Брички, ямщики и метания «лишнего человека»: зачем современным школьникам классическая литература
Блоги25.04.2022

Брички, ямщики и метания «лишнего человека»: зачем современным школьникам классическая литература

Всё чаще можно услышать мнение, что современные дети классическую литературу понять не смогут. А раз непонятно, значит, скучно. Наш блогер Мария Терленева придерживается другого мнения: классическую литературу надо читать! Обязательно русскую. И обязательно в детстве.

Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того! Детский разум не созрел для таких исканий.

Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала — зачем? Наверное, это была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.

Несмотря на все эти сложные «кибитки», «салазки», «ноне» и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть ли не наизусть, хотя там старинных слов тоже немало.

Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов (значения некоторые из них я до сих пор не знаю). Но было интересно, захватывающе, полезно.

Чем полезна классика

На мой взгляд, изучать литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает (для подростков особенно актуально!), что как бы ты ни был одинок, с твоими переживаниями и проблемами люди сталкивались и раньше. А значит, проблемы решаемы.

Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, ведь история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. И написано.

Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно и позже. Но ведь не только для подобных исследований писались великие книги! Подозреваю, что не многие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.

Я считаю, что литература:

  • даёт надежду, что ты что-то можешь;
  • даёт моральные ориентиры;
  • расширяет кругозор, воспитывает ум и душу;
  • даёт понятие о добре и зле, как о вещах, которые не могут существовать друг без друга.

Литература как бы объясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи. В 1910-20-х в России наступило смутное время, мы замечаем это и по литературе. Авторы отражают действительность, окружающий распад, рассказывают своим творчеством о том, что происходило. И у них это получается даже лучше, чем в учебниках истории.

Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение

Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше. Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас. Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым.

Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.

Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:

  • Способность выражать свои чувства устно и письменно. Я говорю не о сочинениях, а о богатейшем словарном запасе, который демонстрируют проза и поэзия.
  • Возможность увидеть, что ты не одинок, а зачастую понять, что кое у кого проблемы были посерьёзнее, чем у тебя, дружок.
  • Умение соотносить личность с историей и увидеть личность через историю. Одно дело слушать даты пугачёвского восстания, другое — познакомиться с Пугачёвым через восприятие Петруши Гринёва.
  • Средства понимать и выражать свои чувства. Расширять свой эмоциональный диапазон, чтобы он был чуть шире, чем «у зубочистки».

Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / evgeniya Zverskaya / Fotodom

Комментарии(2)
Тема не расскрыта. Какие-то общие фразы. «Средства понимать и выражать свои чувства» как будто никто не может их выражать, может просто не хотят? «Умение соотносить личность с историей и увидеть личность через историю» это можно сказать про любую книжку которую между прочим интересно читать в отличии от класической нудной, не актуальной литературы, которая никак не трогает 99% современных людей потогму что проблемы и их решения устарели как бабушкин затхлый чемодан.
про устаревшие проблемы — в точку! Помню, как прочитала роман Обрыв Гончарова, вся суть «глобальной» проблемы, к которой привел сюжет романа заключалась в том, что одна из главных героинь имела (о ужас!) секс с левым мужиком. В конце были долгие стенания по поводу того, как ее жизнь теперь загублена и какой это грех. Реакцией на прочитанное было: зачем я вообще это прочитала?..