Написать в блог
23 классических и современных радиоспектакля для детей
спецпроект

23 классических и современных радиоспектакля для детей

11 040
4

23 классических и современных радиоспектакля для детей

11 040
4

23 классических и современных радиоспектакля для детей

11 040
4

Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, телевизоры считались роскошью, а детские передачи можно было услышать только по радио. Сегодня аудиосказки снова становятся популярными — их можно слушать в любое время и любом месте, если под рукой есть телефон. Для спецпроекта «Мела» и Storytel литературный критик Лиза Биргер рассказала, как появились радиоспектакли в России и что можно послушать вместе с детьми.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

История советского радиотеатра начинается в послевоенные годы, когда вместо сводок с фронта захотелось услышать из приёмника что-то оптимистичное. На радио как раз научились записывать спектакли — до этого все передачи шли в прямом эфире. Первые режиссёры радиотеатра получили возможность записывать спецэффекты (целые отделы занимались воем ветра и скрипом снега под башмаками) и использовать записи симфонических оркестров. Но что ещё важнее, в радиотруппы вошли актёры старой театральной школы — ученики Мейерхольда и Станиславского с эталонным московским выговором. И одна из главных причин слушать радиоспектакли сегодня — именно эта образцовая речь. Кроме того, в театре, даже если он только говорит, сказки оживают. Мы слышим перезвон бубенцов на карете Герды и шорох золотых ящерок, бегущих по медной горе.

Золотой век радиотеатра (1940 — 1950)

В 30-е годы Роза Марковна Иоффе была режиссёром детского вещания и делала передачи для дошкольников — всякую политически безопасную «Машу-растеряшу». Во время войны она записывала военные сводки Аркадия Гайдара. А после наступил её звездный час. В 1945 году Иоффе придумала «Клуб знаменитых капитанов» — многосерийный радиоспектакль, выходивший до начала 1980-х. В каждом выпуске сражались со злом герои классических приключенческих романов, например, Синдбад Мореход, Капитан Немо, Робинзон Крузо или барон Мюнхгаузен.

Кроме того, у Иоффе появилась труппа — актёры, которых она сама научила работать для радио. Её главной звездой была Мария Бабанова, когда-то не поделившая роль первой актрисы театра Мейерхольда с Зинаидой Райх. Настоящим открытием для Иоффе стало появление магнитофонных бобин. Она создала целую библиотеку спецэффектов для правдоподобности звука. Так появилась возможность сопровождать действие музыкой, а ещё менять звук, ускоряя и накладывая друг на друга плёнку. Детский радиотеатр, придуманный Розой Йоффе, очень скоро стал самостоятельным, и уже новые режиссёры свободно пользовались её открытиями.

«Оле-Лукойе»

Режиссёр: Роза Иоффе, 1946

Первый спектакль Розы Иоффе с Марией Бабановой в главной роли. Символично, что для послевоенной истории была выбрана сказка Андерсена, меньше всего связанная с реальностью. Жизнь есть сон — и хорошие дети видят прекрасные сны, а плохие дети не видят ничего. Роза Иоффе впервые использовала звуковые эффекты: перезвон колокольчиков изображает возмущенный грифель, а тоненький хор букв передаётся ускоренной плёнкой. Музыкальный оркестр Бориса Шермана исполняет обработанные мелодии Эдварда Грига, тоже сказочные, ведь всё здесь — чудо, сон. Впервые атмосфера спектакля была не менее важна, чем сам сюжет.

«Хозяйка медной горы»

Режиссёр: Роза Иоффе, 1947

И снова Бабанова в завораживающей роли волшебной хозяйки Урала. Соавтор спектакля — инсценировщик Сергей Богомазов, который сложил пьесу из четырёх сказок, да так, что сам Бажов остался весьма доволен постановкой. В дальнейшем Богомазов останется одним из главных инсценировщиков советского радиотеатра, который прекрасно умел сочетать скорость сюжета с гэгами и шутками. Именно он в ответе за «Трёх толстяков», «Приключения Чипполино» и «Старика Хоттабыча».

«Снежная королева»

Режиссёр: Александр Столбов, 1949

Спектакль по пьесе Евгения Шварца. В победе Герды над злой Снежной королевой ещё слышен отголосок другой, великой Победы, и детская вроде бы сказка разворачивается под величественную музыку Виктора Оранского. Поставили его Борис Бибиков и Ольга Пыжова — знаменитая пара педагогов, воспитавшая не одно поколение киноактёров.

«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Режиссёр: Роза Иоффе, 1949

Спектакль Розы Иоффе окончательно закрепил «Буратино» в роли главного детского произведения 20 века в СССР. Все роли в нём исполнил Николай Литвинов — он был и Лисой Алисой, и Котом Базилио, и Буратино, и Мальвиной. Слушатели писали на радио возмущённые письма: столько прекрасных исполнителей, а указали почему-то только одного человека. Дело не столько в актёрском таланте Литвинова, сколько в экспериментах Иоффе: она крутила, ускоряла и накладывала плёнку, пока не получила хор самых разных голосов.

«Три толстяка»

Режиссёр: Николай Александрович, 1954

Радиоспектакль ученика Розы Иоффе в инсценировке Сергея Богомазова был записан не только для радио, а сразу на грампластинку «Мелодии».И стория о бесстрашном Тибуле и героической маленькой Суок до сих пор кажется одновременно весёлой («Как из камня сделать пар, знает доктор наш Гаспар») и пронзительной сказкой о том, что добро всегда побеждает зло. Нужно лишь немного подождать. Неслучайно она вышла на следующий год после смерти Сталина.

«Маугли»

Режиссёр: Валентин Плучек, 1957

Версия «Маугли» Сергея Богомазова, несомненно, повлияла на все последующие постановки и легла в основу советского мультфильма. Джунгли здесь — опасное место, где находится место и для настоящего предательства, и для настоящего подвига. Работал над «Маугли» главный режиссёр театра Сатиры, замечательный ученик Всеволода Мейерхольда Валентин Плучек. Он привлёк к постановке всю свою выдающуюся труппу и Симфонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского, исполнявший торжественную музыку Николая Сидельникова.

«Маленький принц»

Режиссёр: Роза Иоффе, 1961

Одна из последних работ Розы Иоффе вышла одновременно с грампластинкой на «Мелодии», и не в последнюю очередь благодаря ей сказка Экзюпери приобрела в СССР культовый статус. Текст читают всего два актёра: Мария Бабанова в ролях Принца и его Розы и Алексей Консовский во всех остальных ролях, но каждому персонажу была дана его музыкальная тема. Так, по мнению Иоффе, точнее передавалась аллегоричность сказки Экзюпери.


Не только телевидение (1960 — 1980)

Роза Иоффе поставила больше 200 радиоспектаклей для детей. Но что ещё важнее, она воспитала целое поколение актёров радиотеатра. И когда в начале 60-х её в результате интриг изгнали из Всесоюзного радио, у неё остались ученики. Первым среди них был Николай Литвинов, ведущий «Радионяни» и до своей смерти в 1987 году — главный голос детского радио. Его правильный московский выговор с характерным оканьем стоит слушать как пример высокой театральной речи. Кроме Литвинова, по радио всегда можно было услышать Зиновия Гердта, Анатолия Папанова, Георгия Вицина и особенно одного из любимых учеников Иоффе, Ростислава Плятта. Он часто участвовал в радиопостановках и сам шутил, что на радио стало «слишком много пляттства». На радио к тому времени появились радиоверсии легендарных детских спектаклей: вахтанговской «Принцессы Турандот», мхатовской «Синей птицы». Но не меньшим событием были, например, инсценировки современных детских сказок — и не только того же «Незнайки», но и сказок чешских или венгерских авторов.

«Спящая красавица»

Режиссёр: Михаил Пахтер, 1965 год

Под музыку Чайковского в исполнении оркестра Большого театра сказку Андерсена в обработке Зои Чернышёвой читают лучшие актёры того времени: Светлана Немоляева, Василий Лановой, Мария Бабанова. Сама Зоя Чернышёва до того, как стать сценаристом и режиссёром радиодрам, играла в оркестре Большого театра и в своих постановках сохранила любовь к музыке и масштабам. В истории радиотеатра Зоя Чернышёва осталась не только своими замечательными постановками — именно она собрала в бывшей квартире дочери в Большом Овчинниковском переулке музей-студию радиотеатра. Теперь здесь можно услышать старые радиопостановки и увидеть трещотки и дощечки, с помощью которых в театре изображались звуки улицы, стук копыт, шум ветра.

«Доктор Айболит»

Режиссёр: Вадим Коростылёв, 1969

Эта версия сказки Чуковского советскому зрителю, конечно, известнее как фильм Ролана Быкова «Айболит-66». С Быковым в роли Бармалея и Олегом Ефремовым в роли Айболита. Но и в радипостановке, вышедшей два года спустя, удалось передать напряжение пьесы Вадима Коростылёва — с беспокойной обезьянкой Чичи, коварным Бармалеем и рассудительным Николаем Литвиновым в роли доброго и строгого Доктора.

«Волшебник изумрудного города»

Режиссёр: Евгений Фридман, 1965

Актёру и режиссёру Евгению Фридману, к сожалению, удалось снять только один фильм, прежде чем его изгнали из советского кино, — замечательный «Остров сокровищ» 1971 года. Зато в истории радио он остался дивной постановкой «Волшебника изумрудного города». С песнями на мелодии Геннадия Гладкова и лучшими радиоактёрами того времени в главных ролях — Папановым, Бабановой, Вицыным.


Аудиосказки в смартфонах (наше время)

Казалось бы, радиотеатр для детей должен был тихо умереть ещё тогда, когда на смену короткой эпохе радио пришёл век телевидения. Однако смерть его всегда объявлялась преждевременно. Новые возможности для записи открывают дорогу новым актёрам и режиссёрам. И вот уже появляются новые аудиоспектакли, не хуже старых.

«Детский остров. Лучшие стихи»

Режиссёр: Антон Лушев, 2014

Фёдор Степанов — актёр, режиссёр, сценарист и обладатель награды «Серебряный микрофон» Нью-Йоркского фестиваля радиопостановок. Он один из немногих актёров сегодня, который продолжает традиции классического радиотеатра. Его истории оживают за счёт музыки и актёрского мастерства. Особенно актёра притягивает классика приключенческой литературы для детей. И как Роза Иоффе открыла слушателям «Клуб знаменитых капитанов», так Степанов ведёт свой счёт знаменитым выдумщикам — «Том Сойер», «Питер Пэн», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров Сокровищ».

«Звери ищут лето»

Режиссёр: Константин Арбенин, 2016

Константин Арбенин и его группа «Зимовье зверей» были не первыми, кто придумал делать рок-версии детских сказок. Например, за несколько лет до этого группа «Краденое солнце» записала свою версию знаменитой сказки Чуковского с Юрием Шевчуком в роли медведя. Но адресатом Арбенина были именно дети, которым через запоминающиеся песни рассказывали, как важно бороться, чтобы тебя не съели.

«Дорога уходит в даль»

Режиссёр: Елена Бутенко-Райкина, 2017

К 70-летию одной из самых пронзительных подростковых советских книг артисты театра «Сатирикон» во главе с Константином Райкиным поставили радиоспектакль. В нём слушатель в полной мере чувствует жизнь еврейского Вильно конца 19 века, всё напряжение борьбы семейства героини. Для нескольких поколений советских детей «Дорога уходит в даль» была главной книгой о победе добра надо злом, пусть так оно и остаётся.

«Алиса в стране чудес»

Режиссёр: Владимир Хлестов, 2005

На знаменитой грампластинке 1976 года «Алиса» была с песнями Высоцкого — кстати, первая официальная его запись. В радиоспектакле 2005 года нет песен, тут читают классический перевод Нины Демуровой. Но примечательны актёры: Николай Фоменко в роли Чеширского кота, например, и, конечно, Рената Литвинова в роли Алисы.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
«Тем не менее» — в каких случаях обособлять, а в каких — нет
Как проверяют учителей перед тем, как взять на работу?
К комментариям(4)
Комментарии(4)
А как же Пеппи Длинный чулок? Советский же тоже. И хороший)
Записи послевоенных спектаклей сохранились?
Сколько лет автору статьи? Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, телевизоры считались роскошью, а детские передачи можно было услышать только по радио. Зачем так начинать статью вообще, что за бессмысленная вода? Ильяхова на вас нет. :D
Показать все комментарии