Концовка как у хорошего сериала: 5 вопросов о том, как и зачем читать «Обломова» в школе
Концовка как у хорошего сериала: 5 вопросов о том, как и зачем читать «Обломова» в школе

Концовка как у хорошего сериала: 5 вопросов о том, как и зачем читать «Обломова» в школе

Софья Гончарова

24.04.2024

Эту книгу даже современники автора считали несовременной, ее герой — воплощение лени и апатии, на него не хочется быть похожим, ему трудно сопереживать. Тем не менее уже 170 лет это один из главных романов русской литературы. В чем же его секрет и как можно заинтересовать историей Обломова десятиклассников?

Что нужно знать о времени, в которое создавался роман

Гончаров работал над книгой в общей сложности 12 лет — «Сон Обломова», фрагмент будущего романа, был опубликован в 1848 году. Потом писатель на 9 лет уехал в кругосветное путешествие и продолжил работу только в 1857-м. Пока он путешествовал, в России изменилось практически всё.

Черновая рукопись первой части романа Ивана Гончарова «Обломов» и номер журнала «Нива», в котором печатался роман. Фото: А. Пушкин / РИА Новости

1848–1855 годы назвали «мрачным семилетием»: именно в эти годы по Европе прокатилась волна антимонархических революций. Чтобы не допустить этого в России, император Николай I отреагировал традиционно — репрессиями и ужесточением цензуры. В частности, по его указанию весной 1848 года был создан так называемый Надцензурный комитет, который уже после публикации проверял на предмет «запрещенных мыслей» всю печатную продукцию, которую до публикации проверял Цензурный комитет.

В книге Светланы Волошиной «Власть и журналистика» подробно рассказывается об этом времени и приводится такой пример:

«Министр внутренних дел Петровский сообщил, что, по дошедшим до него сведениям, из Франции привозятся к нам конфеты с наклеенными на них различными девизами и даже маленькими книжечками, которые по выходе с таможни поступают прямо в продажу, ускользая через то от рассмотрения цензуры и от преследования полиции. Петровский ранее счел нужным сообщить об этом министру финансов, для принятия зависящих от него мер, так как неблагонамеренные люди могут воспользоваться этим способом для распространения вредных и злонамеренных мыслей».

В 1853 году начинается Крымская война, которая отнимает последние экономические и военные силы. А еще демонстрирует: крепостная и консервативная Россия заметно отстает от других стран. После смерти Николая I начинается либеральное правление Александра II: наученный опытом восстаний и неудачной войны с Турцией, он в конце 1850-х годов готовит реформы отмены крепостного права, судебной системы, местных властей, военной сферы — в общем, всех сторон жизни России.

Поэтому у Гончарова конца 1840-х еще актуален образ Обломова как «лишнего человека», который не находит своего предназначения в консервативной стране и выбирает лежать на диване и размышлять. А герои второй половины романа 1850-х годов — это сильная Ольга и Штольц, который едет в Крым, строит дом и занимается хозяйством в годы, когда перестраивается экономика всей страны.

Сон Обломова. Иллюстрация Владимира Табурина к роману Ивана Гончарова «Обломов». Фото: Public domain

Однако Обломов будто продолжает оставаться человеком «золотого века», то есть конца 1840-х: «Примета «золотого века» особенно заметна в описании Обломовки, переносящей героя в другое время — в эпическое. Обломов постепенно погружается в вечность. Подлинный смысл его жизни — не гнаться за Штольцем в тщетной попытке быть современным, а, наоборот, в том, чтобы избежать движения времени.

Обломов живет в своем автономном времени, поэтому и скончался он «как будто остановились часы, которые забыли завести»», — пишут русские эссеисты Петр Вайль и Александр Генис в работе «Обломов и другие».

Что нужно знать о главном герое книги

На первой же странице романа Гончаров заявляет: «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Обломовщина — не лентяйство, а особенное состояние гармонии и внутреннего равновесия, повышенной чувствительности к окружающему миру.

Сформированный Обломов — это новая рефлексия на тему «лишнего человека». Хотя он отличается от других представителей литературного типа: в отличие от Онегина, он не способен с оглядкой на общественное мнение убить друга, путешествовать и хотя бы немного измениться ради любви. В отличие от Печорина, он не считает возможным играть своей и чужими судьбами. Обломов старается быть самим собой от начала и до конца и не ставит себя выше других.

Приезд Штольца. Иллюстрация Владимира Табурина к роману Ивана Гончарова «Обломов». Фото: Public domain

Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать, поэтому для них Обломов мертв (сначала духовно, а к финалу романа — буквально). Но с его точки зрения, работа — проявление алчности и суетливости, а жизнь и смерть сливаются воедино, между ними есть только его излюбленное промежуточное состояние: сон, мечта, воспоминание об Обломовке.

Что говорили про «Обломова» современники Гончарова

Всю первую часть романа Обломов лежит на диване, неохотно общается со слугой и гостями — это герой, подход которого к жизни противоречил настроениям 1850-х годов. Всю Россию сотрясают споры славянофилов и западников, либералов и революционеров, а герой романа Гончарова — лежит и спит.

Литературные критики буквально обрушились на Гончарова: «Та публика, которая любит внешнюю занимательность действия, нашла утомительною первую часть романа потому, что до самого конца ее герой все продолжает лежать на том же диване, на котором застает его начало первой главы. Те читатели, которым нравится обличительное направление, недовольны были тем, что в романе оставалась совершенно нетронутою наша официально-общественная жизнь», — вспоминает Николай Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».

Разрыв Обломова с Ольгой. Иллюстрация Владимира Табурина к роману Ивана Гончарова «Обломов». Фото: Public domain

Зачем читать «Обломова» в школе? Что там интересного?

Роман Красильников, учитель литературы, доктор филологических наук:

«Вспомним фразу Пушкина: „Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа“. Другими словами, если мы хотим стать мыслящими, сложными существами, нам придется иметь дело со скучным: работать со сложными текстами, требующими усидчивости, терпения, размышления, понимания. Плюс „Обломов“ в каком-то смысле готовит нас к восприятию непростых произведений Достоевского и Толстого».

Все, кто дочитает роман до конца, смогут заново, как в хорошем сериале, переосмыслить всё произошедшее

Потому что буквально на последней странице выясняется, что историю рассказал «полному литератору с апатическим лицом» не кто иной, как Андрей Штольц. А Штольц — классический «ненадежный рассказчик» (как, например, Гумберт Гумберт, главный герой набоковской «Лолиты»). Он увел у друга невесту, и, скорее всего, не всё из того, что он говорит, — правда.

Смерть Обломова. Иллюстрация Владимира Табурина к роману Ивана Гончарова «Обломов». Фото: Public domain

Изучая роман на уроках литературы, можно попросить школьников сравнить Обломова и Штольца или обсудить выбор Ильи Ильича — десятиклассники с удовольствием включаются в беседу на «взрослые темы». Чтобы отойти от скучного обсуждения того, «что хотел сказать автор», можно устроить дебаты (одна половина класса отстаивает позицию и идеалы Обломова, другая — Штольца), почитать, что писали о романе современники Гончарова, вместе посмотреть фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Или, например, попросить кого-то из класса создать телеграм-канал Ильи Ильича либо разработать концепцию кафе «Обломов».

Фото на обложке: М. Филимонов / РИА Новости; Wikimedia Commons / Public domian

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет