В последние годы можно часто услышать про инклюзию в образовании и современном городе. Но о том, как конкретно создать пространство, где будет комфортно людям с особенностями, говорят гораздо меньше. Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина и куратор инклюзивных программ Юлия Сергеева рассказали, что именно и как они делают.
Активная работа, чтобы сделать парк более инклюзивным, началась в «Царицыно» в 2007 году. Сегодня, спустя 12 лет, наша инфраструктура уже полностью адаптирована для людей с особенностями и инвалидностью. Одна из наших задач — их социализация и знакомство с искусством, а другая — обратная инклюзия для обычных посетителей.
В парке они часто обращают внимание на такие экспонаты, которые не видят в повседневной жизни. Например, дети всегда реагируют на тактильную экспозицию, спрашивают, что это такое. После объяснений экскурсовода они задумываются и понимают про людей с особенностями больше.
Чтобы создать такое пространство, важно работать в нескольких направлениях.
1. Развивать инфраструктуру
«Царицыно» — это один из немногих московских музеев, где пространство до мелочей адаптировано для людей с различными особенностями. У нас есть пандусы, поручни, необходимые для маломобильных посетителей, есть лифты и подъёмники. Инфраструктурно мы доступны для всех. Помимо этого, у нас есть несколько важных дополнений для людей с особенностями.
1. Сенсорная комната. Это помещение для эмоциональной разгрузки и уединения, которые необходимы людям с особенностями ментального развития. Им часто становится некомфортно в музее среди людей. Тогда человек может уйти отдохнуть и перезагрузиться в эту комнату, чтобы с новыми силами дальше исследовать музей.
2. Сенсорные сумки. Несмотря на то что мы инфраструктурно адаптированы, мы не забываем про шум от вентиляции, постоянный гул из-за большого скопления людей, музейное освещение, которое может стать раздражителем, а мы никак не можем на него повлиять. Поэтому мы предлагаем нашим посетителям специальные сумки: в них находятся наушники, беруши, солнцезащитные очки. Используя этот набор, люди с ментальными особенностями развития, например с аутизмом, могут более комфортно чувствовать себя в нашем пространстве.
3. Инвалидные коляски и ходунки. Очень часто они нужны не только людям с особенностями, но и пожилым посетителям, которым сложно ходить. Территория заповедника очень большая, поэтому услугой активно пользуются.
2. Адаптировать программы
30% наших программ созданы с учётом особенностей восприятия людей с инвалидностью. Например, у нас в штате работает слепой методист, который помогает разрабатывать специальные программы для слепых и слабовидящих. Но мы привлекаем и других специалистов, потому что для таких людей важен также и тактильный осмотр.
Адаптированные программы есть абсолютно по всем нашим направлениям. Например, в Хлебном доме есть тактильная экспозиция, посвящённая декоративно-прикладному искусству, а в царицынских оранжереях слепые и слабовидящие люди могут прикоснуться к растениям (кроме того, на экскурсиях в оранжереях звучит музыка).
Для людей с ментальными особенностями есть два пути: либо мы адаптируем уже существующие образовательные программы, либо создаём с нуля новую — специализированную. В обоих случаях мы обязательно привлекаем экспертов.
Адаптированных программ у нас сейчас около двадцати. В них всегда включены экскурсия и мастер-классы. Мы понимаем, что человеку с ментальными особенностями развития может быть сложно просто стоять и слушать. Всё-таки это очень монотонная деятельность, поэтому им нужна смена обстановки и залов. Сначала мы проводим экскурсию по экспозиции, а потом приглашаем всех на мастер-класс, где каждый делает что-то своими руками.
Для глухих и слабослышащих людей экскурсии ведёт глухой экскурсовод, который владеет русским жестовым языком
Есть программы, которые ориентированы на детей с особенностям развития. В большинстве случаев это интерактивные инклюзивные занятия, на которые мы приглашаем не только детей с инвалидностью, но и их братьев и сестёр. Это очень важно. Можно сколько угодно говорить про инклюзию, а потом делить посетителей на разные группы. Если семья хочет выбраться в парк с друзьями или на экскурсию приходит инклюзивный класс, это прекрасная возможность сделать все программы доступными для совместного посещения.
Для детей с РАС у нас есть так называемые социальные истории — они лежат в открытом доступе на сайте в разделе «Доступный музей». Их нам помогли разработать эксперты в области исследования аутизма, педагоги, тьюторы, родители детей с РАС. Социальная история — это специальным образом проговорённые ситуации, которые, скорее всего, произойдут с ребёнком во время визита в «Царицыно». Что-то вроде сценария.
За две-три недели до похода в музей их можно начать в игровой форме проживать вместе с ребёнком. Таким образом он как будто отрепетирует свой визит заранее. Вообще, это правильный подход для всех посетителей (заранее уточнить, куда идёшь, что увидишь, узнать чуть больше о музее и предметах, которые в нём выставлены), но для людей с аутизмом это необходимость.
3. Обучать сотрудников
Без эффективной работы в этом направлении никакой инклюзии быть не может. Во-первых, у нас очень большой штат персонала, который периодически сменяется. Поэтому раз в несколько месяцев мы рассказываем сотрудникам о том, как общаться с людьми с инвалидностью, как помогать им в экстренной ситуации во время посещения музея. Это обучение проходят абсолютно все сотрудники: не только администраторы или экскурсоводы, но и гардеробщицы, уборщики и сотрудники кафе. Они тоже находятся в пространствах нашего музея и могут совершенно случайно столкнуться с таким посетителем и чем-то ему помочь, если это необходимо. И уже на основе этого мы развиваем все остальные направления.
Тренинги бывают не только общие, но и о каждой категории инвалидности отдельно. Например, как общаться со слабослышащими или посетителями с ментальными особенностями развития. В этом обучении нам помогает дружба с фондами и нашими партнёрами.
4. Делать тематические проекты
Два года назад у нас проходила выставка «Люди должны быть разными». Её инициировал Аркадий Ипполитов — искусствовед, писатель и хранитель итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже. На выставке были собраны картины наивных художников, чьи работы хранятся в наших царицынских коллекциях, и рисунки взрослых людей с аутизмом, студентов центра «Антон тут рядом». В рамках этой выставки мы организовали большую публичную программу, которая касалась людей с ментальными особенностями развития и аутизмом. Проект расширился, и выставка теперь проходит и в других городах.
Прямо сейчас в музее проходит акция «Подвешенный билет». Мы предлагаем посетителям «подвесить» билет на спектакль «Сказка о голодной гусенице», который мы покажем 8 сентября для детей с РАС — подопечных благотворительного фонда «Искусство быть рядом».
Изначально этот спектакль был придуман как беби-постановка (0+), но в результате выяснилось, что он подходит для всех, кому сложно усидеть на месте дольше пяти минут, кому не нравится темнота в зрительном зале, кто хочет участвовать в постановке или — наоборот — готов смотреть на происходящее только со стороны.
С 12 по 21 июля на поляне у Большого дворца в музее-заповеднике «Царицыно» пройдёт фестиваль «Дачное Царицыно». Каждое утро на фестивале будет начинаться с музыкальной зарядки для детей. Днём запланированы мастер-классы, лекции и встречи, а по вечерам — спектакли и концерты. Например, 19 июля на фестивале выступит Пётр Налич с большой сольной программой, посвящённой Canzone Napoletana — неаполитанской песенной традиции региона Кампания.