«Ашыбаца нам нестрашна» или Как сделать детей свободнее. Ещё в детском саду
Блоги29.10.2021

«Ашыбаца нам нестрашна» или Как сделать детей свободнее. Ещё в детском саду

Вы замечали, что на выставках в детских садах все работы одинаковые? Уверены, что да. Потому что «рисуем по образцу и стараемся». Наш блогер, старший воспитатель Лариса Исакова рассказывает историю одного мальчика и одной нарисованной птицы, которые показывают эту ситуацию со стороны.

В речи на TED педагог и писатель Кен Робинсон заявил, что нынешняя система образования убивает врожденные творческие способности учащихся. Я думаю, это касается не только американской системы образования, это глобальная проблемя. Идея, высказанная Робинсоном, проста: на первых ступенях школьного образования учителя должны сосредоточиться на формировании у детей способности творить и искать неординарные решения. А остальное человек доберет позднее. Сегодня же взрослые боятся ошибиться (я знаю это по себе…) и все свои силы тратят на то, чтобы научить ребенка не делать ошибок.

Меня потрясла история, рассказанная сэром Робинсоном, про девочку на уроке рисования. Он подошел к ней и спросил: «А что ты рисуешь?». Она ответила: «Я рисую Бога». «Но никто не знает, как выглядит Бог», — возразил Робинсон. Ответ удивил его: «Через 10 минут узнают».

Причем тут детский сад? Притом, что первым после родителей пытается «задавить» творчество (и вполне успешно) именно детский сад! Как часто, заходя в прихожую групп детского сада, мы видим выставки детских работ, сделанных под копирку, по образцу. А где тут творчество? Где оригинальность и авторство?

В это время в старшей группе идет занятие (СОД?) по рисованию. На доске воспитатель нарисовал птичку, которую дети должны повторить на своих листах. Именно с таким поворотом головки и размахом крыльев. Все дети стараются в точности повторить приведенный образец (удивительно, но мой приятель, читая и обсуждая мою статью, вспомнил именно этот случай из своего детства, только там были рыбки в аквариуме).

Мальчик сидит над пустым листом. Спрашиваю у него, в чем трудности? Добрые дети, опережая его, дружно сообщают со своих мест: «Марь Иванна сказала, он не умеет рисовать. И еще она сказала, у него руки не оттуда растут». «Хорошо», — говорю, «А как вам, если я тоже не умею рисовать (и это правда…#яхудожникятаквижу). А если он попробует нарисовать птичку, не такую как у Марии Ивановны, а какую сам захочет. Как идея, Миша (назовем героя так)? Попробуем? Может это будет ворона или чайка, но это птица».

«Разрешите нам, Мария Ивановна, нарисовать свою птичку?» Нам разрешают

Птица получилась знатная, скажу я вам, с крыльями, хвостом и даже глазки бусинки. Совершенно не похожа на Марь Иванны. Но это была Мишина птица. Венцом творения стал автограф, каракуля, но тоже Мишина.

Я смотрела, как Миша вначале соотносил свою птичку с образцом, боясь уйти не туда, руки ведь не там растут. Поддерживаю его. Вижу, что ребенок не может масштабировать свой замысел на листе. Птица маленькая. Но это, оказывается, потому что она подлетает издалека (так сказал мальчик). Вот в чем дело! И это чудесно.

Несмотря на нахмуренное лицо Марии Ивановны, рисунок был размещен (как белая ворона) среди стаи ровненьких пернатых. Стал ли Миша рисовать дальше? Да! Мы показали работу всем детям, и Миша рассказал, что он имел ввиду (мы помним, что руки растут не оттуда). И теперь его поделки, пусть корявые, но свои, радуют его самого и его родителей.

Какие «хвостики» субъектности мы видим в данной ситуации?

Мальчик смог преодолеть наличную ситуацию: отторжение воспитателя и детей, наученных воспитателем. Мише была создана ситуация для снижения зависимости от взрослого и превращения ребенка в хозяина своего замысла. Ребенок захотел изменить свое существующее положение, как ничего не умеющего с точки зрения воспитателя. «Смысл и значимость ситуаций субъектности именно в этом — они обеспечивают энергетику и смелость, которая может быть перенесена на другие предметные области» (М.Миркес).

Изначально дети не боятся сделать ошибку. Но я уверена в том, что, если люди не будут готовы к тому, что ошибаться можно и нужно, они никогда не создадут ничего нового и оригинального. Взрослея, дети теряют свою бесценную дивергентность, потому что взрослые внушают им страх ошибки.

Доверяйте детям. Пикассо считал, что все дети рождаются художниками — проблема только в том, чтобы остаться художником к тому моменту, как ты станешь взрослым.

PS. Все имена и отчества вымышлены. Ситуация реальна, как и то, что Мария Ивановна, после того, как я ушла, сняла рисунок мальчика с выставки и нарисовала за него своей рукой. Это не красиво, сказала она. Но это уже совсем другая история…….И да, рисунок Миши я повесила обратно!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментариев пока нет
Больше статей