6 мифов об обучении музыке: учиться с детства, играть как можно больше
Блоги23.11.2019

6 мифов об обучении музыке: учиться с детства, играть как можно больше

Без гамм и этюдов нельзя научиться играть на музыкальном инструменте, взрослым учиться играть сложнее, чем детям, без таланта и начинать не стоит — это всё заблуждения, не имеющие ничего общего с реальностью. Наш блогер Мария Трушина развенчала шесть мифов о музыкальном обучении.

1. Начинать учиться музыке нужно как можно раньше

Чтобы опровергнуть этот миф достаточно вспомнить легендарного советского пианиста Святослава Рихтера. Он начал учиться играть на фортепиано, когда ему было целых девять лет! Или, например, прославленного американского саксофониста Чарли Паркера, которому подарили саксофон тоже на девятилетие. Оба стали легендами мира музыки. Конечно, вспоминается и Моцарт, в восемь лет выступавший перед августейшими особами. Но всё-таки ранний старт — это необязательное условие. Если вам суждено стать великим музыкантом, вы им станете!

2. Во взрослом возрасте научиться хорошо играть нереально

Реально. Насколько хорошо зависит от вложенного времени и энтузиазма. Научиться играть для себя, родных, друзей, для домашнего музицирования доступно абсолютно любому человеку. Во взрослом возрасте в некотором смысле даже проще. Сам себя организуешь, мотивируешь и контролируешь. Подходишь к занятиям осознанно, понимая, что даёт то или иное упражнение. Кстати, решив осуществить мечту детства — учиться играть — не берите простенький инструмент, звук должен вам нравиться. Взрослые гораздо более придирчивы, в силу большего слухового опыта, а цена инструмента не даст вам так просто бросить занятия.

3. Для занятий музыкой нужен талант

Талант — это 90% труда. Для занятия музыкой, как и для всего остального, нужно желание. Нужно хотеть продолжать, даже если сегодня не получается. Завтра получится. Занятия музыкой не для избранных, оно для желающих. Вы же научились ходить? Это почти тоже самое: вы учите мышцы пока непривычным движениям, образуются новые нейронные связи. Поэтому просто не торопитесь, старайтесь допускать минимум ошибок — лучше медленно, но верно.

4. Без музыкального слуха музыкой заниматься нельзя

Можно. Музыкальный слух — это навык. Слуховой и аналитический. У кого-то он развит лучше, у кого-то — хуже. Но это не сверхспособность, и его можно развить при помощи упражнений. То же касается и чувства ритма.

5. Играть нужно как можно больше

Это тоже не обязательное условие. Играть нужно увлечённо и с удовольствием! Но не доводить руки до усталости, тем более, мышечной боли. Концентрированного 30-40-минутного занятия для начала достаточно. Гораздо важнее не отвлекаться. Лучше меньше, но качественно.

6. Нужно играть гаммы

Да простят меня музыканты-преподаватели! Это полезное упражнение, даже очень, но можно просто играть произведения. Этот секрет рассказал концертирующий пианист с консерваторским образованием!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Everett Collection)

Читайте также
Комментарии(2)
Я согласна не со всеми утверждениями. Некоторые особенности психики реально могут мешать выступать. Хотя на репетициях всё хорошо. И вот реально обидно бывает, когда музыка сочиняется, когда выступать хочется, а из-за нервов, несмотря на многочисленные выступения и тьму перепробованных методов, музыка начинает вызывать лишь отвращение вплоть до неприятия любых звуков. Лекарства либо бесполезны, либо ненадёжны, либо их опасно использовать. При этом, выступления с докладами проблем не вызывают, так как дрожащие конечности не особо мешают.
А случаи с отсутствием слуха, когда человеку непонятно, вверх или вниз идёт мелодия, хоть и редки, но имеют место. Но гораздо чаще люди принимают за отсутствие слуха непонимание, как владеть своим голосом. Если педагог хороший, то проблем далее не возникает, но не всем так везёт.
Фразы насчёт того, что взрослым учиться уже поздно, раздражают. Взрослые люди осознаннее подходят к обучению и, хотя у них память может быть слабее из-за болезней, они всё равно показывают хорошие результаты.
По поводу «позднего старта» Чарли Паркера: 9 лет — совершенно обычный возраст начала занятий на духовых. Кстати, автор не написал, занимался ли маленький Чарли до саксафона на другом инструменте. Короче, пример неудачный.