Постоянно снимать ребёнка на телефон не так безобидно, как кажется
Постоянно снимать ребёнка на телефон не так безобидно, как кажется
Постоянно снимать ребёнка на телефон не так безобидно, как кажется

Постоянно снимать ребёнка на телефон не так безобидно, как кажется

Как мы можем всё исправить

Инна Прибора

25

27.01.2020

Цифровые камеры сегодня фиксируют каждый шаг ребёнка. Неважно, что он сделал: получил грамоту, построил домик из одеял или просто испачкал щёки вареньем, — мы запечатлеваем это событие. Пока одни родители радуются, что гигабайты детства надежно сохранены на жестком диске, другие нервничают, опасаясь развить в ребёнке нарциссизм, пристрастие к селфи и привычку думать, с какой стороны на тебя сейчас падает свет.

В чём проблема бесконечных снимков

Ни одно предыдущее поколение детей не могло похвастаться таким богатым материалом для будущей автобиографии. Каждый месяц я загружаю в облачное хранилище сотни мегабайтов фото и видео, посвященных детям. Во время отпуска на море интенсивность съёмок резко возрастает. А вот, скажем, моё детство целиком умещается в двух фотоальбомах (на развороте — 1986 год: четыре фотки, две — из фотоателье). У моих родителей от доинститутской жизни вообще остался десяток-другой чёрно-белых снимков, включая школьные групповые портреты.

Пока мы только осмысливаем это явление, и большая часть тревог связана не с самим фактом съёмок, а с тем, как родители их используют в социальных сетях. Люди волнуются из-за нарушения приватности обладателей чумазых мордашек, из-за возможности киберзапугивания или того, как их будут использовать алгоритмы распознавания лиц. К мамам, которые постят детей — а постят их, согласно исследованиям, чаще именно они, — много претензий и другого характера. Их осуждают за цифровой нарциссизм и попытку выглядеть более успешными при помощи детей, которые посещают младенческую секцию фигурного катания.

Но если отодвинуть в сторону вопросы публикации, интересно само явление: когда родитель смотрит на ребёнка через экран гаджета в самые яркие моменты, насколько это влияет на его миро- и самоощущение?

Может, дети думают, что вся их жизнь — это такое кино, сцена для действия и свершений? Что выглядеть здесь важнее, чем проживать? Что больше всего они ценны, когда папа достает камеру, а ты в лучах заката стоишь, поставив ногу на футбольный мяч?

Ещё один повод для беспокойства — что, если мой ребёнок все время смотрит на свои фотографии и снимает сам себя?

Эта электронная игрушка душит детское творчество, и теперь из него вырастет — о нет! — видеоблогер? (Несмотря на то что в этом нет ничего плохого, большинство серьёзно настроенных родителей полагают, что видеоблогеры — это люди, у которых вместо умозаключений получается только междометие «Вау!».)

Что говорит наука

Учёные только начинают исследовать феномен бесконечных фоточек. Одни исследования, например, говорят, что большое количество селфи коррелируется с низкой самооценкой. Другие уверяют, что люди, которые всё время заглядывают на свои изображения в профиле, наоборот, слишком влюблены в себя. То есть пока делать однозначные выводы о связи между нарциссизмом отпрыска и бесконечностью его портретов трудно.

Мэриэнн Гарри, профессор психологии в Университете Виктории в Веллингтоне (это в Новой Зеландии), озаботилась другой проблемой — влиянием съёмок на памятные воспоминания детства. Ведь мы как раз и достаём камеру, чтобы это счастливое барахтанье в снегу осталось с нами навсегда. Так вот, изучив вопрос, она получила печальные доказательства: чем многочисленнее радостные луки, тем меньше события удерживаются в нашей памяти.

Всё работает известным образом: когда мы достаем гаджет, мы фокусируемся не на самом событии, а на процессе съемки

Иногда мы при этом кричим: «Мить, ну обними сестру! А улыбка где? А развернуться боком можете?» Потом эта куча однообразных кадров сливаются в хранилище, и их даже пересматривать тяжко: ни у кого рука не поднимается наводить там порядок и удалять неудачные.

Исследование, в котором студенты разгуливали с фотоаппаратом по музею, тоже демонстрирует «эффект фотографического ухудшения памяти». Если периодически щёлкаешь аполлонов, то в целом запоминаешь меньше деталей, меньше самих объектов и хуже разбираешься с местами их расположения, чем если бы вы отправились в храм искусства с пустыми руками.

История с воспоминаниями плоха не только для родителей, но и для детей. Подумать только: человек, который через несколько лет должен рассказывать вашему бойфренду, как вы описались на утреннике, сам все забыл. Родитель — человек, которой учит осмыслять опыт и говорить о нём, а какой опыт он поможет обсудить сейчас? Как накладывать светофильтр?

