Как снять кино с детьми на уроке и не превратить его в хаос
Многие учителя думают о том, чтобы предложить своим ученикам снять видеоролик. Часто бывает, что они пробуют это сделать один раз, после чего отказываются от этой идеи. Эта статья посвящается им и тем учителям, кто сомневается: «Я же простой предметник, веду историю или биологию, зачем мне разбираться в видео?» В этой статье мы покажем, что работа с видео доступна всем желающим, если учесть все нюансы. Юлия Емельянова, руководитель Студии школьного телевидения «Радуга ТВ» из города Колпашево, расскажет об этом, исходя из личного опыта. Сначала они с учениками научились снимать видео на уроках английского языка, а потом организовали школьную телестудию. Публикуем расшифровку ее вебинара из серии вебинаров Movavi «Учимся вместе».
Развенчиваем миф о кнопке на пальце
Считается, что поколение нынешних школьников родилось с кнопкой на пальце. Якобы они так хорошо разбираются со всеми программами и приложениями, что оставляют учителя позади. Дистанционка доказала, что это миф. Часто возникали ситуации, когда педагоги по телефону объясняли ученикам и их родителям, как установить программу, скачать или загрузить файл. Тут и выяснилось, что медиаграмотность учителей выше, чем у их якобы продвинутых учеников.
Поэтому мы принимаем как данность: наши дети многое знают, но поверхностно. И наша задача — научить их использовать эти навыки в свою пользу, чтобы каждый ребенок мог качественно и красиво представить свой опыт.
Когда уместно снимать школьное видео
- Образовательные ролики на уроке
Ребенок может переработать содержательную часть урока и показать его через призму своего воображения. Это свидетельствует о том, что он усвоил знания.
- Внеклассное мероприятие
Чем больше видео сделают дети, тем интереснее пройдет мероприятие, а родители смогут взглянуть на своих детей с другой стороны.
- Проектная деятельность
Сейчас требуется показать продукт любого проекта. Продукт в виде фильма устраивает и жюри, и детей — это всем интересно. А потом видео останется на долгую память.
Навыки 4К и методика ПОИСК
Сейчас модно говорить о том, что в детях надо развивать навыки 4К: критическое мышление, креативность, коллаборация и коммуникация (самопрезентация). Легко можно доказать, что все эти навыки можно формировать и развивать у учеников во время коллективной съемки видео.
Иногда мы, учителя, удивляемся, почему ролик не получается. Вроде бы я дал задание, ребята выполнили, но почему-то нет итога. Но съемка видео как и любой процесс — это алгоритм действий, который приводит к результату. Его можно сравнить с выпеканием пирога: у нас есть ингредиенты и последовательность шагов, которую нужно соблюдать. Если мы на первом шаге не замесили тесто, то скорее всего получится ерунда, даже если точно соблюсти остальную технологию.
Когда я пришла в школу 16 лет назад, было уместно противопоставлять педагогические технологии и информационные. Вторые были темой для самообразования. Мне уже тогда казалось странным изучать технологию ради технологии. На образовательной стажировке в Университете Джорджа Мейсона я познакомилась с преподавателем Присциллой Нортон, которая подтвердила мои сомнения: «Мы не можем использовать инструменты ради инструментов. Мы должны использовать их для обучения наших детей». У нее есть методика AeCTS, позволяющая внедрять любую технологию в образовательный процесс:
A — authentic problem (актуальная проблема)
E — exit strategy (стратегия выхода)
C — clear outcome (понятный результат)
T — thinking skills (мыслительные умения)
S — software process (технический процесс)
Я договорилась с Присциллой о российской адаптации этой методики. В российском образовании с 2013 года она известна как ПоИСК:
П — проблема, имеющая практическую значимость
О — одна запасная стратегия
И — итоговый продукт, который мы должны получить
С — смысл: развитие мыслительных навыков
К — какой цифровой инструмент использовать
Как применить этот алгоритм в работе
Перед съемкой важно найти проблему, у которой есть практическая значимость для детей. Аудитория должна понимать проблему и знать, зачем её нужно решать. Вам нужна запасная стратегия на случай, если что-то пойдет не так. Лучше предусмотреть все риски.
