Как говорить с ребёнком об искусстве
Искусство делает нас лучше — пробуждает эмоции и чувства, дарит наслаждение. Но чтобы открыть мир искусства ребёнку, оказывается, не обязательно прочитать ему лекцию о картине. Достаточно просто оставить их наедине. И тогда ребёнок сможет понять даже больше, чем мы от него ждём.
Надо ли внести музыку, изо, мировую художественную культуру в список основных предметов в школе. Сейчас они относятся к факультативным, и далеко не каждая школа заморачивается на тему эстетического образования. Если, конечно, это не является профильным направлением. Ясное дело, живём мы в век информационных технологий, и устаревшие рубенсовские тётеньки с пышными формами могут вызвать очень неоднозначную реакцию какого-нибудь продвинутого десятилетнего парнишки.
И тем не менее факт, что предметы искусства призваны играть первостепенную роль в формировании духовной культуры, мало у кого вызывает сомнения. И что парадоксально: зима 2017 года с её вьющимися очередями в музеи на фоне совсем не жаркой погоды подтверждает готовность граждан в век потребления употребить уже что-то нематериальное. Не будем сейчас вдаваться в тонкости индивидуальной мотивации каждого, кто хочет прикоснуться к прекрасному.
Интересно другое: чиновников от образования повышать статус этих школьных предметов ещё не тянет, а народ к искусству уже подтягивается
Особенно порадовали дети, которых в этих очередях тоже хватало. Кто-то пришёл из-за своего желания, кто-то повиновался воле родителей, кому-то это было интересно, кому-то — ужасно скучно (благо телефон всегда рядом, есть куда уткнуться). А как же ещё привить им «разумное, доброе, вечное» в наше неидейно-техногенное время.
Одного рецепта или методики, конечно, нет. Но есть интересный опыт, который я вычитала в книге «Тропинка в картину» Веры Исааковны Чайковской, и о котором хочу рассказать.
Главный герой книги — реальный мальчик Илюша. Его не смогла увлечь своими скучными рассказами музейный экскурсовод, тогда мальчик постепенно «проложил свою тропинку» к картинам русских художников. По сюжету непонятные объекты на великих полотнах Венецианова, Врубеля, Иванова, Федотова и других художников оживают и обретают свои характеры и историю.
Сила искусства в эмоциях, которые оно вызывает. Взрослые хотят привить детям любовь к искусству, но при этом навязывают своё видение, передают свои впечатления, пересказывают своё знание содержания картины, книги или оперы. В этом случае не произойдёт полноценного контакта между произведением искусства и тем, для кого оно создано.
Всего одна идея сужает количество смыслов картины или книги. И влияет на зрителя, читателя или слушателя и мешаем ему со-творчески взаимодействовать с автором. После написания любая картина начинает существовать самостоятельно. Даже её создатель уже не властен над ней. С этого момента творение находится с каждым зрителем в индивидуально-чувственном и эмоционально-эстетическом диалоге.
Сюжет, композиция, образность воздействуют на детей так же, как и на взрослых. Если им не мешать, а только подтолкнуть к размышлению, научить видеть, а после дать возможность выразить мысли и эмоции и прислушаться к их реакции, она может не только удивить, но даже и кое-чему научить.
Именно так предлагает поступать Вера Чайковская: вызывайте интерес к искусству у детей, открывайте перед ними окно в мир живых образов и фантазии без ограничений
Вере Чайковской удалось без нравоучений и занудства показать, что путь в искусстве у каждого может быть свой, произведение живёт своей жизнью и может рождать в ребёнке другие образы, возможно, даже не те, что задумывались автором.
В книге нет правильного или неправильного суждения, верной или ошибочной дороги, есть три разных героя и три мнения (у читателей их может быть ещё больше). Книгу можно читать вместе с родителями, а можно по очереди, и потом обсудить вместе. В ней есть спорные и смешные ситуации, которые расшатывают привычную манеру подачи информации маститыми искусствоведами. Здесь с героями не обязательно соглашаться. Более того, часто с ними очень хочется поспорить и ещё больше тянет посмотреть на эти картины живьём, почитать про этих художников, узнать, а как было на самом деле.
Но самое главное — эта книга показывает возможность самому видеть, чувствовать, воспринимать искусство и вести с ним диалог. И взрослые совсем не мешают, просто слушают, задают вопросы и не хватаются за голову, если мальчик фантазирует и предлагает спасти помпейцев с помощью вертолета.
Может быть, детей нового века так и надо образовывать, не ограничивая, не мешая, не заставляя, а просто слушать и пытаться понять? Наверное, только так у них получится протопать свою тропинку и в искусстве, и в жизни. Ведь это их время. Это не они до нас не доросли, а мы для них устарели.