6 математических игр, для которых нужны только кубики
Переживаете, что ребёнок за лето забудет математику? Или волнуетесь, что у школьника проблемы с умножением или счётом? Эта подборка вас спасёт! В блоге проекта «Математические тропинки» Александр Маркеллов собрал 6 простых, но очень интересных игр — понадобятся только игральные кубики!
1. «Четыре в ряд»
Помогает тренировать сложение и вычитание
Что понадобится: распечатанное поле и от 2 до 4 кубиков.
Правила очень простые: чтобы победить, нужно первым закрыть 4 числа в ряд. А число можно закрыть, если получить его как ответ при сложении и вычитании точек, выпавших на кубиках. Чем больше кубиков — тем сложнее счёт и больше тренировки. Поля вы можете скачать по ссылке.
2. «Посчитай и забери»
Игра для тренировки сложения, вычитания и знакомства с числами
Понадобится 4 игральных кубика и 10 маленьких жетонов (это могут быть камешки, пуговицы, мармеладки и т. д.).
Как играть:
- каждый игрок начинает с 2 кубиками и 5 жетонами;
- цель игры — захватить все жетоны другого игрока;
- на счёт «раз-два-три» оба игрока бросают свои кубики. Каждый игрок складывает сумму своих двух выпавших цифр. Тот, у кого получилось число больше, получает возможность «украсть» жетон у другого игрока;
- продолжайте играть, пока один из игроков не соберет все 10 жетонов. Обычно на каждую игру уходит 10–15 минут. Если это слишком долго для вашего ребенка, вы можете установить таймер и объявить победителем того, у кого больше жетонов, когда время истечёт.
Другие варианты игры:
- При выпадении двух одинаковых чисел у игрока он забирает у соперника 2 жетона, а не 1 (это может ускорить темп игры).
- Для детей младшего возраста вы можете просто использовать по одному кубику и сосредоточиться на узнавании цифры, а не на сложении. А для детей постарше попробуйте использовать три кубика!
- Вы можете отрабатывать не только навыки сложения, но и вычитания. Вычтите меньшее число из большего, и игрок с большей разницей сможет забрать жетон у другого игрока.
3. «Больше всех»
Весёлый способ потренироваться в умножении: игра с кубиками, в которую можно играть и дома, и на переменке в классе. Понадобится один кубик (детям нравится, когда у каждого есть кубик своего цвета, поэтому, если у вас есть разноцветные кубики, это сделает игру еще интереснее!), ручка и бумага или распечатка таблицы для подсчета очков, как минимум 2 игрока.
Цель игры: стать игроком с наибольшим общим счетом после шести бросков кубика. Каждый бросает кубик — игрок с наибольшим выпавшим числом начинает игру. Ход переходит по часовой стрелке.
Начало игры: игрок один бросает кубик. Он записывает свой счет за этот бросок, умножая число на кубике на цифру от 1 до 6 на выбор. Ход переходит к следующему игроку.
Запись очков: итак, для каждого хода игрок умножает число на кубике на число от 1 до 6. Но: каждое число от 1 до 6 может быть использовано только один раз. Например, если на кубике выпало 6, игрок, скорее всего, захочет умножить это число на 6 (получится 36), и записать его в соответствующее поле.
Однако, если игрок уже заполнил строку «х6» на предыдущем ходу, он должен выбрать число из свободной строки и умножить результат кубика на это число.
Победа: в конце 6 ходов каждого игрока все ячейки будут заполнены. Затем игроки суммируют результаты всех 6 раундов. Игрок с наибольшим количеством очков побеждает.
Другой варианты игры: игроки могут делать по 12 бросков (в файле таблицы есть расширенная версия); а также каждый может бросать в свой ход по 2 кубика, и тогда тренировка умножения станет намного разнообразнее и сложнее.
Во время этой игры участники не только тренируют таблицу умножения, но и разрабатывают стратегию, как лучше набрать очки. Умножают ли они свои 3 на 6 или ждут, пока выпадет 6, в надежде набрать 36 очков?
Скачать поле можно по ссылке.
4. «Свинья»
Вам нужны: 1 шестигранный кубик, бумага и ручка для подсчетов очков и как минимум 2 игрока. Цель — первым набрать 100 очков.
Первый игрок бросает кубик. Если он выбрасывает 2, 3, 4, 5 или 6, он записывает счет. Если он не выбросил 1, то может решить бросить еще раз. Если он снова выбрасывает 2, 3, 4, 5 или 6, он добавляет это число к своему предыдущему счету. Если он выбрасывает 1, он не получает очков и передает кубик следующему игроку.
Когда игрок не выбрасывает 1, он может решить продолжить бросать и добавлять очки от каждого броска к своему общему счету за этот ход. Или он может сохранить свои очки и передать кубик следующему игроку. Но! Если игрок выбрасывает 1, он теряет все свои очки (только за этот ход) и должен передать кубик следующему игроку.
Игра продолжается таким образом, пока один из игроков не наберет 100 очков.
Другие варианты игры:
- «Свинья» с двумя кубиками: когда игрок бросает два кубика, и на одном из них выпадает 1, он теряет очки только за этот ход. Если же он выбрасывает две единицы, он теряет все набранные баллы!
- «Большая свинья»: когда игрок бросает два кубика, и на одном из них выпадает 1, он теряет очки только за этот ход. Если он выбрасывает две единицы, он добавляет 25 к своему счету, но должен бросить еще раз.
- Вариант «Большой свиньи»: когда игрок бросает два кубика, и на одном из них выпадает 1, он теряет очки только за этот ход. Если он выбрасывает две единицы, он добавляет 25 к своему счету. Если он выбрасывает какие-либо другие двойные числа, он добавляет двойное количество очков к своей сумме. Например, удвоение троек принесет 12 очков (потому что вы удваиваете 3+3). Выбросив дубль, игрок должен бросить еще раз.
- «Свинья Шестёрки»: можно играть с 1 или 2 кубиками, как описано выше, но с шестью в качестве плохого числа вместо 1. Конечно, дети могут заменить 1 любым числом по своему желанию.
- «Боров»: играется, как указано выше, но с любым количеством кубиков.
5. Игра на счёт «12»
Понадобится 3 кости, игровое поле и как минимум 2 игрока. Цель — стать первым игроком, который дошел до 12 и вернулся к началу.
Каждый игрок в свой ход бросает кубик и двигается вперед по полю в соответствии с числами на его кубике. Игрок должен выбросить 1, чтобы перейти к первому месту. Он может продолжить движение вперед, если у него также есть 2, а затем 3. Если он смог продвинуться вперед в свой ход, он может снова бросить кости. Если кости не позволяют ему двигаться вперед, его ход заканчивается, и игра переходит по часовой стрелке к следующему игроку. Игроки могут использовать выпавшие числа по одному или складывая их. Например, бросок 1, 1, 1 может стать 1 и 2 (1+1=2).
Все три кубика бросаются одновременно. Числа можно использовать только один раз за бросок. Можно сложить 2 или 3 числа. Таким образом, бросок 5-4-3 можно использовать как 12. Как только игрок доходит до 12, он разворачивается и двигается обратно по полю. Когда он доходит до 1, он выигрывает.
Скачать поле можно здесь.
6. «Чикагские кости»
Понадобится 2 кубика, ручка и распечатка. Цель — набрать наибольшее количество очков за 11 раундов.
Игра состоит из 11 раундов. В каждом раунде есть целевой балл. Целевой балл первого раунда равен 2, второго раунда — 3 и так далее до 11 раунда с целевым баллом 12. Если игрок выбрасывает целевой балл в свой ход для этого раунда, он получает эту сумму. Например, если это 8-й раунд, целевой балл равен 9. Если игрок выбрасывает любую комбинацию, которая в сумме дает 9 (например, 4-5, 6-3), он получает 9. Если игрок не выбрасывает целевой счет, он получает ноль очков за этот раунд.
По окончании 11 раундов суммируйте общее количество очков каждого игрока. Игрок с наибольшим совокупным количеством очков становится победителем!
Скачать поле — здесь.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Alina Demidenko / shutterstock / fotodom
Сам пока разбирался с механикой искушения в героях понял хотя бы что такое логарифм.