Трава в «Аватаре» и Голлум, идущий на «Оскар». Как делают спецэффекты в кино и где этому учат
Отличного сюжета, кастинга и продуманных режиссерских ходов для создания крутого блокбастера больше недостаточно. Большому кино теперь почти всегда нужна зрелищность. Вместе с научно-исследовательской лабораторией «Город открытий» рассказываем, как создаются современные спецэффекты и где школьники могут научиться их азам.
Сначала кино было немым и чёрно-белым. Потом оно заговорило. Потом обрело цвет. Казалось, это пик технологического развития. Что может быть круче цветного кино?
Но прогресс шел вперед. Появились компьютеры и визуальные эффекты. Раньше для создания «иллюзий» шли на хитрости с камерой: комбинировали съемки, снимали под определённым углом. Или использовали миниатюры, то есть уменьшенные копии домов, предметов и даже людей (так, например, создавались самые первые «Звездные войны»). Но потом компьютеры стали крутыми, возможности для спецэффектов — почти неограниченными, и для создания полноценных миров теперь достаточно команды программистов и художников.
Сражения и новые миры
Технологии кино развивались весь ХХ век, но по-настоящему прорывным для индустрии стал век ХХI. В начале нулевых, например, появилась знаменитая анимационная программа Massive от студии Weta Digital. Она позволяет сгенерировать сразу огромное количество движущихся предметов. Естественно, без нее было не обойтись на съемках эпических битв во «Властелине колец» Питера Джексона.
А уже через несколько лет с помощью Massive создавали волшебный мир инопланетной флоры и фауны в прорывном «Аватаре» — того же режиссера. Эта чудо-программа умеет создать иллюзию настоящей жизни и ощущение, будто каждый из тысяч маленьких людей в сражении — уникальный человек. Она позволила режиссерам не ограничивать воображение — создавать на экране настоящие, объемные и непостижимые миры. Без Massive не было бы самых зрелищных сцен в «Игре престолов», «Мстителях: Финал», «Чёрной пантере» и «Аквамене».
Где этому учат?
Подростка, который мечтает самостоятельно создавать целые новые вселенные и управлять своей маленькой армией волшебных существ, можно записать на курсы по созданию спецэффектов. В России такие есть на многих коммерческих платформах. За год, 8 месяцев или полгода там научат работать в ультрасовременных программах — например, Adobe After Effects, — покажут, как проектировать виртуальных персонажей и эффектные сцены сражений и взрывов. Разброс цен довольно большой — от 78 000 рублей до 44 000 рублей за курс.
Посмотреть на работу специалистов, которые создают виртуальные миры, дети могут на образовательно-туристическом маршруте проекта «Город открытий». Те, кто выберет трек «Креативные индустрии», смогут в числе прочего посетить киностудию «Союзмультфильм», где узнают, как развивалась отечественная анимация, попробуют сами нарисовать мультперсонажей и поучаствуют в других мастер-классах, например смогут пройти полный цикл по созданию мультфильма. А еще в рамках маршрута можно будет побывать в «АРТ.Технограде» на ВДНХ, Третьяковской галерее, Музее кино, в ГМИИ им. Пушкина и на других креативных площадках, где тоже можно будет научиться чему-то новому — например, попробовать себя в роли фотографов или современных художников.
Неживые и живые
Вторым большим прорывом для индустрии кино в ХХI веке стала технология motion-capture. Идея ее проста: она позволяет оцифровать движения настоящего актёра и использовать их для управления нарисованным на компьютере героем.
Самый популярный пример — Голлум из всё того же «Властелина колец». Актёр Энди Сёркис надевал специальный костюм с датчиками, которые фиксировали движения его рук и мимику лица, а потом готовый образ переносили на 3D-модель. В результате нарисованный персонаж выглядел как живой, потому что и был списан с живого человека. Сейчас нас этим не удивишь, но в начале 2000-х motion-capture была чем-то из области фантастики.
Киноакадемия, например, отказалась номинировать Сёркиса на «Оскар» за его актёрскую игру, посчитав, что Голлум все-таки не живой персонаж, а плод фантазии программистов и художников. Хотя это, конечно, было совсем не справедливо.
Несмотря на скепсис ретроградов, motion-capture стремительно завоевала индустрию. Уже в нулевые без этой технологии трудно было представить голливудские блокбастеры. Дейви Джонс из «Пиратов Карибского моря», Халк и Танос из «Мстителей», почти все герои «Аватара» были созданы при помощи программы. Постепенно все привыкли к тому, что современный большой фильм снимают не в настоящих декорациях, а в студии с зелёным экраном (декорацию создают затем на компьютере и накладывают поверх зеленого фона), а по площадке ходят люди в странных серых трико и с маленькими датчиками по всему телу.
Где этому учат?
В школах для художников спецэффектов, которые работают напрямую с отечественными production-студиями. Ищите частные организации под патронажем режиссеров с громкими именами или большие зарекомендовавшие себя на рынке арт-кластеры — в них, как правило, тоже обычно есть много программ для школьников, которые мечтают научиться цифровому дизайну и анимации.
Если ребенок грезит о кино, он может отправиться на образовательно-туристический маршрут с проектом «Город открытий». На треке «Креативные индустрии» он побывает в Музее кино на ВДНХ, где посетит импровизированную квартиру великого Сергея Эйзенштейна, поучаствует в мастер-классах и узнает, какой путь — от немого кино до высокотехнологичного — прошла отечественная киноиндустрия. А еще в рамках маршрута можно будет посетить студию «Мосфильм», Британскую высшую школу дизайна, дизайн-завод «Флакон», другие творческие пространства и прокачать там креативные навыки.
