5 заданий из ЕГЭ по литературе, в которых делают больше всего ошибок, — и советы, как их избежать
5 заданий из ЕГЭ по литературе, в которых делают больше всего ошибок, — и советы, как их избежать

5 заданий из ЕГЭ по литературе, в которых делают больше всего ошибок, — и советы, как их избежать

Елизавета Луговская

30.01.2023

Важная особенность ЕГЭ по литературе — небольшое количество заданий, всего 12. Но это и серьезная проблема: невыполнение даже одного из них может стоить большого количества баллов. Педагог онлайн-школы «ЕГЭлэнд» Юлия Шнайдер выделяет самые сложные и неоднозначные задания экзамена и дает подсказки, как с ними справиться.

Тестовое задание № 3

Тут нужно установить соответствие между позициями из двух столбиков: в первом — названия произведений, имена или фамилии героев, а во втором — цитатная характеристика персонажей, их поступки, любовные интересы, да и вообще всё что угодно. Сложность заключается в том, что большинство произведений из кодификатора достаточно объёмные, запомнить каждую фразу, вскользь произнесенную болтливым персонажем, достаточно трудно. Так как же решать это задание? Поможет анализ характеров героев. Если подумать о характере героя из первого столбца, его чувствах, то станет легче определить, какие слова или действия из второго столбика он мог бы произнести или совершить. К примеру, Базаров точно бы не стал лебезить перед кем-то. А значит, ему едва ли можно приписать цитату, сказанную в подобном тоне. А вот Ленский вряд ли мог говорить о любви насмешливо — поэтому такие слова тоже, скорее всего, не могут относиться к этому герою.

Тестовые задания № 4 и № 7

В этих заданиях приводится кусочек анализа текста или стихотворения с пропусками, которые нужно заполнить, вписав в них два термина. И сложность здесь не в знании теории, а в том, что, цитируя формулировку задания, слова нужно записать «в порядке их следования в тексте, без пробелов, запятых и других дополнительных символов». Внимание! В бланк ответов нужно переносить термины в той же форме, в которой они должны стоять в приведённом кусочке анализа текста. Разберёмся на примерах.

Задание: В период написания «Недоросля» в драматургии господствовало такое литературное направление, как __________________. От писателя требовалось соблюдение принципа «трех единств» — места, времени и _________________.

Ответ: классицизмдействия

Задание: Стихотворение М. Ю. Лермонтова состоит из двух смысловых частей, но из трёх строф, две из которых объединены рассказом о нищем, а третья передаёт переживания самого __________________ героя. В этом особенность _____________________ стихотворения.

Ответ: лирическогокомпозиции

Ещё раз: если слово по контексту должно стоять в родительном падеже множественного числа, не нужно записывать его в именительном падеже единственного числа в бланк ответов.

Тестовое задание № 9

Это, пожалуй, самое сложное задание тестовой части экзамена по литературе: здесь нужно из приведённого списка выбрать художественные средства и приёмы, которые поэт использовал либо в целом стихотворении, либо в какой-то конкретной строфе (здесь тоже нужно внимательно читать задание).

До 2022 года в этом номере из 5 вариантов ответа нужно было выбрать 3, но теперь количество правильных ответов варьируется от 2 до 4. Угадать уже не получится, нужно учиться видеть средства художественной выразительности и отличать их друг от друга. А ученики часто плавают в теме теории литературы, не понимают, что такое метафора и чем она отличается от эпитета, путают аллитерацию с ассонансом и забывают про эпифору. На эту тему нужно обратить особое внимание и проработать ее отдельно.

Задания с развёрнутым ответом № 6 и № 11

В обоих заданиях нужно сопоставить произведения (в № 6 эпические или лироэпические, в № 11 — лирические) исходя из собственных знаний. Выпускники чаще всего забывают, что нужно анализировать произведения исходя лишь из темы, данной в задании. Здесь не нужно лить воду и показывать, что ты, например, прочитал «Войну и мир» от корки до корки или знаешь все особенности поэзии Блока. Для ответа будет достаточно 5–10 предложений строго по теме. Если тема для сопоставления — «пороки дворянства», то аргумент, что, допустим, дворяне в приведённом и выбранном тобой произведении — мужчины, принесёт тебе 0 баллов за раскрытие темы сочинения, а значит, и 0 баллов за задание № 6 в данном случае.

Сочинение № 11 у всех вызывает ужас, поскольку оно связано с сопоставлением стихотворений. Выучить всю лирику кодификатора нереально, все это понимают, но можно вести сравнительные таблицы по темам стихотворений и самым важным цитатам, раскрывающим эти самые темы.

Сочинение № 12

Самое объёмное и серьёзное сочинение всего экзамена — сочинение № 12. За него даётся 18 первичных баллов, что составляет ⅓ баллов всего экзамена. В первую очередь сложность заключается в количестве слов: ученики хотят набрать 250 и больше, но в результате их сочинение на 80% состоит из воды, в нём хромает композиция, всё не логично и не связано между собой. А ведь есть целый критерий для оценивания «композиционной цельности и логичности».

Кроме того, все забывают про недавно введённый критерий — «опора на теоретико-литературный материал». Чтобы его соблюсти, нужно использовать теоретико-литературные понятия для раскрытия темы сочинения, минимум два термина. Такие простые слова, как «рассказчик», «роман», «композиция», «сюжет», к слову, подходят под этот критерий и помогут вам не потерять 3 балла.

Подведем итоги

Чаще всего выпускники ошибаются:

  • по невнимательности;
  • думают, что нужно показать знание произведения или произведений полностью, хотя в задании просят проанализировать определённую тему;
  • из-за незнания критериев оценивания;
  • из-за незнания произведений.

И если последние три пункта можно подтянуть практикой и изучением того или иного материала, то с внимательностью сложнее. Ведь так обидно сделать пару глупых ошибок и потерять драгоценные баллы.

Поэтому всегда вчитывайтесь в формулировку задания и внимательно проверяйте свои сочинения. Это банально и, казалось бы, слишком уж просто, но многие забывают, что глаз может замылиться и что ошибку можно просто не увидеть, не заметить.

Можно, например, написать одно сочинение и отложить его в сторону, потом написать второе и проверить первое, затем написать третье — и проверить второе, и так далее. Меняйте свой фокус внимания, чтобы точно исправить все недочёты, если они будут.

Иллюстрация: Ekaterina Kapranova / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет