Многодетные семьи и эгоисты: почему современные подростки в будущем не хотят детей
Блоги04.08.2019

Многодетные семьи и эгоисты: почему современные подростки в будущем не хотят детей

Когда-то большинство семей в России было по нынешним меркам многодетным. Сегодня чаще можно встретиться семью с одним ребёнком, а кто-то и вовсе отказывается от идеи заводить детей. Какие причины, кроме материальных, влияют на это? В сложном вопросе постарался разобраться наш блогер Юрий Никольский.

С поиском решений по проблемам демографии я познакомился в 90-е годы. Тогда команда, в которую я входил, работала по выработке решений в интересах районных центров России. Опросили почти всех старшеклассников и студентов младших курсов в этих городах. Им надо было ответить, сколько детей они хотят в будущем. Ответ представлен на диаграмме.

Что препятствует желанию иметь больше детей? Называли неуверенность в будущем, зарплату, жильё, детские сады и так далее. Через месяц ту же группу молодёжи попросили опять дать ответ на тот же вопрос, но при условии, что у них не будет материальных препятствий к тому, чтобы завести детей. Результаты ответов представлены на следующей диаграмме.

А вот официальная статистика по количеству семей с детьми сейчас, когда прошло чуть более 20 лет.

Матерей-одиночек в три с лишним раза больше, чем матерей в многодетных семьях. Из каких семей произошли матери многодетных семей? Можно вспомнить тревожную статистику, что 80% семей, находящихся за чертой бедности, — это семьи с детьми. Исследования прошлых лет показывали, что чаще многодетные семьи живут в сельской местности, а в мегаполисах противоположная ситуация. Почему? Из-за того, что люди в мегаполисах быстрее отказываются от патриархальных традиций? Возникают и другие вопросы. Без ответа на них трудно понять эффективность политики государства, нацеленной на рост рождаемости.

Вне всякого сомнения, помощь от государства многодетным семьям необходима. Она хоть как-то позволяет нивелировать разницу в возможностях для детей. Но у меня нет ощущения, что помощь государства мотивирует родителей к рождению ещё одного ребёнка. Получается, что решение проблемы надо искать в другом, не в материальном достатке. На поиск причин разного отношения к рождению ребёнка меня натолкнул разговор старшеклассников, который я случайно подслушал.

Они обсуждали, сколько родители платят налогов, подсчитали, какой процент от этих налогов возвращался в образование, потом — во сколько обходятся одежда и питание для детей. Домашний труд родителей перевели в денежные суммы. Это всё они делали весело. Ощущение, что просто прикалывались.

Тут одна девушка из группы подытожила, что она должна отдать деньги государству, а вернут малую часть из них, и за возвращение её же денег она должна отдать сына под начало какому-то патриоту, который будет продолжать выкачивать из её семьи деньги, но уже безвозвратно. Рядом сидящий юноша тут же стал развивать тему, как можно вернуть побольше своих кровных. Молодёжь была в состоянии весёлого возбуждения, а я задумался о демографии и причинах низкой рождаемости.

Подумал, как организован социологический опрос о желании или отказе иметь детей. Опрашиваемый выберет готовые ответы из того, что ему предложили составители в опросном листе. Будет ли в списке причина отказа? К примеру, опрашиваемый не хочет возиться с ребёнком, сторонится лишних забот, боится ответственности. Таких вариантов в опросном листе я не припомню. Если даже они и были, то далеко не каждый в этом признается даже самому себе. Получается, что уже в самом опросном листе заложено искажение истины.

Трудно доверять опросным листам, а поэтому попробуем разобраться в проблеме иначе.

Скажу очевидное: все предыдущие столетия рожали без материальной помощи, а в каких-то странах даже пытались ограничить рождаемость

Что с тех пор изменилось в жизни людей? Чем отличается жизнь ребёнка в деревне с натуральным хозяйством от жизни в мегаполисе? В деревне он с первых лет жизни ухаживает за растениями и животными. Ребёнок с раннего возраста приучается заботиться о ком-то. Это становится его естественной потребностью. А в городе он сидит за уроками. Уроки — это забота о себе любимом: троечник — чтобы не ругали за двойки; отличник — чтобы выделиться среди других. В городе отсутствует естественный процесс, который формирует потребность о ком-то заботиться.

А как же уроки труда, которые предлагают восстановить? На уроках труда старались воспитать трудолюбие, но оно не было связано с заботой о ком-то. В лучшем случае — подарок маме. Труд в системе школьного воспитания — это такая же необходимость, как домашние задания. Подчеркну — не естественная потребность, а необходимость выполнения общепринятых правил.

В советское время пионеры шефствовали над октябрятами, а комсомольцы —над пионерами, но это больше напоминало отношения между старшими и младшими, даже отношения начальника и подчинённого. Поэтому и эта форма воспитания далека от той, что реализуется при естественных условиях жизни натурального хозяйства.

В школе не принято поднимать тему любви. Молодого Маяковского волновало: «Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» («Облако в штанах»). Пушкин назвал «Евгений Онегин» романом, так как писал о любви. Много ли школьников вспомнят раскаяние Евгения: «Свою постылую свободу я потерять не захотел»? У Гончарова в его «Обломове» центральной темой становится любовь, но не о ней обычно говорят на уроках. У школьной программы иные цели, она выстроена так, что любовь отодвинута на задний план. Процесс обучения не формирует потребности заботы о близких людях.

А как с литературой для родителей по воспитанию детей? Обычно в печатной продукции пишут об одном ребёнке. Если и пишут для тех, у кого несколько детей, то не как воспитать заботу и любовь, а как предотвратить конфликты.

Бизнес мог бы формировать заботу о других, ведь предприниматель должен понять потребности клиента, а иначе не сможет реализовать себя. Но в нашей стране и к бизнесу отношение не как к умению удовлетворять потребности других, а лишь как к источнику прибыли.

Без формирования потребности заботы о других вырастает эгоист, который не хочет возиться с ребёнком, сторонится лишних забот, боится ответственности

Получает ли ребёнок удовольствие от того, что позаботился о ком-то? Если нет, то, повзрослев, будет считать появление детей обузой, сопровождаемой материальным бременем.

К счастью, это не поголовно. Кто-то с годами, как Евгений Онегин, понимает, что в жизни нужно что-то ещё, кроме удовлетворения физиологических потребностей, удовольствий, денег и карьеры. Чаще всего с возрастом к желанию иметь детей подталкивает одиночество. Как известно, желание возникает в подсознании, а объяснение желания формируется в другой части мозга. Логика не совсем точно характеризует то, что существует в подкорке. Это как с произведением искусства. Можно объяснить картину, но не удаётся точно сформулировать, почему она вызвала эмоции. Даже один и тот же городской пейзаж вызывает у людей разные чувства. Одних радуют новые кварталы, а у других они вызывают отторжение.

Полвека назад родителям советовали заводить собак, чтобы дети за ними ухаживали. Так предлагали воспитывать желание заботиться о других. Но где выгуливать питомцев в современном мегаполисе? Страшно представить, что будет, когда утром после завтрака все дети выскочат со своими любимцами во двор, окружённый высотками.

Потребность заботиться о ком-то входит в генетическую основу любой личности. Она закрепляется в подсознании в детском возрасте. Я использовал современные подходы к воспитанию, о которых рассказано в книге «От года до пятнадцати». Но любые рекомендации неполноценны лишь при одном любимом ребёнке. У меня сложилось впечатление, что лучше, когда в семье хотя бы три ребёнка. Об этом в статье не напишешь, нужна книга. Поэтому решил свою позицию лишь проиллюстрировать, взяв байку из своего семейного архива. В ней о том, как рождение третьего ребёнка использовано для развития любви и заботы о брате, которого ждут и желают о нём заботиться.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии(26)
Ekaterina Petrosova
Очень плоская статья, раньше в период СССР вообще понятие личности обычного человека было размыто, после войны всей страной поднимали демографию не один десяток лет, опять же постоянные политические потрясения, в которые усиленно втягивалось население, дабы внушить чувство общности и приобщённости к жизни страны. Теперь хоть и живём как и прежде «на отшибе „, но у людей всё же формируется понятие ситуации в стране и отстранённости от неё, так как ни один уважающий себя индивидум не хочет нести ответственность за происходящее сейчас усиленное противостояние мирового будущего и ‚нашего‘ пережитка прошлого. Если простой человек, живущий в России, очень хорошо понимает это положение дел и осознает какое место он занимает по шкале возможностей воспитать счастливых, обеспеченных, образованных и самодостаточных личностей, а именно первое с конца, то он сто раз подумает, над возможностью дать жизнь человеку, у которого потом не будет возможности прожить её полноценно. А в деревнях сейчас вообще полный крах: в школах учителя доживают свой век, один пенсионер ведёт по пять предметов, откуда спрашивается там будут мыслящие люди? Отсюда и плодовитось — живут " на авось пронесёт».
Консалтинг
Ekaterina Petrosova
Соглашусь, что ни одна статья не способна охарактеризовать всю проблему целиком. Проблема многофакторная. Екатерина, Вы решили охарактеризовать ещё одну её плоскость. Тем, кто формирует решения по демографии, полезно обозревать весь спектр мнений. Выражаю Вам спасибо от их имени.
Елена Жибоедова
Мы наивно полагаем, что имеем великую силу, чтобы влиять на людей вокруг нас, что можем что-то сказать и этим изменить своего ребенка или близкого человека. Нет! Не ты изменяешь своего ребенка! Бог делает это! Божий Промысл изменит твоего ребенка.

Где сейчас твой ребенок? Где сейчас твой муж, твой знакомый? Мы не знаем, что они делают, но Господь рядом с ними. Нельзя по телефону преследовать дорогого тебе человека, задавая ему каждые 10 минут вопрос: «Где ты, что ты делаешь?», «Ты знаешь, который час?», «Когда же ты вернешься домой?»

Надо довериться Богу и сказать от всего сердца: «Боже мой, передаю в Твои руки человека, которого люблю!» И поверить, что Господь позаботится о нем, и успокоиться. И тогда увидишь, что Бог не оставит его.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Доброго дня
Консалтинг
Елена Жибоедова
На бога надейся, а сам не плошай.
Лариса Николаевна
Женщина, что-нибудь представляющая из себя в интеллектуальном плане, с рождением должна выпасть из полноценной социальной жизни на пару лет. Потом не наверстаешь. Кричащие о демографии должны понять, что женщина — это не только животные инстинкты и пеленки. У нее есть еще и МОЗГИ. Она хочет состояться как специалист, а не только как детородильная машина и нянька. Демографам неплохо было бы задуматься и о государственном алиментном фонде, чтобы не женщина с ребенком на руках выбивала алименты из папашки, а получало деньги от государства, которое бы стрясло деньги с папашенции.
А общий кризис любви и доверия добил окончательно вопрос деторождения!
Консалтинг
Лариса Николаевна
Все так. Получаете удовольствие от того, что заботитесь о других, или только при заботе о себе? Люди разные. У каждого свое соотношение между эгоизмом и альтруизмом. И что должно делать государство ради роста рождаемости? Какие есть потребности у матери кроме материальных? Я не стал об этом писать. Я лишь выразил сомнение, что действия государства ведут к росту рождаемости. И в этом смысле поддерживаю крик Вашей души.
Показать все комментарии