Затем советую продумать готовый продукт в деталях. Чем четче будет техническое задание, тем больше уверенность в том, что результат будет соответствовать ожиданиям. Также важна содержательная часть: какой смысл вкладываем в видео, какие навыки развиваем, какую образовательную ценность получат дети. И в последнюю очередь переходим к инструментам — что будет целесообразно использовать для достижения результата.
Эта технология прекрасно сочетается с технологией развития критического мышления. На этапе вызова мы презентуем детям проблему. На этапе осмысления происходит исследование темы, сбор материала, создание сценария, знакомство с технологией и использование, а затем доработка. На этапе рефлексии происходит презентация или публикация продукта, его оценка и вывод. Так мы вписываем видео в образовательную технологию, видим групповую работу, креативность при создании сценария, критическое мышление при отборе материала.
Снимаем видео на уроке английского языка
От теории хочу перейти к практике. Я буду рассказывать про видео на уроках английского языка, но эти советы можно применить к любому предмету.
1. Определяем проблему, имеющую практическую значимость
Здесь все зависит от социально-культурного контекста, в котором варятся наши дети. У нас был удачный момент, когда в школе проходил видеофестиваль. Дети сами искали тему. После обсуждения мы придумали тему «Реклама школьных принадлежностей» — какой школьный предмет помогает учиться. Она всех заинтересовала. Нам помогло ещё и то, что фестиваль включил соревнование между классами. Также приняли участие и восьмиклассники, которые в тот момент изучали эту тему на уроках английского языка.
2. Продумываем стратегию
Все риски лучше продумать сразу. Мы должны были предусмотреть отсутствие необходимого количества техники. Это не позволило бы нам снимать видео одновременно на всех параллелях. Поэтому мы спланировали процесс так, чтобы дети снимали в удобное для них время.
3. Продумываем результат — итоговый продукт
Необходимо привлекать детей к составлению ТЗ. Мы, как учителя, коварно предполагаем, что у этой работы есть свой скрытый смысл. Например, мы хотим, чтобы дети в процессе работы освоили новый инструмент на английском языке, поэтому и предлагаем ту программу для обработки видео или монтажа, которую выбрали сами. Это будет первым результатом, а вторым — снятый видеоролик.
4. Смысл: развитие мыслительных навыков
В английском языке очень важно, чтобы дети практиковали все четыре вида деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Обычно этого эффекта трудно достичь. Но именно съемка видео позволяет комплексно решить эту проблему.
- Чтение
Для этого мы предлагаем детям собрать в сети информацию о том, как выглядит реклама. На английском языке, разумеется. Изучаем сайты, смотрим ролики, читаем рекламу и выбираем оттуда клише. То есть делаем всё, чтобы ролик стал похож на настоящую английскую рекламу.
- Письмо
Важный этап — написать сценарий ролика. Если его пропустить или смазать, результат будет плохим. Я планирую работу по небольшим группам, могу выделить на это целый урок, чтобы дети хорошо проработали сценарий. Я хочу, чтобы они составили четкий план съемки с подробной раскадровкой, где указаны все сцены и прописаны реплики героев. Благодаря этому дети понимают: раз есть разные сцены, то нужно будет сделать отдельные планы съемки, найти реквизит.
До сценариев дети планировали фантастически: прилетает НЛО, кого-то ворует, взлетает… Когда доходило до съемки, они ругались между собой, и ничего не получалось. Написание сценария возвращает с неба на землю. Если я рисую летающую тарелку, то где я её возьму? Раскадровка помогает спланировать работу над роликом.
Если группа слабая, то на этом этапе я могу поправить в их текстах лексику и грамматику, устроить ролевое чтение. Так я подстраховываюсь и делаю всё, чтобы съемка видео превратилась для них в нечто позитивное и результат понравился. Мне это важно, иначе съемка превратится в очередное обязательное домашнее задание, которое стыдно кому-то показать.
