Что нужно знать перед поступлением в музыкалку и где ещё ребёнка могут научить петь и играть на инструменте
Блоги24.05.2022

Что нужно знать перед поступлением в музыкалку и где ещё ребёнка могут научить петь и играть на инструменте

Пока одни родители готовятся к выпускным и каникулам, другие становятся участниками новых родительских чатов и ищут возможности записать ребёнка на кружки и дополнительные занятия. Например, в музыкалку. Наш блогер Галина Альтман рассказывает, как ещё можно научиться играть на инструменте, если вы понимаете, что классический подход ребёнку не подойдёт.

С чем сталкивается каждый родитель перед решением отдать ребёнка на музыку:

Недостаток информации

К сожалению, музыкальное образование в России пока не входит в общеобразовательную программу. Поэтому родителям приходится выбирать между возможностями государственных (это бесплатно) или частных (за деньги) музыкальных школ, либо услугами репетитора (тоже недешево). При этом многие не подозревают о существовании музыкальных кружков при домах культуры — и платных, и бесплатных.

Сложности совмещения

Музыке и игре на инструменте российским детям приходится учиться дополнительно к основной обязательной нагрузке в общеобразовательной школе. Это сложно и для детей, и для родителей, которые вынуждены встраивать занятия в итак насыщенные графики.

Необходимость выполнять домашнюю работу

Дома тоже надо заниматься музыкой, в этом нет ничего страшного. Но одних смущает сам факт, других — что придется это как-то отслеживать и помогать, третьих — что ребенок будет недостаточно хорошо «стараться» либо не успевать делать домашние задания. Мы в прямом смысле боимся оказаться между двух огней, а еще хуже — между молотом и наковальней. Здесь можно подумать, почему оценка или воображаемая реакция педагога нам часто важнее собственных желаний и целей?

Если все эти ограничения вас не пугают, можно переходить к выбору способа получения музыкального образования. И здесь прежде всего надо ответить на вопросы:

  • Какого результата вам и ребенку хочется достичь?
  • Чего именно вы хотите от музыкального образования в смысле умений, навыков, возможностей и эмоций?
  • Что вы с полученным багажом будете делать потом?

Понимание — первый шаг к выбору. От понимания целей и вашего выбора зависит и качество, и результаты занятий, и, конечно, эмоции. Но как педагог, сразу предупрежу: учиться можно и нужно с удовольствием!

1. Государственная музыкальная школа

Чтобы потом не бояться уже ничего, начнем с самого страшного — с государственной музыкальной школы и поступления в нее.

Плюсы:

  • Это бесплатно;
  • Есть система. Школа работает в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) — и я их настоятельно советую прочитать всем родителям, это недолго;
  • Есть четкие сроки обучения.

Минусы:

  • Оценочное мышление преподавателей и жесткие требования. Как часто мы видим в адрес своего ребёнка неодобрительные кивки? Особенно, когда ведём его в школу? И считает-то он не так, и пишет не той рукой, и, скорее всего, «не подготовлен». В случае с музыкальной школой можно увидеть, как детей словно коров на ярмарке будут особенно пристально осматривать: руки, ноги, уши и язык — вдруг какой-то не такой? В какой-то момент и сам начинаешь себя чувствовать неправильным и не таким. Но разве для этого мы так хотим научиться музыке?
  • Слабые результаты. У системы есть свои задачи и она гарантирует определенный результат: в идеале — поступление в музыкальный колледж или вуз. Но, как показывает практика, поступают всего 2-5% учеников.
  • Отсутствие гибкого и индивидуального подхода к ребенку. Сроки обучения — и развивающего, и профессионального — фиксированы: 3 года и 7 лет соответственно. Но как понять, что подходит вам и вашему ребенку? Или что делать, если захочется поменять инструмент? А еще категорически не хочется тратить кучу времени на сопутствующие предметы типа пения в хоре, имея возможность, например, выработать навык полифонического слуха другими методами параллельно с игрой на инструменте.

2. Частная музыкальная школа

Плюсы:

  • Более гибкий подход и возможность найти общий язык с руководством и педагогом;
  • Нет жесткой системы, проще поменять и педагога, и инструмент;
  • Гибкая система подстройки под ваше расписание;
  • Вас точно не будут «ругать» за неуспеваемость.

Минусы:

  • Часто непонятны методики преподавания;
  • Может быть неизвестна квалификация преподавателей;
  • Очень большая текучка кадров: в частной школе педагог не задерживается дольше двух лет, в среднем работает только год;
  • Непонятны ценности и глобальный подход к обучению: к сожалению, зарабатывание денег часто становится основной целью;
  • Зачастую ориентация идет на процесс, а не на результат — отсюда желание «подсадить» ребенка и родителя на многолетнее обучение, хотя и не без приятности для обеих сторон;
  • стоимость.

3. Музыкальные кружки при Домах культуры

Плюсы:

  • Гибкая система обучения. Все зависит от преподавателя, в том числе методика. Захотел — бросил, захотел — поменял;
  • Проще объяснить задачи и попросить следовать им, а не придуманной кем-то «программе». На индивидуальных занятиях можно разучивать и играть только любимые произведения;
  • Обычно хороший коллектив единомышленников, любящих музыку — и родителей, и детей. Здесь можно обмениваться опытом и даже дружить. В государственных и частных музыкалках это редкость — там скорее конкуренция на бесконечных отчетных концертах и изолированность в рамках занятий с одним педагогом.

