5 настольных игр для школьных каникул
Впереди зимние каникулы, единственное время в году, когда отдыхают и дети, и взрослые. Кодвардс предлагает несколько часов из них посвятить настолкам, развлечься и потренировать знания первого школьного полугодия. А ещё так можно не спеша готовиться к предметам, которые начнутся в следующем учебном году.
1. «Делиссимо»
Карточная игра на понимание долей и сложение дробей
Предложение изучать дроби по картинкам с аппетитной пиццей тянет на запрещённый приём, но эффект-то есть. В игре предусмотрены разные правила для детей от пяти, восьми и десяти лет. Самый простой вариант предлагает игрокам обменивать полученные карточки с долями пиццы на карточки с игрового поля с соответствующими долями. Например, одну карточку с шестью кусочками (¾) пиццы можно поменять на три штуки: 1 кусочек (⅛) + 2 кусочка (¼) + 3 кусочка (⅜) Чувствуете, как в голове начинают крутиться шестеренки? В наборе 69 карточек, которые знакомят с понятием доли, помогают визуально запомнить простейшие дроби и отработать операцию их сложения.
По правилам для детей постарше игроки выступают доставщиками пиццы. Для этого в наборе есть ещё 49 карточек, соответствующих 49 заказам. Задача: собрать заказ из имеющихся в игровом поле пицц — карточек с долями, учитывая не только состав заказа, но и нужные ингредиенты. А клиенты очень избирательные и никогда не заказывают пиццу целиком: одному подавай четыре кусочка (½) пиццы с грибами, другому — два кусочка (¼) с болгарским и молотым перцем.
В самом сложном варианте правил игроки собирают заказы по-прежнему в игровом поле пицц, но теперь заказы составлены из двух карточек. Например, 3 кусочка (⅜) с томатами и 2 кусочка (¼) с грибами. В общем, не игра, а непрерывный счёт и сравнение дробей с переводом к общему знаменателю. Но, кажется, дети не в обиде.
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-5
Развивает внимание и память, устный счёт, абстрактное мышление, помогает закрепить знания школьной программы по математике.
2. «Эволюция»
Карточная игра на понимание принципа естественного отбора
Соревновательная среда — положительная обстановка, которая побуждает оценить свои способности и начать действовать. В школе про это можно скорее всего узнать на уроке физкультуры, ну и, конечно, на биологии. «Эволюция» — как раз игра про силу конкурентных преимуществ.
У вас в распоряжении виды животных, которым нужно помочь выжить. Задача максимум: создать популяцию, более сильную и устойчивую, чем у других игроков. Как и в реальном мире, в игре ограничено количество пищи, поэтому победят более приспособленные. Каждый игрок создаёт неповторимых животных, добавляя им качества и стратегии поведения, помогающие выживанию: например, тёплый мех, быстроту, сотрудничество, способность летать и откладывать запасы пищи. За каждое качество отвечает карточка, всего их 84. «Тюнинговать» своих животных — ещё полдела, надо помочь им прокормиться, а значит, проверить, насколько эффективно работает набор качеств ваших видов в сравнении с качествами видов ваших соперников.
Постепенно начинаешь понимать, что к использованию карточек надо подходить обдуманно, иначе можно обречь свою популяцию на голодное вымирание. Вот тут-то и начинается самое интересное: можно подкладывать соперникам стратегически менее полезные качества. Если вы «собрали» себе хищника, можете нападать им на чужих животных. А ещё оказывается, что ваши виды могут коммуницировать, делиться пищей и помогать друг другу.
Возраст: от 10 лет
Количество игроков: 2-4
Развивает индукцию, интерес к решению задач и стратегическое мышление, знакомит с механизмами естественного отбора в царстве животных и помогает закрепить знания школьной программы по биологии.
3. «Такси»
Карточная игра на освоение команд, составление алгоритмов и понимание логики программирования
По правилам игры вы — диспетчер автоматизированного такси, которое управляется извне. Вы знаете город как свои пять пальцев — буквально, потому что до начала игры собственноручно собираете карту города из специальных плиток.
