Все начиналось с вышивания и ловли бабочек: как живет Центр творчества им. А. В. Косарева, которому исполнилось 100 лет
Все начиналось с вышивания и ловли бабочек: как живет Центр творчества им. А. В. Косарева, которому исполнилось 100 лет
Все начиналось с вышивания и ловли бабочек: как живет Центр творчества им. А. В. Косарева, которому исполнилось 100 лет

Все начиналось с вышивания и ловли бабочек: как живет Центр творчества им. А. В. Косарева, которому исполнилось 100 лет

Анастасия Широкова

05.07.2023

Вернувшись из Центра творчества имени А. В. Косарева, редактор «Мела» Анастасия Широкова сравнила его с Хогвартсом: с одной стороны, Центр похож на школу, а с другой — тут слишком много какого-то незримого волшебства. В чем оно заключается? 100-летняя история Центра и его современный директор Галина Горбунова помогают разобраться.

Северное Измайлово — спальный район, где еще сохранился дух той самой «старой» Москвы, о которой любят ностальгировать наши бабушки. Здесь с современными многоэтажками соседствуют непарадные сталинки и дома — памятники архитектуры с важными котами на подоконниках, здесь деревья заглядывают прямо в окна квартир, здесь очень зелено летом и очень красочно осенью. Даже улицы, расчерчивающие район, как в тетради, в линеечку, называются тут уютно: Парковые. 1-я Парковая, 2-я, 3-я, и так до 9-й.

Места силы в Измайлове у каждого свои. Одноименный парк, Сиреневый сад, олимпийский Дворец спорта. И еще один дворец на 5-й Парковой улице. Ну то есть даже больше, чем просто дворец.

«Только одна запись в трудовой книжке»

«Руки я бы помыл, потому что жаба-ага очень ядовитая». Корреспондент «Мела» осторожно прикасается к жабе в экзотариуме Центра творчества имени А. В. Косарева. Быть с жабой осторожнее советует педагог кружка Андрей Черных, но тут же смягчается: «Да ладно, не пугайтесь, пальцы же вы в рот запихивать не будете! А вообще, отравиться ей тяжело: например, Николай Дроздов в „Последнем герое“ такой жабой накормил своих товарищей. Никто не умер, только понос и прочие проблемы этого типа. У человека прикосновение к этой зверушке может вызвать разве что ожоги».

Экзотариум

Место, где живет жаба-ага (не только она, конечно, но об этом позже), работает уже 100 лет. Сначала это был Дом коммунистического воспитания, потом Дом культуры, Дом пионеров, Клуб пионеров, Клуб культуры, Дворец детского творчества. А в 1991 году появилось название, которое москвичи знают до сих пор: Центр творчества имени А. В. Косарева.

Здание центра напоминает сразу все Дворцы пионеров, которые в СССР строили масштабно и с размахом. Модная в 1970-е конструктивистская архитектура, узнаваемые коридоры-лабиринты, огромные панорамные окна в пол, свет, много света, а еще очень много детей. Центр, кажется, не пустует никогда — сейчас тут открыты больше 450 (только вдумайтесь в эту цифру!) кружков. И есть, кажется, вообще все: от занятий по террариумистике до обучения вождению.

«Дети остаются тут до посинения, до самого вечера», — рассказывают «Мелу» педагоги Центра

А некоторым и этого не хватает: воспитанники Центра вырастают, идут учиться в вузы, выпускаются и возвращаются в свое детское место силы — работать педагогами. Сейчас таких учителей в Центре целых 14: и что это, если не тенденция?

Директор Центра Галина Горбунова говорит, что текучки кадров тут нет: «Есть приток молодых специалистов, а взрослые — это те, кто работает здесь 20–40 лет. Например, у Наталии Багавдиновой, преподавателя гимнастики и ритмики с 35-летним стажем, только одна запись в трудовой книжке. После института она сразу пришла к нам. К ней некоторые ученики приводят уже своих детей и внуков, ее все знают. У нас работают и ее воспитанницы, которых она когда-то учила. Как раз здесь и возникает понятие наставничества».

Чародейство и волшебство

В Советском Союзе единую систему внеурочных занятий придумали для того, чтобы занять детей после школы, ликвидировать безграмотность, беспризорность, развивать трудовое воспитание. Первые детские секции и кружки организовывали на основе станций натуралистов и туристов. Развитием дополнительного образования активно занималась и сама Надежда Крупская: открывала столярные, аграрные, садоводческие кружки.

В Доме коммунистического воспитания, которым в 1923 году был Центр имени А. В. Косарева, работало всего пять кружков: гребля, волейбол, вышивание крестиком, конструирование и ловля бабочек.

Современный же Центр напоминает скорее школу чародейства и волшебства, где выручай-комната найдется для каждого. Кружка по ловле бабочек здесь теперь, правда, нет, зато есть тот самый экзотариум с жабой-агой, танцы всех видов, гимнастика, борьба, киберспорт, плавание, театральные студии, гончарная мастерская, лазертаг, занятия по ПДД, журналистика — кажется, зачитывая этот список до конца, можно попасть в какую-нибудь книгу рекордов.

Концерт коллектива «Танцевальный микс»

А еще тут можно как минимум отлично провести время, а как максимум — найти себе дело на всю жизнь, как многие воспитанники Центра, ставшие, например, профессиональными актерами или спортсменами.

Секция вольной борьбы

Попасть в Центр может кто угодно — для этого не обязательно быть жителем Северного Измайлова. Запись на популярные программы открывается каждые три месяца — сарафанное родительское радио неизменно сообщает об этом всем заинтересовавшимся, и заветные бюджетные места разлетаются в первые часы, как билеты на концерт какой-нибудь подростковой звезды.

Секция гимнастики

Кстати, о подростках. Были интересно, много ли старшеклассников ходит в Центр: у них же экзамены, прогулки, любовь. Кажется, времени на любимые с детства хобби найти уже невозможно. Но как только заходишь в Центр, эти вопросы отпадают: подростков тут много, они деловито разбегаются по своим делам, участвуют в квизах, соревнуются в эрудиции и остроумии:

 — Какое слово на турецком значит не «беспорядок», а «стакан»?

— Бардак! Я знаю, у меня девушка — лингвист!

Интеллектуальный квиз

«Я буду за вашим ребенком бегать и делать все, чтобы ему было хорошо»

Галина Горбунова делит педагогов на тех, кто неохотно передает свои знания следующим поколениям учителей, и тех, кто готов взяться за наставничество, обучить мастерству другого человека и вкладываться в молодежь. Стоит ли говорить, что в Центр она набирает коллег исключительно второго типа?

Оркестр

«Школа может меняться, программа тоже, а кружки как были сто лет назад, так и сейчас прекрасно себя чувствуют. Конечно, репертуар меняется, что-то типа киберспорта добавляется, но методы преподавания остаются. Педагог работает напрямую с ребенком, а основной инструмент всегда — способности человека», — говорит директор.

Хореографический ансамбль «Русская мозаика»

В кабинете Галины Горбуновой совсем не тихо. За стеной слышно пение, сверху репетируют танцоры, из открытого окна раздаются голоса детей, играющих во дворе.

«Я сама начинаю подпевать, подтанцовывать, когда слышу все за стенками», — улыбается директор

Но продолжает уже более серьезно: «Если в школе для ребенка все организовано, он знает, куда идти, где какие учебники и так далее, то в системе дополнительного образования ребенок самостоятельно учится планировать свою жизнь и выбирать. Выбор — основа человеческой деятельности. Мы учимся выбирать не только кружки, время занятости и график занятий, мы приходим к пониманию, что разнообразие — это не страшно. Главное — не сопротивляться, потому что некоторые люди закрываются и не слишком часто пользуются этим инструментом: плывут по течению, перекладывают ответственность на кого-то, не знают, как сделать что-то самостоятельно. А дополнительное образование как раз помогает развить эти качества».

Секция шахмат

На вопрос о том, меняются ли дети от поколения к поколению, директор качает головой: «Дети — это те же самые взрослые, только немножко беззащитные. До 18 лет мы несем ответственность за любого ребенка, который вокруг нас бегает. Как я говорю родителям: «Зашли на мою территорию — даже если вы не хотите, я буду за вашим ребенком бегать и делать все, чтобы ему было хорошо».

Фото предоставлены Центром творчества имени А. В. Косарева.

Комментариев пока нет
Больше статей