Как учить обществознание с помощью мультиков и фильмов
Я уже больше года преподаю обществознание в одном частном образовательном центре и постоянно чувствую нехватку интересных примеров для объяснения тем. Авторы учебников, на мой взгляд, пишут чересчур абстрактно и умозрительно. Я же стараюсь иллюстрировать все темы примерами, которые вызывают некоторый интерес у подростков. В ближайшее время я собираюсь поделиться некоторыми такими примерами, которые можно использовать на уроках обществознания. Они могут быть полезны и ученикам, чтобы лучше понять какие-то темы, и учителям, чтобы лучше объяснять эти темы ученикам.
Сегодня расскажу о теме «социальная мобильность». Те, кто не знает, что такое «социальная мобильность», — читайте внимательно. А те, кто знает, — можете пропустить два абзаца.
Социальная мобильность — это перемещение одного или нескольких человек в социальной структуре общества, изменение их социального статуса или положения. Социальная мобильность бывает вертикальной (восходящей — когда человек занимает более высокое положение; нисходящей — когда более низкое) и горизонтальной (когда человек переходит в другую социальную группу, меняет место жительства или работы без изменения своего статуса).
Кроме того, социальную мобильность делят на внутрипоколенную (изменение статуса происходит на протяжении жизни одного человека) и межпоколенную (когда дети имеют другой статус в обществе, нежели их родители), а также на индивидуальную (изменение статуса одного человека) и групповую (изменение статуса целой группы людей). Ещё один важный термин — канал социальной мобильности. Так называют способы, с помощью которых происходит вертикальная восходящая мобильность. Например, человек может добиться более высокого положения при помощи образования, бизнеса, политики, военной службы, брака и так далее.
Сейчас приведу несколько примеров из известных фильмов и мультфильмов, а вы попробуйте угадать, какие виды социальной мобильности показаны в соответствующем произведении. Если речь идёт о вертикальной восходящей мобильности, то назовите канал социальной мобильности. Ну а если вам в голову придут другие удачные примеры — пишите в комментариях.
Виды социальной мобильности в фильмах (и мультиках)
Главная героиня мультфильма «Зверополис» из детей фермеров пробилась в полицейские.
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, межпоколенная, индивидуальная, канал социальной мобильности — образование и работа.
Родители главной героини мультфильма «Головоломка» переехали с севера страны в Сан-Франциско.
Ответ: горизонтальная мобильность, групповая.
Главный герой мультфильма «Шрек» был живущим в лесу изгоем, а стал принцем.
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — брак.
Главный герой мультфильма «Суперсемейка» статус супергероя вынужден был сменить на работу офисного клерка.
Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная.
Главный герой фильма «Легенда № 17» Валерий Харламов вначале играл за ЦСКА, потом — за команду Чебаркуля, потом — за сборную СССР.
Ответ: вертикальная нисходящая и вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — спорт.
Главный герой фильма «Побег из Шоушенка» был банкиром, а стал заключённым.
Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная.
Главной герой фильма «Джанго освобождённый» был рабом, а стал вольным охотником за беглыми преступниками.
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — работа.
Главный герой фильма «Капитан Америка: первый мститель» был рядовым жителем Нью-Йорка, а после научного эксперимента стал супергероем, знаменитостью и руководителем диверсионного спецотряда.
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — наука и армия.
Главные герои мультфильма «Мадагаскар» переехали из Нью-Йорка, где были звёздами городского зоопарка, на Мадагаскар, где стали рядовыми представителями животного мира.
Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, групповая, внутрипоколенная. Ошибочно считать, что это горизонтальная мобильность, — она происходит без изменения социального статуса, здесь же он явно поменялся.
Ну и последний пример, с которым, правда, никто из моих учеников оказался не знаком, — замечательный фильм «Артист», где главный герой из звезды немного кино превратился в никому не нужного актёра, а главная героиня, наоборот, пробилась в звёзды.
Ответ: вертикальная восходящая и нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — кинематограф.