Помогает сепарироваться: как устроены философские клубы для подростков
Ну что может быть интересно современным подросткам? Гаджеты, компьютерные игры, блоги? Да, вот это всё, а еще — ряд философских вопросов вроде «В чем смысл жизни?», «Что такое дружба?», «Почему никто меня не понимает?». Наш блогер, историк и соавтор проекта Kafka and his kind Дина Куркова, размышляет о том, что философия может дать детям (и родителям).
Философии нет в школьной программе, поэтому и нам самим, и родителям, и даже подросткам из нашего клуба часто приходится отвечать на вопрос: «Зачем вам философский клуб? Вам репетиторов мало?» Хотя отдельные темы по философии на самом деле входят в школьный курс обществознания — наши участники быстрее справляются с олимпиадными задачками и соответствующими заданиями на ЕГЭ. Но это скорее побочный эффект, а не главная цель клуба, который существует уже 6 лет. Настоящие причины совершенно другие.
Поговорить — именно это слово часто используют родители, когда объясняют, что поменялось с того момента, как подросток стал заниматься философией: «Теперь есть о чем поговорить!», «После занятия стал рассказывать… и еще долго вместе обсуждали!».
Сегодня мы много слышим о важности сепарации подростков. Замкнутость («стал как ёж»), отсутствие общих тем для разговора, сведение всех контактов между родителями и подростками к кратким обсуждениям бытовых вопросов («Ты поел? Ты когда спать лег?») обычно трактуются как неизбежные проявления сепарации. Но она ли это?
Порой общение с родителями сворачивается быстрее, чем фактический переход подростка к принятию даже самых базовых самостоятельных решений. Многие семьи сталкиваются с тем, что к окончанию школы (времени, когда общество ожидает от ребенка принятия «больших решений» о своем будущем) подростку трудно что-то решить самостоятельно. Оказывается, что сепарация детей в современном мире идет довольно медленно (и это как раз нормально), а вот общение нарушается очень рано. Но почему?
Уже в начальной школе и родители, и дети могут испытывать дефицит тем для общения. Миры детей и взрослых расходятся. Не каждый взрослый согласен «опускаться» до вдумчивого обсуждения интересных ребенку тем (ведь это зачастую связано с компьютерными играми, YouTube-блогерами и подобными сюжетами, которые в обществе считаются «низким жанром»), но и не каждый ребенок готов бесконечно обсуждать учебу. Легкие времена дошкольной болтовни ни о чем и обо всем одновременно остались в далеком прошлом. На смену им часто приходит молчание.
Но в то же время именно к 11–12 годам ребенок начинает активно интересоваться тем, что происходит в большом мире. Его социальный опыт уже обширен: он многое повидал сам, о многом прочитал, новости все настойчивее проникают в его жизнь. Но в нашем обществе традиционно некоторые темы табуированы для бесед с детьми: «Нос не дорос», «Политика — грязное дело», «Международные отношения — цинизм», «Экономика — поди разберись», «Философия — демагогия». Штампов, которые мешают разговору состояться, много. Но точно ли нужно им поддаваться?
Может быть, в школе разговор с ребенком выстроить проще?
Несомненно, так или иначе школьный курс охватывает темы и политики, и философии, и экономики. Но обычно на уроках нет времени для свободного обсуждения, для того, чтобы привязать опыт прошлого к современности, актуализировать его. История часто превращается в бесконечную череду фактов, а обществознание становится калейдоскопом мало связанных между собой тем.
Но самое печальное, что, отдавая эти разговоры на откуп школе, мы теряем возможность поделиться с ребенком опытом семьи. Разобраться в каком-то неочевидном (иногда и для нас самих) предмете, поразмышлять вместе над устройством мира, порефлексировать о его несовершенстве или, наоборот, красоте. Такие разговоры помогают, не скатываясь в быт, перейти к абстракции, использовать те слова, которые обычно лежат у нас без дела, а для детей могут быть сложными, но необходимыми. Это возможность и для ребенка, и для родителя выступить на равных в диалоге, не ожидая идеального ответа от взрослого и не опускаясь до примитивных тем.
Философский клуб зачастую дает семье через подростка импульс, позволяющий понять, что его интересует, что важно обсудить. А точнее — как сформулировать проблему, о которой можно было бы поговорить. Интуитивно каждый постоянно ощущает эти философские вопросы. Ведь сама жизнь нас (даже самых юных) каждый день неминуемо наталкивает на вопросы о справедливости, идеальном (а скорее неидеальном) устройстве мира, пределах свободы, добре и зле, мыслях о том, что есть истина и правда.
Возможность свободно, без осуждения и назидания рассуждать об этих проблемах на примерах из прошлого и настоящего позволяет развить абстрактное мышление, свободно пользоваться мысленными моделями, прогнозировать и строить сценарии на простом уровне, что в итоге парадоксальным образом и приводит к настоящей сепарации. Ведь самостоятельность подразумевает постоянный выбор, риск ошибиться и ответственность за ошибки, невозможность слепо полагаться на мнение других и прогноз, к чему приведет тот или иной поступок. Без регулярной практики такого самостоятельного аналитического мышления сепарация может стать пугающей и превратиться в обычный бунт.
Философский клуб помогает настроить связь между взрослеющим ребенком и родителем, потому что дает подростку нужные слова и возможность сформулировать актуальную для него проблему. А родителю становится легче найти контакт с ребенком, который сам может пригласить взрослого к беседе.
Философские вопросы хороши тем, что на многие из них нет единственно правильного ответа. Каждый из собеседников может остаться при своем мнении, но быть услышанным, а главное — получить возможность познать самого себя, ведь именно в этом видели основную задачу философии еще античные мыслители.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Raphael / Public domain
ИСТОРИИ
История матери 12 детей, которая не умела готовить, но придумала современную кухню
ВУЗ
«Обогнал соперницу на одну десятую секунды». Как российский школьник поступил в китайский вуз без экзаменов
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
«Кто на черточку наступит, тот и Ленина погубит». 24 привычки из детства, которые остались с нами во взрослой жизни
Философия не абстракция, а про нашу жизнь. Вот как это проходило для темы о ценностях человеческой жизни → https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/89271-uchimsya-lyubit-russkuyu-klassiku-3
Но что такое самостоятельность? Можно сравнить Обломова и Штольца или наемного работника с Сизифом (https://nashedelo.ru/a/sizify-tvoryat-istoriyu), чтобы потом сравнить наемного работника с предпринимателем (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/27091-a-vy-udarnik-ili-talant-pochemu-sotssorevnovaniya-proigryvayut).
Но не советую обращаться к той философии, которую преподавали в годы моей молодости, и полностью согласен, что в школе не способна познакомить с философией.