Написать в блог
Женщины в киноиндустрии: первые режиссеры и сценаристы

Женщины в киноиндустрии: первые режиссеры и сценаристы

Время чтения: 5 мин

Женщины в киноиндустрии: первые режиссеры и сценаристы

Время чтения: 5 мин

Феминизм, зародившийся в начале XX века как общественно-политическое
движение, на протяжении столетия оказывал определенное влияние на культуру Европы и Америки. Для женщины были открыты новые возможности самореализации и профессиональной деятельности. Особенно это повлияло на мировую культуру — в литературе, кинематографе и, позднее, музыке все чаще стали появляться женские имена.
Настоящая статья предлагает читателю познакомиться с «женским киноискусством» и «пионерами женского кинематографа»: Алис Ги, Лоис Вебер и Фрэнсис Марион.

Первой женщиной, пришедшей в кинематограф в качестве режиссера, считается француженка Алис Ги-Блаше (1873-1968), более известная как Алис Ги. Первоначально Ги работала секретарем в студии Леона Гомона, одного из основоположников мирового кинематографа. В 1896 году она сняла свой первый короткометражный фильм La Fée aux Choux (Капустная фея), также один из первых фильмов-нарративов. Алис Ги создала первую картину с синхронизированным звуком и одна и первых сняла фильм в цвете La Fée Printemps (Весенняя фея, 1906). Алис Ги развивала тему танца и путешествий в своих фильмах. Многие ее картины содержали сюжеты на библейскую тему: ее первый полнометражный фильм La Vie du Christ («Жизнь Христа») вышел в 1906 году.


В 1907 году Ги переехала в США вместе со своим мужем оператором Эрбертом
Блаше. В ее карьере кинорежиссера наступил перерыв: Блаше открыли собственную студию «The Solax Company». К съемкам Алис Ги-Блаше вернулась в 1910 году, создав картину A Child’s Sacrifice (Жертва ребенка) о девочке, пытающейся заработать деньги для своей семьи. Широкую известность получила картина Alger, the Miner (Алджи-золоискатель, 1912) об изнеженном мужчине, отправившимся на Дикий Запад в поисках
материальных средств для женитьбы. По мнению некоторых историков кино, Алис Ги также сняла первый фильм с детализированным сюжетом — House Divided (Разделенный дом, 1913). Это история о паре, чей брак находится под угрозой вследствие потери взаимопонимания.


Свой последний фильм Tarnished Reputation (Запятнанная репутация) Алис Ги сняла в 1920 году. Изменения киноиндустрии вынудили супругов Блаше оставить свой бизнес и продать обанкротившуюся студию. В 1922 году Алис Ги и Эрберт Блаше расторгли свой брак. Эрберт продолжил снимать фильмы. Но карьера Алис Ги-Блаше в качестве кинорежиссера оборвалась: ни в Соединенных Штатах, ни во Франции она не могла найти работу в киноиндустрии.


За свою жизнь Алис Ги сняла более 400 фильмов. В 1953 году она стала
обладательницей французского ордена Почетного легиона. В этом же году Алис Ги-Блаше была признана первой в мире женщиной-кинорежиссером.

С Алис Ги и Эрбертом Блаше была знакома Лоис Вебер (1879-1939), некоторое
время работавшая в студии «Гомон» в США в качестве актрисы, сценариста и режиссера.


Лоис Вебер родилась в Пенсильвании. Она занималась вокалом и была театральной актрисой. Со временем Вебер сменила театральную сцену на работу в киноиндустрии. Она стала одной из самых популярных и высокооплачиваемых режиссеров Голливуда.

Лоис Вебер
                                                                  Лоис Вебер

В 1915 году Лоис Вебер открыла свою киностудию, финансируемую компанией «Universal». Но уже через два года она основала свою собственную компанию «Lois Weber Productions». Фильмы Вебер, сценарий к которым она писала сама, затрагивали острые социальные проблемы и всегда несли некий моральный посыл зрителю. Лоис Вебер часто обращала к темам роли женщины и брака в обществе, социального неравенства и коррупции, отравляющей политику и бизнес. Так, Вебер и ее муж Филлипс Смоли выразили свое отрицательное отношение к абортам в совместной картине Where are My Children? (Где мои дети? , 1916). В этом же году Лоис Вебер сняла фильм Shoes (Обувь), порицающий детский труд, и Discontent (Недовольство) о конфликте поколений.


