Как электронные игры развивают системное и критическое мышление
Блоги01.07.2019

Как электронные игры развивают системное и критическое мышление

Часть старшего поколения считает видеоигры воплощением вселенского зла, из-за которого страдает успеваемость школьников. Наш блогер Константин Павлюц рассказывает, почему компьютерные игры могут быть полезны для образования и как научить педагогов их разрабатывать.

В последние десятилетия мы стали чаще играть в электронные игры, и цели игровой деятельности расширились. Если иные виды игр давно применялись в педагогической деятельности, то сейчас и некоторые электронные игры можно использовать в образовательных целях. Появился особый вид игровых продуктов — электронные образовательные игры.

Любая игра — это определённая система, и когда игроки совершают действия, то сама игра может меняться. Например, передвигая шахматную фигуру, вы можете изменить всю ситуацию для соперника. Играя, можно развить способность думать системно. Системное мышление напрямую связано с критическим мышлением и решением проблем. Люди, мыслящие системно, могут анализировать взаимодействие частей целого для проектирования комплексных результатов в сложных системах.

Развитие системного мышления — одна из базовых целей современного образования. Поэтому использование игр для его освоения — очевидная идея

Однако само по себе включение игрока в процесс электронной игры не может автоматически развить системное мышление. Для этого необходима особая педагогическая деятельность, связанная с объяснением принципов, правил, элементов конструирования сюжетов игрового мира. Из этого следует, что современные педагоги должны освоить специфику создания игровых сюжетов, чтобы конструировать игровые миры. Это сформирует системное мышление.

Умение создавать игровые сюжеты может повлиять на расширение и углубление процесса обучения и особенно на реализацию проектного обучения. При этом изучение через деятельность позволяет размышлять о своем мышлении, что, согласно методологии конструкционизма, необходимо для развития системного мышления. Обучение педагогов конструированию сюжетов игры можно проводить в форме практикума и групповой работы, сравнивая представленные проекты и оценивая степень их применимости для программирования и аудиторной работы.

Авторский вариант задания для формирования элементов игровых сюжетов:

  • Продумайте и объясните конструкцию игрового персонажа (-ей), его (их) отличительные признаки.
  • Продумайте и объясните конструкцию неигрового персонажа (-ей), его (их) отличительные признаки.
  • Продумайте и объясните конструкцию предметного мира, в котором развивается сюжет.
  • Выберите вид игрового сюжета (эпос-приключение, драма, мистерия-загадка) и обоснуйте его с точки зрения дидактической цели.
  • Сконструируйте систему взаимодействий игровых и неигровых персонажей (имитация физических, мыслительных, речевых актов), ведущих к определённому результату.
  • Определите временную, пространственную и причинную последовательность действий и событий посредством отдельных сцен.
  • Укажите предполагаемую целевую аудиторию учащихся, для которой создаётся игровой сюжет.
  • Укажите учебный предмет (-ы), освоение которых возможно с помощью игрового сюжета.
  • Объясните педагогический смысл реализации игрового сюжета с точки зрения формирования знаний и умений учащихся (предметных, межпредметных, метапредметных).

Рекомендую некоторые полезные ссылки:

1. Сайт датской компании — производителя электронных обучающих игр

2. Приложение для создания историй, игр и анимации

3. Игровое создание экосистем

4. Обучение игровому дизайну

5. Приложение для создания интерактивных историй

6. Интерактивный игровой способ изучения истории

Форма практикума была апробирована в работе с педагогами техникума им. Л. Б. Красина 15 июня 2019 года.

Ссылка на авторскую презентацию

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментариев пока нет