Ну ладно, это ещё не самая главная беда: гораздо хуже, что мы так носимся с этими изображениями и нарядными платьями. А дети страшно чувствительны к чужому мнению: уже начиная с 14 месяцев они меняют поведение в зависимости от того, как на него смотрит взрослый. В экспериментах было отмечено, как ещё не говорящие дети меняли свое решение нажимать или не нажимать на кнопку на роботе, расшифровывая невербальные сигналы экспериментатора. Им невероятно важно то, чему мы придаем значение.

Довольно трудно читать мораль девочке-подростку, что внешность — не главное, если последние 10 лет мы только и делали, что акцентировали внимание на ракурсах и цвете варежек.

Что мы можем с этим сделать

Нет, отключить камеру и перейти на кнопочный телефон не выход. Нам как-то придется жить с всевидящим оком. Главное — научить продуманности в обращении с техникой. Например, вслух поразмыслить: зачем мы сейчас фотографируемся? Что хотим запомнить? На чём поставить акцент? Как мы это делаем? Мем про четыре вида фоток для разных соцсетей — наглядная демонстрация школьнику, что красоваться можно с нескольких сторон.

Верное решение — посматривать по сторонам, когда снимаешь, быть более внимательным. Не отдавать памятные мгновения переносной карте памяти, а сохранить свою. Проговаривая дома, как здорово папе удалась стойка на руках, а Ванечка неподражаемо ловил ртом снежинки, — так мы ещё раз закрепляем событие.

Если вас беспокоит, что ребёнок делает много селфи, попробуйте влезть в кадр — будет селфи с мамой

Нет, правда — это же отличный шанс поговорить о том, как он себя презентует миру, чего хочет добиться, как он воспринимает себя и что думает о реакции окружающих на шапку с ушами, маму на заднем плане и о прочих интересных вещах.

Важно быть осторожнее с комментированием чужих фотоснимков. Когда мы отпускаем замечания, посвященные Ким Кардашьян, ребёнок это может по-разному интерпретировать и даже сделать выводы о наших ценностях.

А, ну и, конечно, никогда не выкладывайте себе в фейсбук фотку, если вам на это не дают согласия и даже повод дурацкий: «Что значит у тебя свитер немодный?! Не выдумывай! Его бабушка два месяца вязала!»

Фото: Shutterstock (Galina Zhigalova)

Читайте также
Комментарии(25)
Как обычно у Приборы: из мухи слона…
Здравствуйте, как я с Вами согласна! Это чума! Знаю немало людей, которые фотографируют всё! В своей жизни.
Знакомые крестили дочку. Вроде, это таинство? Нет? Нет! Куча фотографий, да в церкви, да ребенок- голый. Во всех разворотах. Думаю, понимаете, о чем я.
Да ещё описание, как всё прошло, да как она обкакалась при этом…вот интересно это кому то?
Это ужасно.
А что такого в освещении таинства? Если бы это было запрещено церковью, то батюшки бы не благославили на это дело. Вас больше смутило же не это, а момент эстетический. И раз это Вас задело, значит интерес вызвало. Мне просто сложно представить, как при крещении можно быть голым во всех разворотах, тем более ребенку, тем более девочке.
Как-то обобщили все и свалили в кучу, напугали пуганых ворон.
От гаджетов никуда не деться.
Цели съемки детей разные.
Меня, как фотографа, настораживают только люди в разных локациях, но в одной позе (выгодный ракурс). Как правило, это селфи и по нескольку раз на дню. Вот это я считаю неприятие себя и своей среды обитания и уже отклонением, не быть, а казаться.
Я-ребенок фотографа. Папа снимал нас для памяти, снимки в альбомах комментировались. И мы с сестрой ему безмерно благодарны за это. Наши дети тоже с рождения в объективе и их альбомы с комментариями в соцсетях.
В тексте было сказано, что беря камеру, мы как бы отстраняемся от события — не правда. Мы берем камеру, чтобы зафиксировать событие, даже мамы с сотовыми на утреннике. Они очень внимательны, они не в процессе съемки (там все на автомате), они в процессе утренника, переживают момент.
Насчет фото в музеях и т. д. — это экономие времени, памяти. Я отразила объект, составила впечатление, зафиксировала, чтобы не запоминать название и порефлексировать позже. Вас смущает, что я не в каталогах музея искала информацию, а зафиксировала на камеру? Мы другие, благодаря прогрессу, у нас другие способы, запоминания информации. Это не плохо или хорошо, это иначе. Память настроена: не запомнить кучу информации, а запомнить место, где я могу взять ее мобильно. Мы запоминаем только то, что очень сильно трогает нашу душу, ну, или это нам нужно в работе. И это было всегда.
По поводу утренников не совсем согласна. Как раз наоборот на мой взгляд пока мама снимает, она полноценно выступление не смотрит (и вопрос, для кого снимает, все равно эти видео реально никому из друзей-знакомых не интересны). Это как на концерте, когда поголовно все снимают каждую песню в фан-зоне, в итоге ты видишь только руки с экранами) И опять же, это никому не надо, пересматривается от силы раз-два, а в сети полно записей лучшего качества и с лучшего ракурса)
Показать все комментарии
Больше статей