«Мы вам не аниматоры!»: что общего у учителей и актеров
Какими навыками должен обладать хороший учитель? Умение рассказать простым языком о сложном, терпение, желание развиваться — это важно. Но не менее ценно уметь превратить урок в небольшой спектакль, главная роль в котором, конечно, у педагога. Так считает наш блогер, учитель Светлана Щелокова.
Когда я только начинала работать учителем, мне поручили играть принцессу на новогодних представлениях. Отказаться я не могла: молча надела платье, заплела косички, прочитала несколько раз текст и вышла к детям. Было весело! Но и сомнения мучали: для того ли я так долго училась в университете, чтобы под елкой танцевать и песенки петь? После новогодних елок были конкурсы и фестивали. И оказалось, что хороший педагог их не только придумывает и организует, но ведет и церемонии награждения. Так я стала ведущей: репетировала, работала с голосом и телом. Постепенно я поняла, что у педагогов и актеров много общего.
Сейчас я убеждена, что профессионально работать с детьми без актерских навыков невозможно. Не потому, что рано или поздно учителя и педагоги становятся участниками новогодних представлений. А потому, что мы живем и работаем в такое время, когда любая информация для детей доступна, а учиться можно онлайн — значит, при очной встрече педагог должен предложить что-то большее, чем скучный рассказ или механическое чтение вслух. То, что запомнится. Так зачем же учителям актерские навыки?
1. Чтобы защитить себя
Педагог — профессия публичная. Он всегда на виду, работает с аудиторией в разных форматах. Численность этой аудитории не закреплена, состав тоже меняется. Никакой стабильности! При этом, учитель — тоже человек, со своими эмоциями и чувствами.
Актерские навыки помогают учителю защитить себя от разрушения личности. Вы надеваете маску, немного меняете свою личность. Вот и А. Макаренко про то же писал: «Может быть, я в горе. А может быть, у меня радость какая-нибудь большая. Но я должен говорить так, чтобы меня все слушали».
Главное — выбирать подходящую роль. Маска прямо противоположной педагогу личности обнажит фальшь, и прозвучат слова, которых так боятся профессиональные актеры: «Не верю!» Педагогу это тоже ни к чему: не будет контакта — не будет и результатов.
2. Чтобы управлять вниманием
Здорово, когда у детей есть мотивация и они слушают просто потому, что им интересно. Но такое случается редко. Обычно внимание учеников постоянно переключается. Самое страшное, что может сделать педагог, заметив, что его не слушают — обидеться и заявить об этом вслух. И пригрозить еще: «Ах не слушаешь? В угол тебя поставлю!»
А что надо сделать? Использовать голос, жесты, перестроить мизансцену, взять театральную паузу. Или вовсе организовать антракт, можно даже внеплановый. Любое занятие — это живой процесс, в нем должно быть место импровизации.
3. Чтобы заинтересовывать
Заинтересовать — едва ли не первое требование к учителям со стороны учеников и родителей. И счастлив тот педагог, у которого это получается по глубокой любви и привязанности к делу. Но встречается и преподавание без любви, которое не освобождает от ответственности за интерес. Тогда снова приходится быть немного не собой, входить в образ, играть роль. Обман? Нет, профессиональное поведение.
4. Чтобы создать шоу
Современные школьники и студенты — очень искушенная аудитория, хотя бы потому, что у них есть интернет. Чем бы они там ни занимались, через их сознание постоянно проходят картинки, тексты, видео. Кто-то получает немало реальных впечатлений, если в семье принято ходить в театры, музеи, путешествовать.
Урок, лекция, образовательная программа должны стать ярким впечатлением, иначе они потеряются в этом потоке. Разнообразие форм усложняет фильтры интереса и внимания, а педагог должен уметь их пройти, чтобы процесс обучения был эффективным.
5. Чтобы тренировать эмпатию
Недавно я случайно открыла методическое пособие, изданное Учпедгизом в 1958 году. Пролистала и вычитала: «Это многообразие чувств и надо постараться учителю передать при чтении стихотворения в классе». «Вот это требования!» — мелькнуло в голове. Потом спросила себя: «А я так могу?» Я точно стараюсь говорить и читать «с выражением». Иначе смысла нет. Литература, например, для того и нужна, чтобы приобретать дополнительный чувственный опыт в сопровождении эмпатичного наставника. Можно послушать, как читают стихи А. Ахматовой и М. Цветаевой Светлана Крючкова и Алиса Фрейндлих. Но для продвижения в образовательном процессе нужен «живой» авторитет — а значит, и педагогу придется потренироваться в выразительности речи.
Фото: Shutterstock / Fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.