В конце 1990-х годов в России появились книги и фильмы о детях-индиго — «новых людях», одарённых телепатией и особой чувствительностью, но испытывающих трудности с социализацией. Этот термин придумала Нэнси Энн Тэпп, которая называла себя экстрасенсом — по легенде она видела вокруг таких детей темно-синюю ауру. Рассказываем, почему её псевдонаучная теория стала такой популярной.
В новую эру — в новом цвете
В 1982 году в США опубликовали брошюру «Enhancing Your Life Thru Color» («Улучшение жизни через цвет»), которую написала Нэнси Энн Тэпп. На 186 страницах она описала типы аур — цветных электромагнитных полей, которые исходят от каждого человека. Всего автор выделила 13 базовых цветов и рассказала, что они говорят о тех или иных чертах характера человека. К примеру, люди с красной аурой, по её мнению, решительны и вспыльчивы, а люди с жёлтой — обидчивы и склонны к конфликтам.
О самой Тэпп известно мало. На персональном сайте в разделе «биография» нет даже точных дат рождения и смерти — указано лишь, что женщина скончалась в 2012 году на 81 году жизни. Факты, которые Нэнси сообщала о себе в интервью (например, о работе в Государственном университете в Сан-Диего) подтвердить не удаётся. Если верить авторам книги «Дети индиго. 10 лет спустя», у Нэнси наблюдалась синестезия (в числе известных синестетов называют также Винсента Ван Гога и Владимира Набокова). Люди с таким типом восприятия часто говорят, что «чувствуют цвет» цифр и букв, и Нэнси не стала исключением.
В качестве издателя той самой брошюры о детях индиго указан Kairos Institute — эта организация до сих пор существует при Центре антропософии в американском Нью-Гемпшире. Согласно сайту, сотрудники организации занимаются профессиональной подготовкой арт-терапевтов и специалистов по хилингу (псевдонаучный метод медитации, который якобы помогает исцелиться от болезней с помощью энергии).
Несколько лет Нэнси вела наблюдения и пыталась понять значение цветов, а потом вдруг стала замечать ещё один необычный оттенок. По её словам, в начале 70-х годов почти пропали люди с аурой оттенка фуксии (их поколение умерло), зато появились дети с тёмно-синей аурой, аурой индиго. Нэнси заинтересовалась «новыми людьми, которые изменят мир» — по её словам, им были присущи самостоятельность, уверенность в себе, открытость, мудрость и высокий уровень осознанности, а также гиперактивность, неусидчивость и дефицит внимания. Она также выделила 4 типа личности, которые встречаются у детей-индиго:
- Гуманисты — общительные и активные дети, которые будут заниматься общественно-полезной работой (врачи, юристы, учителя);
- Концептуалисты — те, кто сосредоточен на своих планах и проектах и умеет достигать цели (архитекторы, инженеры, дизайнеры);
- Художники — чувствительные, тонкие натуры, которые погружены в искусство (актёры, музыканты, писатели);
- Живущие во всех измерениях — люди, которые несут в мир новые философии и новые религии.
В интервью Нэнси рассказывала, что каждый ребёнок-индиго получает свою «программу» и интуитивно знает, что ему делать дальше и какое у него предназначение, но отмечала, что такие дети нередко испытывают трудности в обучении и могут долго искать себя, а порой даже быть агрессивными.
В 2000-х годах она говорила, что 90% детей в возрасте до десяти лет и 60% детей старше пятнадцати лет — это дети-индиго, с которыми в мир пришла новая эра. В своих пособиях она давала советы о том, как вести себя родителям современных детей, на которых не действуют старые методы воспитания.
На волне популярности движения нью-эйдж, которое включает в себя эзотерические, мистические, оккультные религиозные и духовные практики, концепция Нэнси Энн Тэпп получила широкое распространение. Ясновидящие, натуропаты, кинезиологи, специалисты по акупунктуре и другие эзотерические практики предлагали помощь в поиске предназначения ребёнка, воспитании трудных подростков и тестировании интеллекта. Журналисты снимали фильмы об удивительных детях, которые предрекали катастрофы и чувствовали чужую боль как свою, а социологи проводили исследования в школах и институтах, чтобы выяснить, чем одно поколение отличается от другого. В конце 1990-х и начале 2000-х годов по всему миру открывались центры для развития одарённых детей, летние лагеря и общества поддержки детей-индиго.