Минусы:

  • Непонятен финальный результат — придется постоянно отслеживать кратковременные итоги, чтобы понимать, чему ребенок учится и что умеет;
  • Категорически не подходит для предпрофессиональной подготовки в музыкальный колледж или вуз, начиная с количества часов.

4. Частные репетиторы

Плюсы:

  • Сильное старание педагога понравиться и «подстроиться» к родителю и ребенку — от этого зависит их оплата.

Минусы:

  • Как правило, это студенты музыкальных вузов, подрабатывающие репетиторством. А значит, у них нет ни опыта, ни методики;
  • Постоянная включенность родителя в обучающий процесс и тесное взаимодействие с педагогом — это необходимость. Ведь придется жестко требовать план занятий с промежуточными результатами. Четко ставить задачу. Обсуждать пути достижения. Вместе отслеживать, что нравится ребенку, а что нет. В этом случае категорически нельзя пускать процесс на самотек — в лучшем случае выкинете деньги на «тренинг» для новоиспеченного педагога. А вероятность, что попадется талантливый от природы — один на миллион.

5. Семейное обучение

Минусов предыдущих способов можно избежать, если организовать домашнее музыкальное обучение. Это подтверждает мой собственный опыт хоумскулера в общеобразовательной школе, начиная с третьего класса. Основной мотивацией была как раз задача сосредоточиться на профессиональном музыкальном образовании. Это удалось на 100%. В первую очередь за счет экономии времени и правильной расстановки приоритетов. Представьте, что этот же вполне успешный опыт вы можете гораздо легче повторить с занятиями музыкой, особенно если вы с ребенком не ориентированы на Конкурс Чайковского, а хотите просто понимать музыку, уметь играть и наслаждаться этим всю жизнь как творческим хобби.

Плюсы:

  • Родители, сами играющие на инструменте, понимающие и любящие музыку и игру — лучший пример и ненавязчивое вовлечение;
  • Есть методики самостоятельного обучения по видеоурокам, позволяющие прекрасно научиться за 10-12 занятий игре на любом инструменте, а также нотам, сольфеджио и всему необходимому;
  • Не нужно тратить время на поездки и организацию расписания, отчитываться перед педагогами и выполнять их требования.

6. Предпрофессиональное и профессиональное музыкальное образование

Неизбежный и важный этап в становлении настоящего профессионала. Мой творческий путь начался в четыре года с государственной музыкальной школы, затем последовали колледж и вуз в России, онлайн-курсы джазовой импровизации в Беркли. В итоге пока привел к созданию авторской обучающей методики и защите кандидатской диссертации по педагогике.

Сегодня перед современными и думающими родителями целый веер возможностей для творческой реализации детей. И если важность и необходимость музыкального образования, как правило, уже не вызывает сомнений, то выбор способов обучения, знание своих прав и возможностей при взаимодействии с системами обучения, понимание рисков и результатов — это минимум знаний, чтобы не только сохранить ваши нервы и деньги, но и предотвратить возможные серьезные и глубокие психологические травмы у детей.

Фото: KIRYAKOVA ANNA / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(8)
Харламов Александр
Трехлетней программы обучения в музыкальных школах нет и никогда не было. Семилетняя была, но ее тоже уже не существует. Рекомендую лучше готовиться к написанию статей, изучить современные программы, поговорить с теми, кто в этом разбирается.
Галина Альтман
Харламов Александр
Александр, как приятно поговорить с ТАКИМ специалистом — вы, вероятно, помощник министра культуры или просвещения? Я сама отработала несколько лет в государственной музыкальной школе на перечисленных программах. Моя научная коллега сейчас завуч в одной из престижных музыкальных школ, и мы регулярно делаем с ней совместные эфиры как раз на тему просвещения родителей и детей по поводу СОВРЕМЕННОГО российского музыкального образования и его возможностей.

Так что со своей стороны советую изучить СОВРЕМЕННЫЕ программы музыкальных школ, а также ФГТ.
Евгения Жаркова
у меня двое детей учатся в государственной музыкальной школе, и то, что написано в данной статье, вообще никакого отношения к реальности не имеет.
Галина Альтман
Евгения Жаркова
Прямо всё не имеет отношения? А что, имеет? Расскажите.
Юля Комарова
Моя дочь учится в муз. школе по классу фортепиано на 7- летней программе. Мы столкнулись со следующим. Если педагон по сольфеджио, молодая женщина — любимый педагог у всех детей, сольфеджио- любимый предмет, то специальность- педагог старой закалки, требовательная, дочь способная, от этого требований еще больше. Я не имею муз. образовния, не могу помочь. И самое ноавное- дочь оченьтэмоциональная и ранимая, обилие оценок отбивает у нее всю мотивацию, а к музыке формируется отвращение. Я виду, что надо что-то менять, но не знаю, куда бежать. При том что вижу ее несомненные способности к музыке, отоичный слух и любовь к сочинению
Больше статей