Тема правомерности смертной казни была затронута Вебер в фильме The People vs. John Doe (Люди против Джона Доу, 1916). Лучшими картинами Лоис Вебер считают два фильма, оба вышедшие в 1921 году: Too Wise Wives (Слишком мудрые жены) и The Blot (Пятно). Фильм Too Wise Wives
рассказывал о важности семейного взаимопонимания на примере двух семей, фокусируясь на противопоставлении двух жен — альтруистки, преданной своей семье, и материалистки, занятой исключительно самой собой. Картина The Blot повествовала о жизни простой небогатой семьи, питающей отвращение к своей бедности. Здесь Лоис Вебер открыто осуждала общество, возводящее материальные ценности выше моральных. Фильм
оказался примечателен и тем, что содержал открытый и двусмысленный конец, что было в то время определенным новаторством. Обе картины были хорошо приняты зрителем.


Однако, после успеха 1921 года Лоис Вебер фактически оставила на время работу кинорежиссера. Высокоморальный стиль ее фильмов становился все менее популярным. Вскоре Вебер потеряла свою компанию. Неудачи преследовали ее и в личной жизни: в 1922 году Вебер оформила развод с Филипсом Смоли, страдавшим от алкоголизма. Следствием этих событий стал нервный срыв, случившийся с Лоис годом позднее.


Она вернулась к работе лишь в 1926 году, после трехлетнего перерыва.
Последовали картины The Marriage Clause (Условие брака, 1926), The Angel of Broadway (Бродвейский ангел, 1926), Topsy and Eva (Топси и Ева, 1927), не вызвавшие ажиотажа у аудитории. Следующий фильм White Heat (Белая горячка) Лоис Вебер сняла только в 1934 году. Это оказался ее последний фильм (он же первый звуковой), рассказывающий о расизме, царившем на сахарных плантациях Гавайских островов. Картина снова оказалась
неудачной. В течение следующих пяти лет вплоть до своей смерти Вебер работала сценаристом в компании «Universal».


Лоис Вебер сняла более 400 фильмов. Она была признана одним из лучших
режиссеров Голливуда, оказавшим влияние на последующее поколение режиссеров, в том числе и на Марион Бенсон Оуэнс (1888-1973), известную под псевдонимом Фрэнсис Марион. Журналистка Фрэнсис Марион начала карьеру в киноиндустрии в качестве ассистента сценариста в «Lois Weber Production». Именно у Лоис Вебер она научилась навыкам написания сценариев. Фрэнсис Марион особенно любила работать с актрисой Мэри Пикфорд, для которой она написала сценарии к фильмам The Poor Little Rich Girl (Бедная маленькая богатая девочка, 1917), Rebecca of Sunnybrook Farm (Ребекка с фермы Саннибрук, 1917) и The Little Princess (Маленькая принцесса, 1917).


Фрэнсис Марион привлекала работа сценариста, нежели режиссера. Она сняла только два собственных фильма, оба в 1921 году — The Love Light (Свет любви, 1921) и Just Around the Corner (Прямо за углом, 1921). В фильме Свет любви главную роль исполнила Мэри Пикфорд. Она сыграла молодую женщину, узнавшую о том, что ее любовник — немецкий шпион. В следующий раз Фрэнсис Марион вместе с режиссером Честером М. Франклином сняла фильм The Song of Love (Песня любви, 1923) о девушке-танцовщице,
пытающейся защитить своего возлюбленного, французского агента.

                                                                  Фрэнсис Марион


Фрэнсис Марион была наиболее успешным сценаристом Голливуда 1920-30- х годов. В 1930 году она стала первой женщиной, получившей премию
«Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму The Big House (Большой дом). В 1932 году фильм The Champ (Чемпион), снятый по рассказу
Фрэнсис Марион, принес ей второй «Оскар» за лучший литературный первоисточник. Всего она создала более 300 сценариев к различным фильмам.

Первые в своем деле, они стали и новаторами мирового кинематографа. Женщины одними из первых взялись за цветные фильмы и звуковое кино. Они не боялись затрагивать общественно значимые темы в своем творчестве. И, несмотря на все жизненные трудности, они добились мирового признания, тем самым войдя в историю.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей