Отмените эту физру. И изо. Зачем школе все эти предметы
Блоги28.10.2020

Отмените эту физру. И изо. Зачем школе все эти предметы

Разделение на важные и неважные уроки появляется уже в первом классе: математика и русский — важно, рисование и физра — не очень. Многие (и дети, и родители) априори ждут хороших оценок по этим предметам. Наш блогер, учитель начальных классов Ольга Катаева, считает такое отношение неправильным.

Конец четверти — горячая пора: контрольные, проверочные, самостоятельные. Родителям тоже непросто: пора исправлять «двойки» и «тройки», полученные детьми месяц назад, потому что отрицательные отметки портят средний балл. Вот тут-то и обостряется вопрос «нужных» и «ненужных» предметов, «основных» и «неосновных».

Многие родители считают, что по «неосновным» предметам должны автоматом ставить 5: «Он пришёл на урок, принёс краски, что ещё надо?» Учителя отшучиваются: «Краски ещё нужно открыть, не испачкавшись, и воду в баночку налить, не пролив». Задайте любому учителю вопрос: «Какой предмет самый важный?» и учитель ответит, что предмет, который он преподаёт. И приведёт много (хотя бы три) аргумента для подтверждения своего мнения.

Возможно, нынешняя система обучения требует перестройки и обновления. Классно-урочная система была введена ещё известным педагогом Я. А. Коменским в 16 веке, а в России — М. Ломоносовым, в 18 веке. Возможно, после апдейта многие предметы утратят свою актуальность, вместо них появятся новые. Но пока что никаких изменений не происходит, и мы должны сделать всё возможное, чтобы учиться было комфортно здесь и сейчас.

А сегодня главная миссия школы — развитие личности обучающегося, его способностей. На эту цель работают все предметы учебного плана. Для родителей приоритетным остаётся получение знаний в школе.

Школа же давно пытается подстроиться под стандарты и дать «удочку вместо рыбы» каждому ребёнку

По логике родителей «пятёрки» нужно ставить по физкультуре — за наличие формы и умение ходить по кругу, по музыке — за умение выучить песню, по изо — за наличие красок и баночки.

Ведь знания, которые дадут на этих предметах, нигде не пригодятся. А кому нужно — пойдут в спортивные, музыкальные и художественные школы. Раньше говорили о гармоничном развитии личности. Эта задача у школы осталась. Гармоничной можно назвать ту личность, у которой развиты ум, душа, сердце и тело. Предметы, которые есть в программе, направлены на решение этой задачи. Часто дети, имеющие знания, не могут применить их на практике, не могут воспользоваться в новой изменённой ситуации. Эти дети не научены учиться. У них развит ум, но не всегда развиты душа и сердце. Они умеют заучивать и воспроизводить знание, но не могут это знание применить и трансформировать.

«Зачем заниматься на таких никчёмных уроках?» — вопрошают родители. Для чего нужны такие специфические предметы как физкультура, музыка, изо? Для их изучения обязательно нужен талант, «бесталанные» никогда не смогут получить 5 — так считают родители. Хорошо. Талант и способности не у всех проявляются с рождения. Как развить талант ребёнка, если он не пробует заниматься спортом, музыкой, пением, рисованием и т. д.? Как развить душу, сердце и тело?

Чтобы получить 5 по физкультуре, талант не нужен. Физкультура — предмет, который формирует культуру тела

Музыка — предмет, который вводит ребёнка в мир искусства, развивает слух, голос, ритмику, делает понятной сложную для восприятия классику. Изо вводит в мир живописи, показывает, как цвет, свет, линия, композиция помогают восприятию окружающего мира. Эти предметы учат слушать и слышать другого учителя, воспринимать, заучивать, воспроизводить, применять специфическую информацию. Учат эмпатии и развивают функциональную грамотность, в том числе эмоциональный интеллект. Поэтому отметки на «никчёмных» уроках ставят не за талант.

Может, это только на словах так красиво, но практика показывает, что многие таланты стали талантливыми именно тогда, когда поймали свой первый мяч, первый раз нажали клавишу «до» на фортепиано, макнули кисть в баночку с водой. Всё это случилось на таких «неосновных» и «ненужных» уроках как физкультура, музыка и изо. Школа открывает глаза на мир и помогает быть счастливым в этом мире. Почему же родители так этому сопротивляются?

На обложке: М. Бусиловский. Игра в мяч

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментарии(5)
Вы написали статью для того, чтобы просто ее написать. Задаете много вопросов, причем не только от своего имени и даете банальные ответы.
А реальность такова: единицы учителей по изо, музыке и физкультуре преподают свой предмет так, чтобы дети полюбили рисовать, заниматься спортом и просто умели слушать музыку и не боялись петь.
Если бы вы были хорошим учителем, то понимали бы следующее: ставя по этим переметам плохую оценку, учитель навсегда отбивает у маленького человека интерес к ним. Плохие оценки по физкультуре, музыке и изо, это оценки работы учителя.
Как вообще можно оценить эти предметы по пятибальной (фактически четырехбальной) шкале?
Я отвечу: никак, это невозможно. Могут быть только две оценки: «молодец» и «постарайся еще». Видимо, это пять и четыре, если уж без оценок никак.
Меня смущает в музыке и ИЗО то, что я не знаю программы и критериев оценки.
Вот передо мной учебник истории — я вижу тему параграфа, я могу посмотреть вопросы после него и понять, готов ли мой ребенок к уроку. И если нет — послать его учить еще или разобрать какие-то непонятные моменты вместе.
А вот ребенок приносит рисунок с двойкой внизу. На листе нечто круглое с узорчиком. Ну это не Кандинский, конечно. Но что исправлять-то?
Они проходили методы построения симметричных узоров в круге? Какой-то из конкретных стилей народной росписи? Там должна была быть какая-то идея? сюжет? символизм? Там как-то не так подобраны цвета? Или просто недостаточно аккуратно? Ребенок говорит, что надо было срисовать с доски. .
А вот еще рисунок, на котором оценки нет — только роспись учителя, что она его видела. Хорошо? Плохо? А что хорошо и что плохо?

Конечно, разобраться можно. Но если предмет действительно непрофильный и среднегодовая четверка всех устраивает, то я предпочту лишний раз рассказать о композиции на примерах в компьютерном дизайне (которым он увлечен), или порисовать на природе (не стремясь уложиться в 45 минут), или сходить в музей (возможно виртуальный)… то есть буду вести себя так, будто этого предмета нет, а ответственность за художественный вкус ребенка только на мне.
Эти предметы «не важные» просто потому, что на них ничему не учат. На музыке хором поют песни, и учитель делает замечания только по поводу поведения и знания текста. На ИЗО надо срисовать картинку. На физре — бегать, бегать и бегать. А учителя оценят поведение и природные задатки, ну или результаты дополнительного образования. Развитие гармоничной личности не предполагает оценок по данным предметам в принципе, но предполагает развитие интереса (для того, чтобы потом дополнительно развивать таланты) и любви к физической активности (физкультура), и к прекрасному (ИЗО и музыка).
Теоретически, вроде бы должны учить. По ИЗО где-то должны быть история искусства, жанры живописи, светотень, перспектива, композиция (это я пару методичек просмотрела мельком). Но да, на практике, учитель если и говорит об этом, то дети его не особо слушают — ведь надо успеть еще срисовать то, что на доске.
По музыке (как мы узнали за время прошлого дистанта, когда начались тесты и доклады вместо хорового пения) они изучают знаменитых композиторов, музыкальные жанры, и, еще помнится, были обрядовые песни в большом количестве. Но, опять же, это дистант. Пока идут обычные уроки — «выучил слова песни — пять».
Т.е. там может быть что-то познавательное и поэтому могут быть оценки. Но по факту оценки ставят как раз за то, за что не хотелось бы за процесс творчества. И если это «плохо, два» — то, какая тут любовь к прекрасному?
Показать все комментарии