Написать в блог
Педагогика по Станиславскому. Почему учитель должен быть немного актёром

Педагогика по Станиславскому. Почему учитель должен быть немного актёром

Время чтения: 2 мин

Педагогика по Станиславскому. Почему учитель должен быть немного актёром

Время чтения: 2 мин

Мы часто говорим о том, что современнный учитель уже не может быть просто лектором, читающим параграф учебника. Ему нужно заинтересовать учеников, а потом удержать их внимание. Интерактив, перевёрнутый класс, и так далее. Учитель истории Игорь Лужецкий в юности попробовал себя в театре, и этот актёрский опыт в итоге пригодился ему в преподавании.

Начну с краткой автобиографической заметки. Лет эдак 15 назад я учился на первом курсе педагогического. И нравилась мне одна девушка, а девушке нравился Шекспир. Нравился — это мягко сказано. Он был её религией. Она прочитала о нём всё, что только могла, не пропускала ни одной постановки в крупных театрах и даже не брезговала потугами театров студенческих. Меня же предмет моей страсти решительно не замечал. И в моём воспалённом сперматоксикозом мозгу родилась отличная (как мне тогда казалось) идея: попасть в студенческий театр, получить главную роль, поразить её своей игрой и непременно этим воспользоваться.

Сказано-сделано. Пробы я прошёл, даже роль получил такую, что лучше не придумаешь — Гамлет. Но в ходе репетиций выяснилось, что Гамлет из меня, как из дерьма пуля. Типаж не тот. Не вязалась моя рожа с обликом датского принца, о чём мне аккуратно в курилке сообщила наш режиссёр (да и я сам это понимал, но не хотел себе в этом признаваться). Но мудрая женщина посоветовала не отчаиваться, а попробовать что-нибудь другое: Клавдия, Ричарда Глостера, Яго, Макбета. И зашло, в амплуа злодея я был неплох. Ну, на уровне провинциального студенческого театра, разумеется.

С девушкой, кстати, не срослось, её цветок раскрылся тому, кто её в театр привёл и, что самое главное, ушёл с ней после представления. Хотя меня это не особо расстроило, на тот момент уже возникла другая барышня, которая, конечно, восхищалась Шекспиром, но и меня находила достаточно интересным. А через некоторое время, когда проблема, приведшая меня в театр, благополучно разрешилась, моё служение Мельпомене завершилось, и в свои права вступила Клио.

Но театр дал мне много: умение говорить публично, следить за вниманием аудитории, как-то на неё влиять, располагать себя в пространстве

И не просто размахивать руками, а продуманно жестикулировать. Да и навык не корчиться, как горилла с непроходимостью кишечника, а как-то осмысленно управлять своей мимикой, оказался не лишним. В общем — полезная штука, особенно для тех, кто работает с людьми. Пригодилось мне всё это многообразие достаточно скоро: на педагогической практике. Мне дали седьмой класс — два десятка очень шумных мальчиков и пяток пацанок с сорванной наглухо башней. Орать было бы бесполезно, это я уже понимал, бить — незаконно, оставался Шекспир, и я провёл урок с физиономией Глостера. И, как мне тогда казалось, даже двоечники верили в то, что двойкой в случае попытки мятежа они не отделаются: взгляд молодого учителя обещал Тауэр или Тайберн.

А потом меня вызвали к директору и долго хвалили за прекрасную дисциплину и педагогическое чутьё, потенциал и всё такое. Учитель в школе всегда немного в образе. Он может быть героем, резонёром, шутом, злодеем — кем угодно, но он всегда не до конца он сам, не такой, какой он дома, с друзьями (горе, когда он срастается со своей маской).

Педагогика — всегда актёрство. Учителя даже с минимальным опытом театра обычно успешнее своих коллег, не имеющих такого опыта. Я сейчас говорю именно про работу учителя в классе. И этому, как мне кажется, молодого педагога нужно учить специально, так же, как нужно учить методике преподавания предмета. А то приходит такой преподаватель в класс и мнётся у доски, или прячется за столом, как за бруствером. А публика, чувствуя слабость, такого учителя старательно освистывает.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(3)
Комментарии(3)
А еще учитель должен быть танцором, певцом, организатором вечеринок, доктором, психотерапевтом, психологом и т.д. Специалистом широкого профиля. Вот интересно. Почему-то от танцора не требуют, чтобы он был учителем. Когда все это уже закончится, как же все это надоело. Программы хорошие нужны, методики хорошие, учи...
Показать полностью
Статья про навыки, полезные молодому педагогу. И да - без актерства и постановки речи, управления голосом пед. образование немного страдает. Не всем дано от Бога.
Показать ответы (1)
Больше статей