Почему нельзя красть у ребёнка детство. Объясняем на примере Кристофера Робина
23.11.2017
В ноябре в прокат выходит британский фильм «Прощай, Кристофер Робин». О взаимоотношениях писателя Алана Милна (он придумал «Винни-Пуха») со своим сыном Кристофером Робином, который стал тенью одноимённого персонажа. О том, как родители отбирают у детей детство из-за популярности, рассказывают Римма Раппопорт и психолог Станислава Смагина.
Дома главного героя зовут Билли Мун и никогда не называют именем, которое ему дали при рождении. Это имя — Кристофер Робин — достаётся персонажу повестей о Винни-Пухе и становится для Билли символом разрушенного детства. Ребёнок оказывается в плену отцовской славы: всему миру он кажется «самым счастливым мальчиком» Кристофером Робином, но в реальности ему настоящему среди интервью и фотосессий места просто не остаётся.
Фильм Саймона Кёртиса о том, может ли человек вырасти счастливым, родители видят его не тем, кто он есть на самом деле. Алан и Дафна хотели девочку. Слегка расстроенные появлением мальчика, поначалу они одевали сына в одежду, приготовленную для дочери, а позже заставляли его носить костюмы ребёнка с иллюстраций Эрнеста Шепарда к «Винни-Пуху». Билли вырастает, и единственное, чего ему хочется, — чтобы Кристофер Робин пропал без вести.
Век назад родительство было другим, а к детству относились не так трепетно. Глядя на экранную семью Милнов, видишь испуганную и разочарованную мать, переживающую послеродовую депрессию на фоне послевоенной депрессии мужа, и отца, который не справился с популярностью и не смог защитить от неё семью. Повзрослевший Билли всё-таки прощает родителей, но неудавшееся детство уже не вернуть. Вот распространённые ошибки родителей детей-звёзд (и Кристофера Робина).
1. Родители заняты собой. Ребёнок брошен и проводит всё время с няней
Эмпатичная, любящая няня может стать для ребёнка значимым взрослым. Если в детстве не чувствуешь себя важным и любимым, то тебя нет: человек появляется только тогда, когда рядом есть другой. Няня занимает место родителей, заменяет их, и они уже не смогут в дальнейшем претендовать на родительскую роль. Для этого нужно соответствовать ей на этапе детства. Но если родители, несмотря на дистанцию, любят ребёнка, выходят с ним на открытый разговор о своих приоритетах и его месте в их жизни, то отношения между ними вполне могут сложиться.
Как показано в фильме, дорасти до такой откровенной беседы можно и спустя годы. Родителям достаточно следовать простому (если бы) принципу: виноват — проси прощения. Исправить детство не получится, но это даст шанс построить новые, возможно, близкие и доверительные отношения.
2. Родители выставляют жизнь ребёнка на всеобщее обозрение и нарушают границы
Существует два пути: один ведёт к катастрофе, другой — к взаимопониманию. Если общение родителей с ребёнком выносится на публику, становится своеобразным реалити-шоу, в котором у главного героя нет права голоса, травма неизбежна. Бытовая аналогия: комната формально считается детской, а распоряжается в ней мама. То же самое происходит с жизнью детей-звезд. В трудные времена выдумка Алана и Билли помогала тем, у кого не было своего Винни-Пуха. Отцу стоило объяснить сыну, зачем делиться игрой с другими людьми, дать ему право выбора. Когда ребёнок активно участвует в деле, которое приносит ему и семье популярность, риски значительно понижаются.
3. Ребёнок постоянно играет роль кого-то другого и не чувствует себя собой
Детям с игровым типом личности актёрство, игра в другого человека могут приносить удовольствие. Для других притворство — это нарушение границ. Если родители любят не столько ребёнка, сколько свои представления о нём, если они показывают любовь к нему всему миру, но не ему самому, за всем этим он чувствует обман. Травмировать ребёнка может что угодно, как бы родители ни старались, они всё равно обязательно окажутся виноваты. Слава может разрушить детство, но сгладить острые углы помогут своевременная поддержка близких, наличие у ребёнка права выбора, возможности в любой момент уйти в тень и при этом не остаться брошенным.
Посмотрев фильм, подростки поймут, что родители не перерождаются в абсолютное зло оттого, что ошибаются, увидят, насколько отвратительно со стороны выглядит буллинг, и заодно узнают, что слово «панч» связано не только с рэп-баттлами, но и с британской сатирой.
Фильм «Прощай, Кристофер Робин!» выпускает прокатная компания «20 Век Фокс СНГ» и арт-объединение Cool Connections. Узнать расписание показов в своём городе и купить билеты можно по ссылке.