«Зачем ты мучаешь детей музыкой?», Или 7 причин отдать ребёнка в музыкалку
Блоги10.08.2021

«Зачем ты мучаешь детей музыкой?», Или 7 причин отдать ребёнка в музыкалку

К музыкальным школам сегодня много претензий. Дети часто отказываются туда ходить, взрослые вспоминают их с ужасом, даже педагоги увольняются. И всё-таки музыкалки живут, ценятся и родителями, и учениками. Почему? Отвечает наш блогер Людмила Чиркова.

Как только люди вокруг узнают, что мои дети учатся в музыкальной школе, они выдают одну из двух стандартных реакций: «Бедные дети, зачем ты их так мучаешь?» или «Ну ты вообще героиня!» Следом идёт вопрос: «Что, третий тоже в музыкалку пойдет?» Я улыбаюсь и говорю: «У него нет выбора».

В музыкалку мы попали случайно: узнали, что во дворе дома набирают дошколят на развивашки. Три прихлопа, два притопа, рисование нот на линеечках плюс игра на металлофоне и мелодике простых детских песенок типа сороки, которая кашку варила. Ребёнок счастлив, мама тоже. Даже домашние задания с аккуратной записью длительностей, пауз и вот этого всего доставляют удовольствие — те же прописи, только немного сложнее.

Потом начали появляться страшные слова: «секвенция», «синкопа», «транспонация» — но отступать было поздно, ребёнок втянулся. Ещё до окончания садика дочка сдала внутренний экзамен на бюджет. Средняя отправилась в музыкалку следом — ну просто за старшей, она же авторитет, хуже быть не хочется.

В музыкальной школе я живу седьмой год. Первые три года я честно сидела на всех уроках сольфеджио и пыталась делать с детьми домашку, осваивая построения секстаккордов, пытаясь понять, что значит петь по столбице и учась подбирать аккомпанементы по правилам гармонии. Потом поняла, что слишком стара для этого, плюнула и нашла волшебного преподавателя, который делал эту работу за меня.

У нас нет цели поступать в Гнесинку или консерваторию. Я рассматриваю музыкальную школу как образовательную среду, которая даёт ребенку:

  • Дисциплину. Попробуй прогулять сводную репетицию хора перед отчетным концертом в БЗК. Честно, не знаю таких смельчаков. Это же целое событие! О том, что там поют/играют все музыкальные школы Москвы, детям знать не обязательно — пусть радуются, что их отобрали. Тем более, что так оно и есть — петь и выступать дают далеко не всем. Только тем, кто сможет справиться с волнением, чисто спеть свою партию «Половецких плясок» и продемонстрировать за инструментом чудеса мастерства.
  • Возможность увидеть конечный результат. Тебя оценивают не за то, насколько хорошо ты знаешь биографию Брамса и периодизацию творчества Баха, а за то, насколько ты чисто слышишь ноты и длительности. Даже не так: насколько ты лучше, чем на прошлой неделе, всё это слышишь. И за владение инструмента, конечно. Позанимался — хорошо сыграл, не позанимался — извини.
  • Развивает музыкальный слух. Дети всё равно слушают Моргенштерна, «ягодку-малинку» и прочие хиты современной молодежной культуры, но при этом отличают Бетховена от Баха, Моцарта от Листа и могут подобрать понравившуюся мелодию на фортепиано.
  • Помогает дружить полушариям мозга. Овладение любым музыкальным инструментом — это две руки, мозгу приходится включаться на все 100%. Как это сказывается на общем развитии? Наилучшим образом. Дети быстрее соображают. Плюс развитие моторики.
  • Развивает легкие. Три часа хора в неделю — отличная профилактика всех ОРВИ и помощь при астме и других проблемах с дыхательной системой. А когда слышишь, как семилетка поёт академическим взрослым вокалом — ух, меня иногда до сих пор потрясывает!
  • Учит считать. На первых порах сольфеджио (пока не развился слух) — это про счёт. Ты можешь посчитать любой интервал, аккорд и сделать простенькую транспонацию, просто считая на пальцах. А после уже количество переходит в качество и ты начинаешь слышать (ну это в идеальном мире, я так и не научилась и вряд ли научусь).
  • Учит расслабляться. Музыка — это же эмоции. И куда как продуктивнее и безопаснее подойти к фортепиано или взять в руки скрипку и выплеснуть всю свою злость, грусть и «негативные вибрации» через череду звуков, чем поколотить сестру, огрызнуться на маму или хлопнуть дверью так, что она осыпается миллиардом осколков.

Хотели ли дети бросить школу? Конечно, да! Как мы справились? Один раз просто сменили преподавателя по скрипке, во второй я честно сказала: «Милая, тебе осталось два года. Ты отпахала уже 6 лет и всё бросишь — обидно же». Ещё мотивирую тем, что, окончив предпроф, они смогут подрабатывать репетиторами по сольфеджио для начальных классов. А после общения с репетиторами по теории музыки и скрипке эта мотивация работает ещё лучше.

Они знают, что им достаточно попросить, и я пойду и заберу документы. Каждый раз перед покупкой очередного инструмента я переспрашиваю: «Ты уверена, что ты этого хочешь? Я могу рассчитывать на то, что деньги, потраченные на новую скрипку, флейту, ремонт пианино не будут выброшены на ветер?». Ответ всегда утвердительный.

Старшая в этом году заканчивает 6-й класс. На этом её путь в музыке закончится. В лучшем случае она по-прежнему будет подходить к инструменту и по полчаса-часу играть из головы, не позволяя записать себя на камеру или диктофон.

Средней предстоит отучиться ещё 6 лет на предпрофе и пару раз доказать, что она достойна обучения на этом уровне. По мнению преподавателей — более чем, а там поглядим.

Что касается младшего, он ещё до того, как научился разговаривать, чисто пел/интонировал все те песни, что сестра готовила к поступлению в музыкальную школу. Он хочет играть на гитаре и преподавать в музыкальной школе, которая помнит его ползающим по коридорам, ждёт, когда он подрастёт и придёт к ней на первый урок с половинкой гитары наперевес.

Ну а я снова села за инструмент. Для себя. И это, кстати, самая лучшая мотивация для детей. Что может быть лучше, чем смотреть (а иногда и участвовать) в битве за право сесть за фортепиано и поиграть в своё удовольствие.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Ana Marjanovic

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(4)
Анна Агапова
Это замечательно! Рада за автора…)) Мой старший ребёнок закончил муз. школу. 2 года (фортепиано), 1год (блок флейта), 1 год (флейта), 5 лет (саксофон). 8 лет) Занималась с интересом у педагогов, которые сами получали удовольствие от общения с музыкой и с детьми… Были педагоги, которые напрочь отбивали желание заниматься… Хороший педагог сольфеджио, который может объяснить теорию ученикам просто и интересно, влюблённый в свой предмет)) и любящий детей — это редкость. Всё ложится на плечи родителей… мотивировать, менять инструмент, находить педагогов дополнительно, которые могут"зажечь»)) и найти подход к ребенку, подобрать репертуар… Это большой труд ребёнка и родителей. И нужно понимать ради чего?
Я хочу, чтобы появилось больше клубов, студий, где не ориентируют детей на высокий профессионализм, а влюбляют в музыку), обучают игре на музыкальных инструментах, развивая чувство прекрасного) Пусть это будет доступно не только в больших городах. Детям важно выступать на сцене, показать себя и увидеть других)…Пусть педагоги сами больше выступают перед детьми) Можно выступать на маленькой сцене в клубе, студии. Конкурсов много сейчас, в них можно участвовать.
Ребёнку важно дать возможность попробовать освоить разные виды творчества: изо, театральная деятельность, танцы… А ещё и про спорт не забыть))) А после, возможно, ребёнок сам сделает выбор)
Сергей Новоселов
Бедные дети. Сам из такой же семьи. А формула «Ну тебе же год остался…» знакома до слёз. В самом начале статьи утверждение мамы о судьбе младшего «… да у него выбора нет…» дальше можно не читать.
Елена Федорова
«У него нет выбора» — запредельный ответ «любящей» мамы.
Показать все комментарии
Больше статей