Как «Питер Пэн» опередил научные гипотезы о мышлении и взрослении
Как «Питер Пэн» опередил научные гипотезы о мышлении и взрослении

Как «Питер Пэн» опередил научные гипотезы о мышлении и взрослении

Почему сказка о вечно юном мальчике не такая простая, как может показаться

Ирина Захарова

13.03.2017

Изображение на обложке: iStockphoto / goa_novi , кадр из мультфильма «Питер Пэн»

Несколько лет назад нейропсихолог Розалинд Ридли наткнулась на историю «Питера Пэна», написанную Джеймсом Барри. Она, конечно, читала её ещё ребёнком. Но, перечитывая, вдруг поняла, что эта книга — больше, чем просто очаровательная детская сказка про фей и говорящих животных. Оказалось, что через путешествия Питера Пэна Барри рассказал о тайнах человеческого сознания и возможностях мозга.

Многие приключения Питера Пэна указывают на научные теории, которые появились на десятки лет позже. В мире сказок пересечение с наукой не ново: сказка Чарльза Кингслей «Дети воды» написана как отклик на теорию эволюции Дарвина, а некоторые рассказы Ганса Христиана Андерсена вдохновлены последними изобретениями вроде микроскопа. Но в «Питере Пэне» Барри не реагировал на новые изобретения: он опередил научные открытия и описал процессы, которые отчасти переживал сам, а отчасти наблюдал у других людей. Известное всем «сочувствующее» зевание (ответный зевок на зевок другого человека), путешествие во времени через воспоминания и возможность человека понимать, что другой человек мыслит иначе, — всё это есть в книгах Барри. Это есть и в трудах учёных сегодня, но в начале XX века об этом только начинали говорить (первое произведение о вечно юном Питере появилось в 1904 году).

Вот эпизод в самом начале приключений Венди и её братьев, когда миссис Дарлинг впервые обнаруживает имя Питера Пэна:

«Миссис Дарлинг впервые обнаружила его, когда приводила в порядок мысли своих детей. Разве вы не слыхали? Это в обычае у всех хороших матерей. Когда дети уснут, матери производят уборку в их мыслях, наводят там порядок и кладут все мысли по местам. Когда ребёнок просыпается, то все капризы лежат сложенные на дне его головы, а сверху положены добрые чувства, хорошенечко проветренные и вычищенные за ночь».

Ридли отмечает, что этот фрагмент довольно точно описывает роль сна в формировании воспоминаний. Исследования головного мозга показывают, как в фазе медленного сна происходит обмен сигналами гипоталамуса и отдела коры головного мозга, который отвечает за долгосрочную память. Другими словами, самые важные воспоминания, полученные за день, во время сна закрепляются в памяти. Пока происходит эта сортировка, мозг соединяет наши новые воспоминания с записями прошедших событий, составляя вразумительную историю нашей жизни. Точно так же, как миссис Дарлинг складывает «капризы» своих детей на дно их сознания, мозг притупляет неприятные ощущения и плохой опыт пережитого дня. Это позволяет нам оставить позади плохие воспоминания, в какой-то мере отдалиться от них.

Большая часть истории Питера и Венди проходит в Нетландии — фантастическом острове, до которого дети могут добраться только в своём воображении. Барри пишет, что попадать туда лучше всего через пограничную зону между сном и реальностью:

«Когда ты играешь при свете дня со стульями и скатертью, всё происходящие нисколько не пугает. Но за две минуты до сна все становится более чем реальным, поэтому ночники всегда должны гореть».

Эти невероятно яркие картинки прямо перед провалом в сон сейчас называются гипнагогическими галлюцинациями. Это нечастое явление, оно вызвано всплесками в отделах мозга, которые отвечают за визуальные процессы. Есть и другой процесс — сонный паралич, когда человек чувствует себя проснувшимся, но на деле не может пошевелиться, его тело ещё спит. Иногда это сопровождается своеобразным сном наяву. Сам Барри страдал от сонного паралича и жаловался на тяжесть в груди в такие моменты.

«Питер тоже как-то посерьёзнел. Ничто вроде бы не мешало им продвигаться, но полёт вдруг замедлился, точно в воздухе какие-то недобрые силы противились им. Иногда они зависали в воздухе, пока Питер пробивался вперёд грудью».

Надо бы ещё вспомнить, что Питер Пэн — невзрослеющий мальчик. Его сознание тоже не взрослеет, оно детское и воспринимает мир и эмоции очень просто. Поэтому он редко, или почти никогда, не испытывает страха. Он не боится смерти, для него она — всего лишь приключение. «Чтобы бояться, нужно понимать, какие альтернативы есть у происходящего. Питер мог быть счастливым — это простая эмоция, но страх будущего требует более сложного представления, более комплексного сознания», — объясняет Ридли.

Результатом исследований Ридли стала большая научная работа о связи детской сказки о Питере Пэне и нейропсихологии. Учёный считает, что современная наука может узнать очень многое у писателей XIX века. В конце концов, писатели первыми изобрели телевидение, наушники и даже реалити-шоу (всё это — «450 градусов по Фаренгейту» Рэя Брэдбери).

Фото: iStockphoto (bodym), кадры из мультфильма «Питер Пэн». Гифки: mel.fm


Изображение на обложке: iStockphoto / goa_novi , кадр из мультфильма «Питер Пэн»
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей