«Часто дети сами не понимают, что они любят классическую музыку»
«Часто дети сами не понимают, что они любят классическую музыку»
«Часто дети сами не понимают, что они любят классическую музыку»

«Часто дети сами не понимают, что они любят классическую музыку»

Учитель музыки и бывший участник шоу «Голос» — о проекте, творчестве и восхищении детьми

Саша Шведченко

4

15.10.2019

Из уроков музыки в школе, как правило, люди помнят только портреты композиторов над доской, старое расстроенное пианино и «Лунную сонату» Бетховена. Но оказывается, всё бывает совсем по-другому. Учитель музыки Никита Савельев, который в 2016 году принял участие в шоу «Голос», рассказал, зачем музыка нужна детям и какими мелодиями живёт молодежь.

Коллеги думают, что на уроке мы только поём

Уже два года я работаю в школе № 851 учителем музыки и педагогом-организатором, а ещё мы вместе с коллегой возглавляем воспитательный отдел. Я пришёл в школу, потому что устал от нестабильности в музыкальной индустрии. Да и мне всегда была интересно преподавать, у меня даже есть педагогическое образование. До этого работал музыкальным руководителем президентских проектов — делал для них всю музыку. Также продвигал своё творчество, но этим я занимаюсь и сейчас.

Об уроках музыки в школе сложился стереотип, что это скучно. Многие коллеги думают, что на уроке мы только поём и больше ничего не делаем. Хотя на самом деле есть обязательная программа и минимум, который должен знать ребёнок. На самом деле, урок музыки — это урок культуры, она развивает общий кругозор. По сути это предмет, который должен идти вкупе с историей и литературой. На музыке мы изучаем исторический аспект: как она развивалась от народной до современной, изучаем жанры.

Сейчас существует большая проблема: люди не разбираются в музыке, они её не понимают. Молодежь в основном слушает то, что модно, а те, кто постарше, учитывают только свои вкусовые предпочтения, не зная, что вообще происходит в музыке. Но если мы с начальной школы будем приучать детей быть слушателями, не судить категорично, любить разную музыку, принимать и знать её — тогда у нас вырастет совсем другое поколение, которое будет смотреть на всё совершенно другим взглядом.

Дети не знают, что любят классику

Ну уроках мы проходим как классическую музыку, так и современную. Часто люди сами не понимают, что они любят классику. Например, дети смотрят диснеевские мультфильмы, а в них, как правило, звучит симфонический оркестр. Композиторы, которые пишут музыку к различной анимации, — это современные классики, потому что они ориентируются на каноны классической музыки. Дети об таком даже не подозревают.

В пятом-шестом классе мы проходим историю развития эстрадной современной музыки, от пятидесятых годов и до наших дней: джаз, рок-н-ролл, нью-вейв, британский рок, Битлз, зарождение и развитие рок-музыки, диско, потом соул и хип-хоп — в общем, все жанры, которые существуют.

К шестому классу дети уже достаточно хорошо разбираются в них. Они понимают, какими были артисты, почему вообще появился тот или иной жанр. Детям действительно это интересно, у них есть представление о взаимосвязи поколений.

Сейчас они слушают Билли Айлиш, но могут проследить цепочку и знают, кто стоял у истоков этого жанра

Базис, который все должны знать, мы, конечно же, тоже проходим, но стараемся преподнести его в нескучной форме. То есть современную музыку слушают только пятые и шестые классы. Когда мы затрагиваем связь поколений, допустим, проходим народную музыку, мы тут же обращаемся к современным композиторам, которые используют её в своем творчестве — например, певец Стинг или вообще Джах Калиб.

Часто с детьми мы проводим музыкальные «угадайки» — угадываем музыку, которую мы проходили по программе, песни из фильмов, мультфильмов, сериалов, компьютерных игр. Таким образом дети раздвигают свои границы понимания музыки. У них вообще очень разнообразный вкус. Они слушают электронику, классику, есть любители рока. Со стороны ведь кажется, что дети слушают только то, что в моде. Но это не так.

У меня такой принцип: на уроках мы максимально вовлечены в процесс, а поощрением становится то, что я не даю домашних заданий. Как правило, дети хорошо запоминают, когда они общаются, обсуждают и дискутируют. На уроках у нас всегда есть обратная связь, а всю информацию, которую дети получают, мы закрепляем.

Каждый урок у нас бывают «двухминутки», когда мы вспоминаем основные термины и понятия, артистов и факты. В течение учебного года дети, конечно же делают проекты — рассказывают про своего любимого артиста и какой-то конкретный жанр. Всё это происходит в формате так называемого форума.

У нас в школе есть телевидение, радио и мастерская организации концертов

На базе школы мы открыли медиапространство, где работает несколько направлений — они не только про музыку, но и вообще про творчество. Мы предлагаем всем, у кого есть интерес, в этом участвовать. Мы не пытаемся отсеивать более или менее талантливых, а принимаем туда исключительно по желанию. Бывает, что люди, которых ты не сразу замечаешь, раскрывают свои таланты позднее.

У нас есть СМИ, где дети полностью занимаются сайтом, инстаграмом, другими социальными сетями. Есть ТВ-студия — там трудятся журналисты, работают с камерой, снимают, монтируют. У нас есть те, кто занимается концертной деятельностью — это не только артисты, но и сценаристы, организаторы, техники. А ещё у нас есть радио — там тоже целая группа детей, которая занимается только этим. Главная цель — сделать так, чтобы всем было интересно, и желающих действительно много.

Мы делаем в школе мероприятия «под ключ», собираем творческое ученическое самоуправление и учим их, как правильно писать сценарии, как делать нетрадиционные мероприятия — в формате спектаклей, иммерсивных шоу. Номера с классных руководителей не собираем, нам важно, чтобы организаторами были именно дети. К 11 классу они уже могут сами сделать качественное и классное шоу. У них много креативных идей, потому что дети всегда немного впереди нас.

В «Голос.Дети» идут уже подготовленные люди

В 2016 году я участвовал во взрослом шоу «Голос» и добрался до этапа «слепых прослушиваний». Если говорить про «Голос.Дети», то, на мой взгляд, туда идут уже подготовленные люди. Это дети, которые не просто поют у себя в школе, развлекаются дома, а люди, которые уже по сути выбрали свой путь на долгие годы вперед. Они готовятся к профессиональной жизни.

Проблема скорее в том, как детей настраивают родители и чего они хотят от этого конкурса. Если вы себе ставите задачу просто победить и стать популярным, — то, конечно, вам не стоит туда идти. Потому что в первую очередь это опыт, который поможет понять, как всё работает изнутри. Ведь одно дело — смотреть по телевизору: совсем другое — прочувствовать это на себе.

Конечно, ребёнок должен быть психологически устойчивым. Нужно быть уверенным в себе и чётко понимать: есть вероятность, что ты не пройдешь или выступишь не так, как можешь, потому что это совсем другой уровень. Задача педагогов и родителей правильно настроить ребёнка.

Если они сделали всё грамотно, участие будет только в плюс. Если же нет, тогда у ребёнка, конечно, травмируется психика

Даже у взрослых все этапы конкурса очень стрессовые: сначала тебе нужно отправить видео, потом тебя приглашают на очный кастинг, где сразу же записывают твоё выступление, а потом — слепые прослушивания, где ты фактически живёшь три дня, уезжаешь только домой поспать. Но я не думаю, что организатору нужно думать об этом с точки зрения психологии и не считаю, что за этим можно как-то проследить.

Я думаю, что ситуация, которая случилась на последнем «Голос.Дети» — это просто ещё один пиар-ход Первого канала. В последнее время у проекта рейтинги сильно падают, ведь, как правило, такое шоу живёт три года. Чтобы как-то привлечь зрителя, я думаю, и была спровоцирована эта ситуация.

Даже если ты научишь чему-то одного ребёнка из тысячи — это большой шаг

У детей есть внутреннее движение, которое уже после двадцати лет начинает приостанавливаться. Часто говорят: «А, в наше время дети были лучше и знали больше». Но сейчас поколение очень интересное: они умные, они умеют правильно работать с информацией. Зачастую они могут чего-то не знать, но они способны достать эту информацию и правильно её донести.

Работать с детьми — одно удовольствие. Во-первых, это много позитивной энергии, которую они дарят, а во-вторых, они делают тебя лучше, заставляют быть тебя современным, идти в ногу со временем. Они переворачивают твой мир, да и мир вообще. Кроме этого, ты сам становишься лучше, наблюдая за детьми. Даже если ты научишь чему-то одного человека из тысячи — это большой шаг. Ты влияешь на ребёнка, а он — на тебя. В итоге ты даже начинаешь лучше разбираться в своей работе.

От бюрократии в школе никуда не уйти, у нас страна такая. Но тем не менее быть учителем — это всё равно творчество. Хотя всё зависит от темперамента и человека: ты на любом месте можешь делать свою работу интересной, если ты горишь идеей и стараешься что-то улучшить.

В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.

Комментарии(4)
Класс! Вот это уровень! Вот бы в каждую школу такого учителя музыки, с таким вкусом, знаниями, пониманием детей.
Лика, я тоже пришла в восторг от статьи, от человека, «всё не так уж плохо, есть внутри еще надежда» с такими людьми! Человек знает что делать и делает, такое важное дело-учить детей понимать, слушать музыку. Моё уважение.
Здорово! Значит будем жить
Показать все комментарии
Больше статей