Наизусть! Без выражения. Типичный урок литературного чтения в 3 классе
Блоги12.12.2018

Наизусть! Без выражения. Типичный урок литературного чтения в 3 классе

Стыдно и грустно
Кадр из диафильма «Ворона и лисица». Студия Диафильм

В блогах на «Меле», к счастью, много прогрессивных учителей. Они понимают, что в наше время уроки не должны состоять из публичого позора у доски, воспринимают рэп как новую поэзию и учат детей думать самостоятельно. Но в большинстве школ, увы, всё сводится к формализму, зубрёжке и скучному плану. Екатерина Головинова недавно побывала на уроке литературного чтения в обычной школе и вышла оттуда в шоке и разочаровании.

Недавно я случайно оказалась на уроке «Литературное чтение» в третьем классе. Моя дочка (она на семейном обучении) писала полугодовой тест по математике, не успела дописать вовремя, и её посадили в класс к третьеклассникам, у которых был этот самый урок.

Я уже была на занятиях в началке. Когда моя старшая дочка (ей 23 года) училась в школе, учительница настойчиво приглашала родителей на любой урок. Не на открытый, а на любой! Я пару раз посещала такие уроки и выходила из класса с ощущением полного восторга. Интересный динамичный урок, процесс, в который вовлечены все дети в классе, учитель, который применяет разные методы работы. Нет, я, конечно, понимала, что подобных учителей мало, но не ожидала такого контраста…

Итак, начался урок. Учительница спрашивает домашнее задание. Надо было выучить басню «Ворона и лисица». Человек шесть стали настойчиво тянуть руку. К доске вызвали сначала двоих желающих, а потом троих, не особо стремившихся выступить.

Мы пять раз подряд прослушали одну и ту же басню. Причём все дети рассказывали её монотонно, запинаясь, а учительница оценивала исключительно запоминательный момент.

Ни о каком артистизме или выразительном чтении речи даже не шло. Отбарабанил как-нибудь — и уже хорошо…

Остальные дети в классе при этом скучали, проводили инспекцию в рюкзаках, рисовали в тетрадках, что-то раскрашивали, шептались, словом, вели себя как нормальные люди, которым смертельно скучно. А вам не скучно было бы слушать одно и то же пять раз подряд?

Потом начался второй этап урока — выразительное чтение стиха Лермонтова «Утёс». Опустим то, что это чтение явно не для третьего класса. Дети читали стих целиком, по очереди. Я удивилась, что ровесники моей дочки так плохо умеют читать. «Умчалась», «лазури», «морщине» — на этих простых словах спотыкались многие. Опять-таки, о «выразительности» речи не было. Была другая задача — кое-как, спотыкаясь, добраться до конца стиха.

Смысл? Какой смысл? Дети захвачены одной целью — прочесть вслух все эти слова. О глубоком смысле этого произведения я вообще молчу, хотя донести его до третьеклашек (в игровой форме, например) вполне реально. Я думала, учитель так и сделает. Но нет.

 — Достаньте тетради! Запишем, как поэт описывает события и героев стихотворения. Тучка какая?

 — Золотая, — проблеял класс.

 — Запишите в тетрадях: «Золотая тучка»

 — Утёс какой?

 — Старый, — пропищала пара малышей

 — Запишем в тетради: «Старый утёс». След какой?

 — Влажный, — одинокий голос с первой парты

 — Запишем: «След влажный»

 — А что мы пишем? — спросили с задних рядов

 — Влажный след! — ответила учительница.


И мы ушли…

Знаете, я не удивлена, что дети сегодня не очень-то любят читать. С такими уроками даже Пушкин (и сам Лермонтов) читать так и не научился бы. Не говоря уже о том, чтобы развить свои таланты. Работали бы в «Маке»: «Свободная касса!».

Шучу, конечно.

Я надеюсь, современные дети выстоят, выучатся — не благодаря, а вопреки, найдут себя и будут счастливы.

Но как же стыдно за то, что я увидела и услышала на этом уроке…

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(16)
Фёдор Ливенцев
Как не надо, мы все знаем. А вот как НАДО автор рассказать не удосужилась
Ekaterina Golovinova
Фёдор Ливенцев
Я не педагог. Но точно знаю, что так — не надо. Как вариант: ролевое чтение басни. Конкурс на любую тему по этой басне. И так далее. Чтобы им было интересно. Если же стоит задача: всем выучить наизусть, то при сегодняшнем развитии техники нет смысла тратить на проверку драгоценное время. Ребенок рассказывает на камеру дома и отправляет в ватсап учителю. Так можно проверить всех, а время урока оставить для более интересного и продуктивного…
Светлана
Прямо по живому!!! Моя дочь как раз в третьем классе и буквально пару недель назад мы вот это всё проходили. И знаете что? Формализм это не самое страшное. Страшнее то, что ребёнок задаёт мне вопросы по поводу грамотности, а точнее — безграмотности, учителя и я, краснея, пытаюсь как-то оправдать преподавателя, хотя самой противно до тошноты! А что делать? Ребёнок учится именно вопреки школе. И если в первом классе дочь даже с температурой 39 рвалась в школу, то сейчас всё совсем наоборот — температура у неё поднимается от бессмысленной усталости и нежелания идти в школу. И это всего лишь третий класс!!! Что дальше?!
Ekaterina Golovinova
Светлана
Ох, Светлана… Если бы я знала, как помочь этой беде в масштабе. Мелкие исправления все знают: попробовать перевести в другой класс, школу, но что делать если ребенок привык, у него есть друзья? Как заставить его опять переживать адаптацию в новом коллективе без гарантии лучшего обучения? Забирать домой тоже не выход, и это не подходит большинству детей. Моя младшая очень хочет в школу и я, конечно, пытаюсь настраивать себя на позитив, но тревоги те же…
Olga Prussova
а чтение прозы «на время»? это называется «техника чтения». да никакая это не техника, это скорость чтения. а зачем? чтение бегОм, не понимая смысла — зачем оно нужно? техника чтения — это выразительность, эмоциональность, правильно расставленные логические ударения, паузы в нужных местах, интонация. я 25 лет преподавала немецкий язык. так мы над стихами на чужом языке работали с карандашом в руках — отмечали эти самые ударения, паузы, интонацию. не говоря уже о понимании содержания. читали «по цепочке» по одной строчке, потом по две, потом по четверостишию. и только потм задавала учить на дом. ролевое стихотворение — по ролям. часто задавала проиллюстрировать картинками или фотографиями. сейчас со своими детьми учу дома также, объясняю, что в каждой строчке надо найти главное слово, сделать на него особое ударение и т. д. спрашиваю — как на уроке работали над стихами. отвечают — нам включали запись. вот как-то так.
Olga Prussova
Olga Prussova
потОм, конечно.
Показать все комментарии
Больше статей