Механика выборов в США: как игрофикация позволяет вовлекать аудиторию
Мы на экономическом факультете НГУ используем игрофикацию для «активации» участников наших образовательных программ. А вот буквально сегодня за океаном подводят итоги другой игры под названием «выборы президента США».
Про игрофикацию каждый год говорят всё больше и громче. Игрофикация –это про применение игровых механик для повышения мотивации вашей целевой аудитории делать что-то в ваших интересах. Но на самом деле удачных и красивых примеров применения игрофикации не так уж и много встречается на практике.
Выставлять двойки-пятёрки в школе — это одна из сотен игровых механик. Красный диплом, синие штаны и место на доске почёта — это по факту тоже игровые механики, которые используются в образовательном процессе для воздействия на мотивацию учеников. Позже я отдельно напишу историю о том, как мы используем игрофикацию в НГУ на отдельных курсах. Сегодня же речь про главное событие дня — выборы президента в США.
Беглого взгляда на онлайн-репортажи о ходе выборов хватило, чтобы увидеть разницу между выборными механиками в России и США. В штатах эта система как раз более игрофицирована, как следствие, более понятна и увлекательна.
Голоса избирателей
Начнём с главного — с мерила голосов. У нас это 146%. Шутка. У нас это проценты. При этом проценты в процессе подсчёта могут как расти, так и уменьшаться (как и средний балл в школе). В США это «очки». Чтобы победить, нужно набрать 270 «очков» (то есть голосов выборщиков). Согласитесь, простому человеку, который хоть раз играл в игры, гораздо понятнее система с очками, нежели более производный показатель в виде процентов. Контраст в восприятии примерно такой же, как между размером зарплаты (абсолютная величина) и средним баллом в школе/вузе/на работе (относительная величина).
Игровое поле
Следующий архетипичный элемент игры — игровое поле. У нас это вся страна целиком. В США же игровое поле поделено на штаты (прямо как в «Монополии»). У каждого — индивидуальный джекпот очков (голоса выборщиков). Голосование в США проходит по штатам, у каждого из которых своё количество выборщиков, которое равно числу его представителей в Конгрессе и зависит от численности населения. При этом тот кандидат, который победил в штате простым большинством, забирает все голоса. Это правило не распространяется всего на несколько штатов. То есть если за демократов проголосовал 51% жителей Флориды, демократы получают все 29 голосов выборщиков от этого штата. Каждый штат — отдельное игровое поле. Победитель срывает весь джекпот штата. Если у нас приводят статистику по регионам лишь в качестве иллюстрации, то в штатах победа в регионе — это победа в регионе, это крайне важно.
Эта самая игрофикация сразу же меняет логику предвыборной работы. Надо бегать по регионам и устраивать «чес». Вроде как пишут, что «в целом по больнице» Клинтон набрала больше голосов. Вот такая вот она, игровая механика.
Собственно, власть она в том числе и про это — про установление правил игры. И если включить голову, то у всех нас есть определённая власть над правилами игры: дома, в школе, на работе. Как говорится: «Что наша жизнь?» (вставьте пропущенное слово).