Школьное кино: полный цикл создания фильма
Блоги25.12.2020

Школьное кино: полный цикл создания фильма

Как погрузить школьников в атмосферу кинопроизводства

Учитель Movavi, педагог дополнительного образования Дарья Пархоменко рассказывает о том, как погрузить школьников в атмосферу кинопроизводства, как сформировать из них съемочную группу, где найти интересные сюжеты для фильмов и как организовать съемки. Наш блогер, редактор проекта «Movavi Образование», сделала расшифровку её вебинара «Учимся с Movavi». Публикуем текст с разрешения Дарьи Пархоменко.

Справка: Дарья Пархоменко семь лет занималась художественной фотографией на профессиональном уровне. Бронзовый призер Дельфийских игр в области художественной фотографии. Дважды получала Премии президента РФ за достижения в области художественной фотографии. Включена в реестр Золотой молодежи России в номинации художественной фотографии. В 17 лет организовала первое объединение юных фотографов в Омске (70 человек), руководила им два года.

Связь между фотографией и кино

Я пришла в сферу кинопроизводства из фотографии. Между ними много общего. Фотография — это мини-фильм, и когда мы делаем раскадровку, фотография здесь подходит идеально. Как и кино, это визуальное творчество, где действуют основные принципы драматургии: построение кадра, правило золотого сечения, правило третей, работа с планами, основные принципы композиции. Любое визуальное творчество рано или поздно сталкивается с вопросом: что снять, как и где взять идеи. Я поняла, что могу всё это объединить и вести. На сегодняшний день я работаю в школе, веду курс по художественной фотографии и тележурналистике.

Решаем житейские проблемы

  • Выбрать место занятий

Было бы идеально, чтобы школа предоставила специальное место учителю: класс, кабинет или другое помещение. В реальности такое бывает редко, поэтому можно оборудовать свой кабинет. Советую сделать там творческую лабораторию, где детям захочется творить. Пусть их мысли будут направлены на результат. Для этого можно поставить доску для записи идей. У меня такой нет, но на столе в свободном доступе лежат листочки, карандаши, блокноты. Дети всё это используют. Благодаря одной картинке в блокноте у нас появилась идея зарисовки про стул.

  • Приготовить технику

Я работаю в сельской школе и не по наслышке знаю о том, какие проблемы с ней могут возникать. Мы собирали технику сами. У меня есть старый компьютер, учитель робототехники помог его доработать. Дети приносили запчасти, один добрый человек подарил большой монитор. Так мы собрали рабочий компьютер. На этом этапе хорошо подключаются мальчики, их значимость повышается. Они знают, что сами сделали эту машину, и охотно работают на ней. Также у нас в арсенале есть фотоаппарат, штатив и квадракоптер. Мы настроили эту аппаратуру, добившись приличной картинки, и стараемся снимать так, чтобы исходник получился приличного качества.

  • Найти подходящие компьютеры

Я долго не знала, на чем буду монтировать, поскольку школьные компьютеры не очень мощные. Долго мониторила интернет, узнала про программы Movavi. В школах нельзя ставить нелицензионные программы, а здесь всё юридически оформлено. А если вы никогда не монтировали, Movavi предоставляет учебник о монтаже. И дети быстро разбираются в этой программе.

  • Определить область обучения

Например, для младших классов хорошо подходят мультики, а со средними классами уже можно снимать кино.

  • Выбрать основные жанры

Чаще всего в школе актуальны новости, жанр с быстрым результатом — для детей с клиповым мышлением это важно. А ещё мы можем снимать рекламу, ребята тоже любят её из-за клиповости. На этих роликах хорошо можно освоить принципы монтажа. Ещё можно снимать передачи. Мы делали цикл видеопортретов про учителей. Дети получают невероятный опыт: они прописывают сценарий, составляют деловые письма учителям, чтобы предложить им съемки. Также мы снимаем исторические фильмы, краеведческие и экологические. Тут может встать вопрос о мотивации ребенка, потому что 15 минут исторического фильма — это долгий путь. Может уйти не одна неделя и даже не один месяц. Позже расскажу, как я работаю с мотивацией детей в этом случае.

Работа с коллективом

Чтобы результат получался ровным и стабильным, эту часть важно учитывать. Я много времени уделяю работе с детьми. Каждый ребенок уникален, а у подростков свой отдельный мир. Мне всегда хочется узнать о каждом побольше: что за ним стоит, на какой уровень можно его вывести.

Я делю всех детей на интровертов и экстравертов для комфортного распределения задач. Мы изучаем профессии корреспондента, оператора, монтажера и сценариста. Чтобы распределить эти роли, надо знать, с чем ребенку будет комфортно работать. Кажется, что интроверт может быть оператором, ведь он не находится в кадре. Но оператор руководит процессом: как нужно встать, где хороший свет, почему нужно поправить микрофон и так далее. Не все дети-интроверты на это способны.

В сентябре ко мне пришла компания из трех человек. Они хотели быть в одной команде: и придумывать сюжеты, и снимать, и монтировать самим. Но оказалось, что все трое — интроверты, которые общаются только друг с другом. Им было сложно руководить съемкой и взаимодействовать с людьми. Поэтому я распределила ребят в другие команды, где они заняли свою нишу. Из них получились великолепные сценаристы, режиссеры и монтажеры. Например, Ярослав всегда носит всю необходимую технику, его сценарии прописаны до мелочей. Он внимательно слушает и впитывает знания как губка.

На занятиях мы устраиваем творческие съемки. Одно из заданий — снять репортаж села. Мы редко встречаем людей на улице, даже собака не пробежит. Поэтому перед учениками стоит задача — вытянуть хоть что-нибудь из ничего, создать динамику. Тут включается детское мышление. Они собирают информацию про перелетных птиц, чипированных собак, затем возвращаются в кабинет и начинают писать. В одной команде по 3-4 человека. Они снимают сюжет, на следующий день монтируют. Конечно, качество иногда хромает, но самое главное — они уже видят первый результат и учатся думать.

Мы развиваем насмотренность и вместе ходим в театр. Постановка — это полностью спродюссированное действие, где всё продумано и отрепетировано. Потом детям легче понять принципы взаимодействия на съемках: как вести себя в кадре, куда посмотреть, как поиграть со светом. Несколько моих учеников ходят в театр с блокнотами, где фиксируют сложные и интересные моменты.

Также мы организуем кинопросмотры по тому же принципу, что и походы в театр. Смотрим фильм и обсуждаем весь визуал: свет, цвет, планы съемки. Это объединяет коллектив и делает меня ближе к детям. А еще мы устраиваем дебаты, интеллектуальные игры, тематические вечеринки с мозговым штурмом. Дети из разных классов знакомятся и начинают больше общаться. В такой неформальной атмосфере и рождаются идеи.

Чему уделить внимание на препродакшене

70% работы уходит на препродакшен — подготовку, которая предшествует съемке. Из чего он состоит:

  • Идея — на этом этапе появляется тема, о чем мы хотим рассказать.
  • Контекст — оформление нашей идеи, возможно, подтекст.
  • Образ — визуальный язык съемки.
  • Сюжет — драматургическая линия, где будет развитие и кульминационная точка, что будет этому предшествовать.
  • Проект — мы прописываем, кто снимает, где и во сколько, какой свет нам нужен
  • Подготовка — всё необходимое для съемки, чтобы не было форс-мажоров. Например, если мы идем снимать в церковь, девочки надевают юбки и платочки, а мальчики — штаны вместо шортов.

Драматургия

Весь сюжет надо прописывать в драматургическую линию. Она состоит из 4 ступеней:

  • Завязка — начало сюжета. Как правило, я объясняю это на примере детектива.
  • Эскалация — действия, которые приводят нас к точке кульминации. Я сравниваю этот термин с эскалатором, который потихоньку поднимается вверх.
  • Кульминация — пик, самый напряженный момент сюжета.
  • Развязка

В основе сюжета всегда лежит конфликт: столкновение добра и зла, внутренний конфликт, контекст человека и окружения и другие. На нем построено всё творчество и реклама. Напрашивается вопрос, какой конфликт может быть в новостном сюжете. «В этой программе мы расскажем всё самое интересное, что происходило в нашем селе», — скажет журналист. Зрителю становится интересно. Он не может получить эти знания, пока не посмотрит передачу — это уже внутренний конфликт. В историческом фильме тоже может быть конфликт. Например, ведущий хочет узнать о своём родном крае.

Поэтому когда вы обсуждаете съемки ролика с детьми, сразу спросите, в чем здесь будет конфликт. Он быстрее приведет к кульминационной точке. Например, завтра мы идем вешать скворечники на деревья, значит, снимаем с детьми новостной сюжет. Одна девочка придумала конфликт, что она не может повесить скворечник из-за маленького роста.

Что снимать на школьных занятиях

Естественно, хочется снимать что-то долгоиграющее и полезное. Дети не всегда могут правильно отфильтровать контент. Я мотивирую детей результатом. Самый быстрый результат будет у съёмки новости, но и длится она недолго.

Я призываю снимать исторические фильмы. Препродакшн длится месяц, это большой и тяжелый труд. Однажды дети сами составили деловое письмо для краеведа (я помогла вычитать текст), чтобы он рассказал им простым языком об истории края. Это мотивирует детей, они чувствуют себя более взрослыми. Они хвастаются дома, что самостоятельно связались с экспертом, который согласился на интервью. Если дети включились на этом этапе, то они уже не бросят такую съемку, даже если проект продлится 2 месяца. Каждый осознанный человек хочет быть востребованным и иметь возможность сказать: «Это сделал я», чтобы его похвалили.

Над этим проектом мы работали всё лето. Иногда приходилось рано вставать, чтобы к 7 утра прийти к монастырю и снять всё под комфортным светом. Иногда приходилось сидеть в библиотеках и искать информацию. Дети были готовы пойти на это.

После завершения съемок важно организовать правильную подачу. Мы организовали просмотр нашего исторического фильма. Дети написали письменные приглашения. На показ пришли батюшка и историк, помогавшие с материалом, а еще родители. Все сказали добрые и хорошие слова. Также мы сделали красивую обложку для фильма, подарили диск с фильмом главе нашего округа. В конце мы договорились со школьными учителями истории, и этот фильм включили в программу 5-6 классов. То есть ребенок знает, что его фильм будут смотреть другие школьники еще несколько лет.

Всё это мотивирует детей снимать даже такие «скучные» жанры, как исторический фильм.

Подводим итоги

  • Снимать фильмы могут все, я убедилась в этом на собственном примере. Я потратила много времени на обучение и учусь до сих пор, чтобы оправдать надежды детей.
  • Качественная подготовка — это 80% успеха. Уделяйте внимание препродакшену, прописывайте всё, даже бутерборды, если съемка грозит быть длинной.
  • Соблюдаем законы драматургии: советую посвятить несколько уроков изучению драматургии.
  • Мотивация должна быть везде с первого занятия до последнего, пока мы не вручим наш диск главе округа.
  • Всё построено на конфликте, с ним легче выстраивать драматургический сюжет.
Комментариев пока нет
Больше статей