результатом. Также можно усложнить или упростить проект в зависимости от уровня их подготовки.

После этого проводится воркшоп, на котором у каждой из команд должна появиться рабочая идея для реализации. Некоторые команды приходят с готовыми задумками, остальным мы предлагаем ряд техник, которые помогают стимулировать генерацию идей.

Каждой команде назначают собственного ментора, который в дальнейшем будет следить за развитием проекта. Важно, что ментор не берёт на себя роль руководителя

Ведь одна из основных целей работы — дать студентам возможность научиться самостоятельно принимать решения. У каждого из наших менторов как минимум две команды подопечных.

На воркшопе менторы присутствуют в полном составе: они дают первый фидбек — советуют, как можно сделать идеи более конкурентоспособными и интересными. Поскольку среди менторов есть и технические специалисты, и UX-эксперты, и product-менеджеры Mail.Ru Group, команды получают оценку с разными точками зрения.

Итогом воркшопа является рабочая идея, которую команда будет развивать. Если на воркшопе качественную идею сгенерировать не удалось, ментор поможет это сделать.

Далее команды приступают к самостоятельной работе над проектом. Ментор следит за процессом: один-два раза в месяц он встречается с командой, чтобы проконтролировать ход работы. При необходимости ментор разбирает типичные ошибки студентов, даёт обратную связь и советует дополнительные материалы по теме. Принципиально, что задачи на каждом из этапов студенты распределяют в группах самостоятельно.

В ходе каждой встречи ментор ставит баллы, оценивая ход работы над проектом. Все менторы используют общую, специально разработанную шкалу с зафиксированными критериями оценки.

Пример из практики

«С необходимостью использования знаний из областей, не связанных с Java, студенты столкнулись уже на первом занятии. Создание браузерной игры невозможно только средствами Java. Для достижения результата недостаточно просто написать сервер. Для успешного решения учебной задачи нужно использовать знания, полученные в предыдущем семестре Технопарка в курсе «веб-технологии».

Мы выбрали разработку в небольших группах (по три–четыре студента). Это способствовало, с одной стороны, горизонтальному распространению знаний (студенты обучали друг друга), с другой — получению опыта работы в коллективе, возможности попробовать себя в роли разработчика игровой механики, фронтенда для игр и программировании служб сервера».

Защита проекта

По окончании работы студенты оформляют итоговый проект и презентуют его жюри, в которое входят топ-менеджеры Mail.Ru Group. Результаты работы команды, как правило, оцениваются по трём пунктам: содержание, характер работы в группе, представление проектов (по каждому выделяются пять-семь чётких и ясных критериев оценки). Преподаватель же может оценить свою работу по качеству оценок и активности студентов.

После получения вердикта комиссии студенты подводят итоги работы, высказывают пожелания, обсуждают оценки.

Пример из практики

«В процессе преподавания мы обнаружили интересную особенность проектного подхода и разработки в группе: роль преподавателя менялась от группы к группе. Некоторым группам было достаточно сформулировать задачу, выполняя на семинаре роль «заказчика», другим был нужен «старший программист», который может примером своего кода направить разработку в нужном направлении, третьим — «менеджер», который раздаёт задачи. Где-то к середине семестра сложились устойчивые модели отношений студентов в группе и роль преподавателя в каждой из них.

В результате примерно половина групп студентов успешно выполнила проект согласно предложенной в курсе архитектуре, а 20–30% существенно расширили задачу и сделали заметно больше, чем мы им изначально предлагали».

В чем секрет эффективности проектного подхода

Студентам важно понимать, что получаемые ими сегодня знания обладают практической ценностью, и завтра они смогут их использовать в реальной жизни. Проектная модель полностью удовлетворяет этот запрос и тем самым достигает основной цели — повысить мотивацию студентов.

Читайте также
Комментариев пока нет