Несмотря на псевдонаучность феномена, в основу теории о детях-индиго легли безобидные концепции гуманной педагогики. Нэнси советовала родителям больше разговаривать с детьми, помогать им развиваться в том, что им нравится, предоставлять свободу выбора, не навязывать собственные мечты, не строить ожидания, не наказывать и не манипулировать. Она рекомендовала составлять индивидуальные учебные планы, водить детей на творческие и спортивные занятия, учить медитировать. Как видно, изначально у всей концепции детей-индиго был миролюбивый посыл, но с ростом популярности течение разделилось на два русла.
Школьные шутинги и разговоры с ангелами
Вскоре после того, как американские журналисты подхватили индиго-тренд, случилась трагедия в школе «Колумбайн». Многие стали искать ответ на вопрос, что не так было с подростками, которые устроили в школе стрельбу. И Нэнси решила найти ответ.
Несколько лет она внимательно читала сводки обо всех преступлениях, которые совершали дети, и заключила, что убийцами могут становиться лишь индиго-концептуалисты, которые готовы пойти на что угодно ради идеи. Она высказала эту мысль в интервью, и с её подачи «эксперты» стали демонизировать детей-индиго, называть их агрессивными, жестокими, асоциальными социопатами. Вторая группа приверженцев теории индиго, наоборот, верила в божественное происхождение «детей новой эры» и утверждала, что они обладают пророческим даром, умеют исцелять болезни и беседовать с ангелами.
Порой обе эти теории соединялись, создавая образ страшного маленького гения, который размышляет как взрослый, но при этом лишён эмпатии.
Российские зрители, к примеру, могут помнить документальный фильм 2007 года «Дети индиго Новое испытание для взрослых», который транслировали по ТВ. В съёмках картины участвовали уважаемые эксперты — академик Шалва Амонашвили, психофизиолог Валентина Каменская, специалист по биофизике Константин Коротков. Пока учёные рассуждали о биополях и новом сознании, а дети и родители рассказывали про энергетические пузыри, перестройку Вселенной и ясновидение, закадровый голос ведущего вспоминал трагические судьбы юной поэтессы Ники Турбиной и хориста Серёжи Парамонова.
После выхода фильма в наших газетах и журналах стали значительно чаще писать об удивительных детях
Причем в каждой статье авторы выражали надежду на то, что совсем скоро учёные совершат прорыв и узнают тайны сознания детей-индиго. Однако, за внезапным всплеском интереса в 2007 и 2008 годах, последовал резкий спад, который предал концепцию «Индиго» забвению. Это было предсказуемо, ведь если каждый третий ребёнок обладает аурой индиго, в феномене нет никакой уникальности.
Впрочем, раннее развитие, которое тоже было частью теории, сохранило популярность и сегодня. Родители отдают детей на специальные занятия, дают слушать определенную музыку, нанимают им нянь-иностранок, чтобы те с рождения учили второй язык. Однако в таких случаях особенности развития объясняются скорее не врожденными особенностями самих детей, а той среды, которую создают для них родители. Профессор Марьяна Безруких, которая руководит лабораторией возрастной психофизиологии, напрямую говорит, что индиго — это фантазии родителей. По её словам, каждого ребёнка можно считать ребёнком-индиго, поскольку все абсолютно все дети обладают собственными особенностями психофизиологического развития и уникальным набором черт характера.
Причины популярности
После того, как бум на «индиго» прошёл, учёные решили выяснить, почему эта псевдонаучная теория стала такой популярной. Наибольшее распространение концепция получила в США и в России — двух самых детоцентричных обществах. Как раз тогда, в 90-х годах в мире происходила переоценка ценностей и в нашей стране сложилась новая «Концепция дошкольного воспитания». Она проповедовала гуманизм, ориентацию на личность ребёнка и индивидуализацию обучения и должна была помочь вырастить поколение, которое будет счастливее всех предыдущих.
Институт брака и семьи переживал кризис, высшее образование начало терять ценность, уступая место саморазвитию и творчеству, активно развивались соцсети, и было абсолютно очевидно, что дети, которые родятся в эпоху цифровизации, будут ориентироваться на новые нормы и строить иные модели поведения, а, значит, и требовать к себе другого отношения.
По мнению психологов, миф про «детей-индиго» смог простым способом рассказать родителям о том, каких ошибок теперь следует избегать в воспитании. Чтобы убедить людей в том, что смена парадигмы необходима, достаточно было объяснить, что современные дети уже другие и прямо сейчас требуют особого подхода. Хотя, конечно, они менялись как раз из-за смены социально-психологического отношения к детству и изменений мира в целом.