Химия на примере нот. Зачем технарям музыка, а журналистам — высшая математика
В школе до сих пор есть четкое разделение на «гуманитарные» и «технические» науки. И это плохо. Наш блогер Ангелина Ларичева рассказывает, как метапредметность помогает учить и учиться.
Творчество для «технарей»
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — вуз технического профиля, образование там получают будущие инженеры, физики, радиотехники, металлурги и другие «технари». И все они учатся понимать классическую музыку. 16-й год Политех включает в список обязательных дисциплин «Творческие семестры». Каждые две недели студенты собираются под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Игоря Ефимовича Рогалёва и доцента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Бориса Игоревича Кондина.
Для первокурсников это большая неожиданность — они приходят на лекцию и попадают не в аудиторию, а в концертный зал. Вместо лектора — композитор, а на сцене — симфонический оркестр. Это не односторонняя лекция, а диалог, в котором студенты учатся слышать, слушать и понимать музыку.
По словам соавтора и лектора образовательной программы «Творческие семестры», руководителя Культурно-образовательного комплекса СПбПУ Марины Арканниковой, мысль о всестороннем воспитании студентов не нова — один из основателей университета Сергей Витте еще более века назад считал, что воспитывать будущего инженера без должной гуманитарной подготовки нельзя.
Руководство университета не отходит от этой идеи и сейчас, продолжая включать в расписание творческие, музыкальные, литературные и историко-философские семестры. Подобных примеров в российской высшей школе нет. В западной, кстати, тоже. Из схожих идей — практика в Гарварде, но она не такая, как в СПбПУ. Там есть необходимый зачет по искусству, который можно закрыть, показав учебной дирекции билеты с мероприятий во внешней среде — с лекций, концертов, экскурсий.
Опыт других вузов
Студентка журфака МГУ Вероника Соловьёва встретилась на первом курсе с высшей математикой. Несмотря на то, что на практике ей вряд ли пригодится эта дисциплина, она считает, что главное — «не практические навыки, а умение думать в разных плоскостях, которое помогает развивать математика».
В Санкт-Петербургском горном университете студенты знакомятся с философией. Третьекурсник и будущий горный инженер Даниил Фролов говорит, что это важно, ведь «к гуманитарным дисциплинам возвращаешься всегда: начиная с общения с любым другим человеком, заканчивая политикой».
Интересные идеи и методики подачи материала встречаются и в военных высших учреждениях. В Пензенском артиллерийском инженерном институте на экзамене по физике курсант может увидеть перед собой постмодернистский роман Томаса Пинчона. Между яркими фантастическими описаниями сюжета погони (написанными, кстати говоря, физиком) прослеживается реальный физический эффект Допплера. И это не единичный случай — в том же институте на лекциях по термодинамике преподаватель Вячеслав Андреянов часто приводит эпизод из пьесы Тома Стоппарда «Аркадия».
Оказывается, разговор двух подростков о рисовом пудинге касается ключевых проблем второго начала термодинамики
По мнению Марины Арканниковой, сегодня в профессиональной подготовке кадров имеют значение не только профессиональные жесткие навыки — hard skills, но и гибкие навыки — soft skills — критическое и креативное мышление, эмоциональный интеллект.
«На наших „Творческих семестрах“ мы развиваем творческое мышление через систему зрелищных искусств (музыка, театр, кино). Наша задача — создать условия для становления творческой личности человека-деятеля, человека-созидателя посредством ценностно-смыслового диалога студента и преподавателя. Мы часто по итогам занятий читаем в социологическом опросе признания студентов о том, что кто-то „впервые услышал вживую симфонический оркестр именно в Политехе“».
Опыт школ
Учитель физики Сибирского лицея Надежда Филатова объясняет, что смежные уроки — лучший способ пробудить интерес ученика и приблизить его к самостоятельному открытию. Таким методом многие преподаватели пользуются в других дисциплинах.
Например, на уроках Школы юного филолога доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ Олег Лекманов говорит о важности знаний ботаники при анализе произведений Фёдора Сологуба. В Сибирском лицее на уроках физики школьники пишут хокку и синквейны, а в гимназии № 44 г. Пензы ведутся разработки интегрированных уроков, которые совмещают физику, ИЗО и музыку.
Сами школьники и студенты рассказывают, что многое запоминается, если ассоциировать материал с более понятными примерами из других наук. Они поделились интересными примерами:
- Объяснение алканов в химии на примере нот;
- Связь произведения Л. Н. Толстого «Ходите в свете, пока есть свет» и картины Н. Ге «Христос и Пилат». Задача — понять через композицию лица персонажей и цветовую гамму художника, настроение, которое соответствует настроению произведения; постараться понять, какого эффекта хотел добиться Толстой;
- Написание хокку на истории;
- Сравнение третичной глобулы с пружиной старого проводного телефона на уроке биологии;
- Цитоплазма — это бульон: изучение строения клеток через ассоциации с едой;
- Распределение электронов в электронно-графической формуле — типичная ситуация в общественном транспорте;
- Этюды, сценки и даже спектакли как объяснение правила на уроке русского.
Как это работает в «Сириусе»
«Сириус» — образовательный центр, который работает с одаренными детьми. По официальной информации на сайте центра, одна из основных задач педагогов — «развитие новых форм включения детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность». Я спросила преподавателей «Сириуса» общеобразовательных дисциплин об их методических экспериментах.
