«Мойдодыр» и «Телефон»: те самые иллюстрации Владимира Конашевича из нашего детства
19.05.2020
Советский художник Владимир Конашевич иллюстрировал книги Маршака и Чуковского, Пушкина и Шарля Перро. Он считал, что рисунок не должен быть перегружен — так ребёнку будет легче понять картинку. 19 мая, в день рождения культового художника, вспоминаем его биографию и книжные иллюстрации, без которых сложно представить наше детство.
Владимир Конашевич родился в 1888 году в Новочеркасске. С 1908 по 1913 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — сначала, по настоянию отца, на архитектурном факультете, но затем перевёлся на живописное отделение. Среди его преподавателей были художники Константин Коровин и Сергей Малютин. После окончания училища Владимир переехал в Петербург. Там он участвовал в росписи Юсуповского дворца и других особняков города, реставрировал Павловский дворец и устраивал выставки.
Первыми книжными иллюстрациями Конашевича стали рисунки к буквам алфавита: книга «Азбука в рисунках» была выпущена в 1918 году. Это, кстати, ещё и одно из первых пособий, напечатанных с учётом орфографической реформы 1917–1918 годов, без «еров» и «ятей». Сюда вошли 36 рисунков — изображения людей, животных, растений и предметов.
Интересно, что идея создания книги возникла из переписки художника с женой и дочкой: он писал супруге письма, а дочери присылал картинки — на каждую букву алфавита. Конашевич считал, что ребёнок должен понимать картинку с первого взгляда: на рисунке должны быть видны все части предмета, а перспективные искажения недопустимы.
С 1920-х годов он начинает активно заниматься детской иллюстрацией и посвящает этому всю свою жизнь. Среди его работ — сказки Александра Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») и Шарля Перро («Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик»), Самуила Маршака («Сказка о глупом мышонке», «Петрушка-иностранец», «Пожар») и братьев Гримм («Горшочек каши»).
Конашевич тесно сотрудничал с Корнеем Чуковским, иллюстрировал его «Муху-Цокотуху», «Мойдодыра», «Телефон», «Тараканище». Кроме того, художник рисовал и для детских журналов: «Мурзилки» и «Весёлых картинок», «Чижа» и «Ежа».
Конашевич преподавал в Школе народного искусства и Академии художеств (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств). В 1945 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и защитил докторскую диссертацию по искусствоведению.
Владимир Конашевич прожил до 74 лет и скончался в Ленинграде в 1963 году. Книги с его иллюстрациями продолжили выходить и после его смерти. Сегодня многие родители специально ищут издания с «теми самыми рисунками», а издательства выпускают книги с иллюстрациями Конашевича, которые пользуются неизменным спросом.
«Азбука в рисунках» (1918)
«Кот в сапогах», Шарль Перро (1922)
«Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин (1922)
«Муха-Цокотуха», К. И. Чуковский (1929)
«Мойдодыр», К. И. Чуковский (1939)
«Вот какой рассеянный», С. Я. Маршак (1953)
«Телефон», К. И. Чуковский (1956)
«Слон и Зоя», В. А. Лифшиц (1956)
«Федорино горе», К. И. Чуковский (1961)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», А. С. Пушкин (1986)
«Горшочек каши», братья Гримм (1988)