Написать в блог
«Дети нашей эпохи тоже нуждаются в спасении»

«Дети нашей эпохи тоже нуждаются в спасении»

Почему идеи великого Макаренко по-прежнему актуальны
Время чтения: 3 мин

«Дети нашей эпохи тоже нуждаются в спасении»

Почему идеи великого Макаренко по-прежнему актуальны
Время чтения: 3 мин

Жизнь в коллективе, труд, строгая дисциплина — эти принципы должны были сделать вчерашних беспризорников ответственными, самостоятельными людьми. Могут ли идеи Антона Макаренко пригодиться нам сегодня (и не только в воспитании детей)? Об этом ЧТД спросил академика Российской академии образования, педагога Бориса Бим-Бада.

Чем важны идеи Макаренко сегодня?

Макаренко, конечно, жив, но с ходом времени — для всё меньшего количества людей. Хотя это со всеми так. Платона и Аристотеля тоже не многие помнят.

Но он не забыт. В 1988 году ЮНЕСКО приняла специальное решение, где говорится, что Антон Макаренко — один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в наше время. Наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори.

И это не мёртвое наследие. Он переосмысливается в зависимости от того, какие проблемы выходят сейчас на передний план. Если в советское время актуальны были технологии и методики, то сейчас актуально требование Макаренко отказаться от всяких технологий.

«Только импровизация». Это его слова, я цитирую.

Как технологии и импровизация связаны с воспитанием?

Макаренко всегда опирался на чутьё — в тех контекстах, которые не связаны с бюрократией, с государственными требованиями. Там всё, напротив, начинается и кончается технологией, всё происходит по алгоритму, который удобен чиновникам. Чиновник же думает, что все люди почти одинаковы.

А настоящий педагог всегда знает, что его действия, его реакции, всё, что он привносит в общение, зависит от контекста. От этих конкретных детей, от их предыстории, от процесса их становления.

Люди вообще из рук природы выходят разными, и уже потом на эти особенности накладывается всё остальное. Поэтому воспитывает не социум, не институт, а ближайшее окружение

Мы воспитываем своим образом жизни, своей сущностью, своим поведением в целом. Это любимая макаренковская идея: мы воспитываем не тогда, когда думаем, что воспитываем, а когда на самом деле это делаем — через действия, а не нотации.

Для Макаренко воспитание — это упражнение в жизни, конкретная действительность. Поэтому попытки построить обучение на этой основе постоянно возникают и будут возникать. Они существуют в формате авторских школ: их уже все почти закрыли под разными предлогами, но некоторые всё-таки действуют.

Кто вырос из школ-коммун Макаренко?

Я не знаю, как повлиял Макаренко на жизнь его учеников. Это очень трудный вопрос. Значимых исследований с хорошей выборкой не проводилось. А делать обобщения на основе одного-двух примеров мы не можем.

Но если хотите мою гипотезу — полагаю, что хорошо. Думаю, это им однозначно не навредило. Тем более что одна из важнейших целей Макаренко — поддержать, сохранить индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка. Давать ему силы укрепиться в лучшем и не поощрять то, что не получается.

Он поддерживал самостоятельность, умение стоять обеими ногами на земле, побеждать. Ну и, конечно, старался разбудить лучшее в человеке

Иначе стал бы он поручать бывшему вору возить огромные деньги из финотдела? Этот знаменитый эпизод его «Педагогической поэмы» подкрепляет мысль Макаренко: как можно больше требовать и как можно больше доверять.

Макаренко работал с беспризорниками. Его подходы были актуальны в тяжёлые 1920-е годы, когда страна только оправилась от Гражданской войны. Сейчас, когда всё относительно спокойно, есть ли потребность в его методах?

А никаких различий нет. В наше время невзгоды детей, которые растут без родителей, приняли совсем другое обличье, но дети не стали менее несчастными.

Сегодняшние дети, которые не получают родительского внимания, отличаются только формой сиротства. Конечно, они нуждаются в спасении.

Макаренко показал, что педагог — спасатель в житейском море, где опасности на каждом шагу. Дети нашей эпохи тоже нуждаются в спасении. Нуждаются в людях, которые покажут им, что они могут гораздо больше, чем от них ждут. И больше, чем они сами думают. К сожалению, современных Макаренко вокруг почти не видно.

Как вы их себе представляете?

Я знаю таких. Со мной, например, давно переписывается учитель физкультуры с Дальнего Востока. Глубокий, интересный человек; водит ребят в походы. Думаю, что таких много, просто они не очень-то… выпячиваются. Делать своё дело, не привлекая внимания, — так проявляется их инстинкт самосохранения.

Подходят ли идеи Макаренко для самовоспитания? Может ли взрослый человек что-то почерпнуть в них для себя?

Взрослый человек, если он обладает самосознанием и способностью самоуправления, может вспомнить главную идею Макаренко: воспитывает не способ, не метод, не техника, а образ жизни.

И тогда этот продвинутый взрослый обратится к своему облику и попытается понять, что он несёт в себе: что нейтрально, что абсолютно бесполезно, а что вредно.

Чтобы взрослый учился по Макаренко, он должен быть по-макаренковски требовательным к себе. Зная при этом, что хорошие черты не придумаешь, их нельзя сымпровизировать. Но их можно тренировать. Ведь воспитание — это тренировка в жизни. Будешь тренироваться — будешь расти.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Комментарии(1)
Конечно, воспитание определяется средой. А среда обеспечивает образ жизни воспитуемого подростка. Взрослые должны понимать, чем послушание отличается от дисциплины (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/29357-poslushaniye-ili-distsiplina-chto-vospityvayem). Ведь именно взрослые формируют образ жизни. И это еще раз подтв...
Показать полностью
Больше статей