Задача: отвезти 20 пассажиров, которым соответствуют 20 карточек с начальной и конечной точками маршрута. Игроки по очереди вытягивают карточку с заданием. Например, пассажиру нужно попасть из аэропорта в зоопарк. Игрок смотрит на карту, прикидывает маршрут, разбивает его на последовательность движений и выкладывает её с помощью карт с командами: «вперёд», «налево», «направо», которых в игре 50 штук, так что хватит даже на самый длинный и запутанный путь. Каждая команда равна движению на одну плитку вперёд, или вперёд-и-на-поворот.
Когда программа движения готова, нужно проверить её верность и провезти ваше такси по маршруту. Достигли конечной точки? Отлично, вам засчитывается очко. Теперь очередь переходит к следующему игроку. Победителем будет признан тот, у кого больше правильно составленных маршрутов.
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-4
Развивает внимание, память, пространственное и стратегическое мышление, учит понимать алгоритмы и концепции программирования.
4. «Солнечная энергия», «Природное электричество», «Лаборатория воды»
Настольные экспериментальные наборы для моделирования и изучения природных явлений
Можно было бы начать этот обзор так: в эпоху, когда человечество озабочено разработками альтернативных источников энергии, важно с ранних лет пробудить у детей интерес к физике. Ну очень патетично. На самом деле главная ценность этих наборов заключается в двух вещах: они дают возможность ребёнку опытным путем изучить сложные природные явления и испытать в процессе яркие эмоции. А мы-то знаем, что сильные положительные впечатления помогают запомнить ситуацию надолго. Вот такой хитрый подход к обучению.
«Энергия Солнца»: параболический отражатель, увеличительное стекло, моторчик, термометр, солнечный элемент и другие инструменты, крепежи и держатели, чтобы проделать 31 опыт и начать открывать для себя физику Солнца через свойства и возможности солнечной энергии.
«Природное электричество» — набор с принадлежностями для моделирования 20 ситуаций, которые знакомят с электрическим током и позволяют добыть его из подручных средств, например, из лимонов.
«Лаборатория воды»: контейнеры, насос, трубки, соединители и другие формы и инструменты, чтобы своими глазами увидеть физические и химические свойства воды, проделав 12 экспериментов самостоятельно или с помощью взрослых.
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: от 1
Развивает наблюдательность, индукцию, интерес к решению задач и практическому освоению пространства, знакомит с физическими явлениями, их причинами и свойствами.
5. «Кем быть?»
Карточная игра на тренировку аргументированного рассуждения
Каждому ученику пригодится навык выступления на публике и, в частности, самопрезентации, что означает способность рассуждать логично, рассказывать последовательно и интересно для слушателей.
Игроки по очереди выступают в роли ведущего. Ведущий — это работодатель, а остальные «устраиваются на работу». Из 100 карточек с полезными умениями соискатели выбирают себе по четыре. Затем ведущий произвольно выбирает три профессии. А игроки подбирают для себя ту, что больше всех подходит «их» навыкам.
Теперь нужно пройти собеседование и убедить работодателя, что вы идеально подходите на эту должность. Как и в жизни, в игре может случиться, что на одно место претендуют несколько соискателей. Тогда задача усложняется, ведь нужно доказать свои преимущества и обойти конкурентов. Можно приводить примеры знакомых или всем известных специалистов, вспоминать свои наблюдения или пуститься в фантазийные рассуждения, как будете справляться с профессиональными обязанностями.
Один соискатель знает несколько иностранных языков, умеет бесшумно двигаться и может носить тяжёлые сумки. Замечательные данные! Или всё-таки на позицию фотографа больше подойдёт тот, кто умеет фотографировать, держать себя в руках и водить мотоцикл? Ведущему придётся сделать выбор в пользу наиболее подходящего или самого хитроумного кандидата.
Возраст: от 9 лет
Количество игроков: 3-6
Развивает коммуникацию, технику речи, воображение, находчивость и харизму.