- Говорение
Учителю иностранного языка не надо рассказывать, как утомительно зазубривать стандартные диалоги из учебника: «Привет, как тебя зовут». Поэтому я очень радуюсь, видя, что дети репетируют перед съемками ролика. И делают это с интересом, с актерской игрой. Я не ограничиваю количество репетиций. Ролик будут смотреть одноклассники, родители, друзья, поэтому дети заинтересованы в хорошем результате, работают на него
- Слушание
На уроке среднего звена бывает сложно организовать слушание: пока одна группа рассказывает диалог, другая готовится и повторяет свой. А когда дети представляют свои ролики, они уже ничем не заняты в этот момент. Они обязательно заполняют экспертные листы, где оценивают и техническое мастерство, и актерскую игру, и языковую грамотность. (Об этом стоит договориться заранее: что именно будем оценивать). Поэтому дети с удовольствием смотрят видео и слушают друг друга.
Модель 4K
Как вы видите, съемка видео действительно укладывается в модель 4К. Критическое мышление включается, когда мы отбираем материал и оцениваем работы. Креативность работает на этапе создания сценария и в период съемки. Коллаборация — это весь процесс, начиная от идей, и заканчивая презентацией. И коммуникация — это умение презентовать себя, донести свою идею до одноклассников и убедить их. Всё это развивает навыки, которые необходимы ребенку в любой деятельности.
Дети проявляют удивительную креативность. Есть ребята, которые не любят быть в кадре. У меня были такие ученики, они придумали ролик с пластилиновыми фигурками и так проявили себя.
Какой цифровой инструмент лучше использовать
При выборе программы еще пару лет назад я рассуждала так: чем больше инструментов освоят дети, тем легче им будет выбрать тот, который понравится. Поэтому раньше я выбирала программы с интерфейсом на иностранном языке, чтобы дети усвоили этот пласт лексики. С позапрошлого года я использую программу Movavi. У них простая и хорошая программа, где не нужно учить детей работе с ней. Прелесть программы в том, что она интуитивно понятна ученикам среднего звена. Через 10-15 минут уже есть первые результаты.
Раньше я отдавала работу с видео на домашнюю работу, потому что в школе не было лицензионных программ для монтажа. А у компании Movavi есть проект «Movavi Образование» со специальными условиями для образования. Есть возможность заключить договор (это делается за 2-3 дня) и получить программу для монтажа в школу. Поэтому если перед учителем стоит задача стать медиапедагогом, то ему стоит подружиться с этой компанией.
Выбор цифрового инструмента должен быть обоснованным. Для меня важны такие критерии: бесплатный, простой, понятный, безопасный для детей. И я сделала свой выбор.
Мы с детьми научились снимать, понимаем свои ошибки. Всё это подтолкнуло к тому, что мы стали участвовать в международных проектах. Например, мы созванивались с учениками из Марокко, потом сняли фильм о культуре этой страны на основе их рассказа, а они снимали фильм про нас.
Учитель в настоящем
Сейчас учитель рискует быть свечой, которая рассказывает о старых временах детям-компьютерам. Поэтому лучше следовать реалиям, в которых живут дети.
Я встречала у педагогов предвзятое отношение к социальным сетям, хотя всё самое новое и свежее появляется именно там.
Тут можно найти коллег, которые ведут активную учительскую деятельность очень по-современному. У них всегда есть идеи, как можно сделать обычный учительский день богаче. И когда ты находишься в этом сообществе, то понимаешь это.
Летом я закончила курс «Создание видео в TikTok», вникла в тренды и поняла, как это работает. В новом году мне дали классное руководство в пятом классе. Ребята предложили снять какой-нибудь тренд, и я понимаю, о чем идет речь. Вот уже третью перемену у нас тишина и спокойствие, мы учим тренды. Поэтому я предлагаю следить за текущей ситуацией и понимать, что сейчас актуально. И если вы научитесь создавать короткие и интересные ролики, то затем научите и ваших детей.