Зеленый экран — и всё, что после
Кстати, о зеленом экране. Профессионалы называют его хромакей (от английского chroma key — «цветовой ключ»), и он тоже стал одним из главных изобретений начала XXI века. От нулевых и до наших дней его используют как большие режиссёры с миллионными бюджетами, так и YouTube-блогеры с тремя подписчиками. Хромакей позволяет воплотить почти все фантазии современных творцов, но актёрам довольно сложно играть в абстрактном пространстве. Представьте, что вам надо вжиться в сложную роль, а вокруг только ярко-зеленая поверхность и ваш коллега в странном костюме. И еще хорошо, если коллега: иногда актерам приходится подавать реплики, глядя на чёрный мячик на палке!
Неудивительно, что следующим шагом для изобретателей от кино стала попытка создавать виртуальные декорации прямо на съемочной площадке. Чтобы актёры получили возможность «жить» в том мире, который потом увидят зрители. Эта технология уже была опробована на съемках сериала «Мандалорец», спин-оффа «Звёздных войн». По периметру съемочной площадки установили гибкие светодиодные экраны, на которых в реальном времени отрисовывали задний план. Проекция управлялась при помощи игрового движка Unreal Engine и могла подстраиваться под угол и ракурс камеры. По словам режиссёра Джона Фавро, теперь они не вывозили актеров на локации, а, наоборот, привозили локации к актёрам. За эти прорывные достижения команда «Мандалорца» заслуженно получила премию «Эмми».
Где этому учат?
Научиться создавать спецэффекты можно и в вузе. В России специальные программы есть, например, в МЭИ, МИСиСе и РГСУ. Как раз к тому времени, когда границы откроют, а мир станет прежним, можно будет получить там базовые знания и отправиться прокачивать навыки в главную мировую школу, выпускающую художников по спецэффектам, — Gnomon. Расположенную, конечно, в Голливуде. Это одновременно Оксфорд и Гарвард для того, кто мечтает создавать новую реальность. Выпускников Gnomon берут на работу все топовые студии- от Industrial Light & Magic (специалисты этой студии работали над «Звёздными войнами» и «Мстителями») до Weta Digital («Властелин колец», «Аватар», «Игра престолов»). Если отпускать ребенка за океан не хочется, а средства и возможность отправить его учиться за границей есть, обратите внимание на FX Animation в Барселоне. Это лучшая европейская школа спецэффектов. Она совсем небольшая (рассчитана на 50 студентов), но имеет 99% рейтинг трудоустройства по специальности.
А пока в вуз ваш юный киноман еще не поступил, отправьте его в «Арт.Техноград» на ВДНХ. Это инновационно-образовательный комплекс, где проводят мастер-классы, в том числе для тех, кто хочет освоить творческие специальности. Например, здесь научат рисовать мультики, монтировать видео и придумывать эффектный графический дизайн, плюс расскажут, какие еще творческие профессии будут востребованы в будущем. Экскурсия в «Арт.Техноград» — один из пунктов путешествия по Москве вместе с проектом «Город открытий».
«Крылатые» камеры
Не все технологические революции в кино заметны невооруженным глазом. Некоторые прорывы «гремят» не так мощно, как Massive или хромакей, но тоже по-своему меняют индустрию. Так, художники из года в год совершенствуются в изображении шерсти, волос, водяных и сыпучих материалов. Одна слезинка Дейви Джонса в третьей части «Пиратов Карибского моря» — это огромный процесс, потребовавший кропотливой работы аниматоров и самых точных математических расчетов. Пушистый Чеширский кот в «Алисе в Стране чудес» шевелится благодаря работе целой команды программистов и дизайнеров, а также сразу нескольких компьютерных программ.
Ещё один мини-прорыв, которого не заметили зрители, — возможность снимать с дронов. Обычная камера ограничивает обзор, ведь оператор снимает просто с высоты собственного роста. Дроны же позволяют снимать практически с любой высоты и из любого места. Камера-дрон маневренная: ее можно поворачивать так, как требует сюжет, а движется дрон намного быстрее человека.
Без дронов было бы, например, невозможно снять сцену погони по стамбульским крышам из фильма о Джеймсе Бонде «007: Координаты „Скайфолл“» или знаменитую сцену атаки птеродактилей из «Мира юрского периода». Эпизоды, снятые такими камерами, создают эффект присутствия и позволяют поймать кадры, которые от обычной камеры совершенно точно бы ускользнули. Следующий шаг — полностью автономные дроны, которых можно научить самостоятельно выбирать угол съемки, ракурс, фокус. Такие уже существуют, и скоро мы увидим много новых фильмов, снятых искусственными операторами.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
81 документальный фильм для учёбы, всей семьи и общего развития. Вместо истории и географии, про динозавров и Гарри Поттера
ФАКУЛЬТАТИВ
«Мозг ребёнка, проводящего три часа у экрана, похож на мозг наркомана». 11 правил взаимодействия детей и гаджетов
ФАКУЛЬТАТИВ
Учителя и цифра. Честно — о том, что педагогам не давалось на дистанте, а что стало внезапным открытием. Исследование «Мела», в котором ещё можно принять участие