Учитель математики Султанова Олеся всегда показывает ученикам, что математика и окружающий мир — единое целое. Уроки геометрии о многоугольниках начинаются с живописи: класс рассматривает несколько картин, состоящих из многоугольников. На прошлой смене Олеся объясняла биологам тему функции через знакомые им тахографы. Математический язык сравнивается с другими — русским, английским. «Подобные ассоциации всегда помогают. Всё сразу запоминается», — добавила преподавательница.
Анастасия Орлова преподает в «Сириусе» химию. По её словам, искать что-то нехимическое в химии — тренд современного образования. Такую тенденцию можно заметить во многих областях, посмотрев открытые уроки конкурса «Учитель года России». Например, преподавать физику через музыку, изучать химию через нотную грамоту, одним словом — искать точки соприкосновения. Анастасия, безусловно, использует это в своей практике. Она считает — важно учитывать то, что в «Сириус» приезжают дети, которые глубоко погружены в музыку, искусство или спорт. Педагогу нужно перейти на их язык и показать, что он хотя бы «чуть-чуть в теме». Например, на уроке с художниками будут изучаться именно те химические реакции, которые приводят к получению пигмента. Свойства атома можно описать понятным языком через параллель с отношениями людей.
Классический пример педагога — фраза «противоположности притягиваются». В ходе урока оказывается, что этот закон также работает в свойствах кислот и оснований. Это подход через социальные науки. Может, такие идеи не всегда работают в науке дальше, но безусловно помогают показать ученику основы.
На мастерской «Сириуса» Текст 2.0 по вёрстке в Тильде также есть объединение предметов — с одной стороны словесность, написание текстов, с другой — информатика, оформление лонгридов на сайте.
Метапредметность: мода или будущее
Преподаватель и ведущая мастерских письма для школьников и взрослых Светлана Щелокова говорит о том, что смешение наук популярно еще и потому, что оно уже проникло во ФГОС, где качество оценивается через знания и умения школьников, в том числе через «метапредметные результаты». Эксперты в сфере образования ценят способность применять разные части знаний комплексно.
Суть метапредметности в том, что в реальном мире нет знаний по отдельности. Навык связывать разные области знаний важен еще и потому, что очень много работы сейчас происходит через интернет. Это значит, что узкая специализация работает редко, потому что человеку может понадобиться, например, общаться с коллегами из других стран, что требует как гуманитарных знаний (про смыслы, особенности поведения, культуру), так и технических (про пользование интернетом).
Конечно, мысль о всестороннем обучении должна развиваться дальше. Идеи, построенные на слиянии предметов, дают образованию возможность объяснить тему легко и понятно. Материал, который ассоциируется с чем-то ещё, запоминается быстрее и надёжнее.
К тому же такие смешения помогают воспитать разностороннего человека, который обладает широким кругозором и сможет применять знания из разных сфер на практике вместе. Если с актуальностью всё понятно, то открытым остается вопрос о том, какие тенденции будут появляться в образовании дальше. Несмотря на то что мы не можем заглянуть вперёд, точно стоит сказать — симфонии в Политехе и вышмат на журфаке нужны сейчас и будут нужны дальше в равной мере.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото на обложке: https://vk.com/whitehall_spbstu
По математике дают определение, а потом его используют в теоремах — всегда однозначно, без вариантов. Мои преподаватели математики начинали с просьбы сформулировать определение какого-либо свойства для множеств (цифр, чисел, операций…), а тогда я вынужден рассматривать варианты, а потом лишь приходил к определению.
Такое обучение математике ближе к обучению искусству, которое всегда предполагает варианты.
Можно из предметов литературы и истории исключить варианты, приблизив их к точным наукам, а тогда сомневаюсь, что они будут полезны для студентов с техническим направлением.
Вовлекаем ли в творческий процесс обучающегося? Если не вовлекаем, то ни музыка, ни литература, ни математика не сделают личность творческой даже при наличии разносторонних знаний → HTTP://mel.fm/blog/yury-nikolsky/12748-logika-protivorechy-pochemu-matematika-ushcherbna-bez-istorii-i-literatury
Наиболее интересные решения и открытия возникают «на стыке наук» или «на стыке дисциплин», именно потому, что задачи рассматриваются комплексно. И новые науки и дисциплины возникают при синергии различных направлений, в том числе технических и гуманитарных. Биокибернетика, биомедицина, биофизика — несколько тому примеров.
Увы, очень сложно научить структурному видению или аналитическому мышлению, но ограничивать человека узким выбором не рекомендуется, личность должна развиваться гармонично.
Примеры СпБ-ских вузов не новы. Прекрасны, но не новы.
Еще в конце 70-х (возможно и ранее, и сейчас) в известной 239 ленинградской физматшколе (теперь Президентский лицей) существовали традиции литературных вторников, когда в большом актовом зале на большой перемене (около 40 минут) силами учеников представлялись литературно-музыкальныз композиции, и это нравилось всем. Учебному заведению более 200 лет, и лишь в последние примерно 60 зафиксирована физико-математическая специализация, но при этом творческий потенциал учеников традиционно поощряется и развивается. Наверное, неспроста, из этой гимназии/школы/лицея выпорхнули Фаберже, Миклухо-Маклай, Борис Гребенщиков и Григорий Перельман — разные, но способные генерировать НОВОЕ.
Синергия — Хорошо. Ограничение — не очень :)