Системы защиты не нужны: как говорить с детьми | Мел
Системы защиты не нужны: как говорить с детьми
  1. Блоги

Системы защиты не нужны: как говорить с детьми

5 074
0

Системы защиты не нужны: как говорить с детьми

5 074
0

Чтобы подружиться со своими же детьми, надо с ними разговаривать. Разговаривать не только о том, как прошёл день и чем кормили в школе, но и о кино, книгах, компьютерных играх. Наш блогер Дарья Дмитриева рассказывает, как начать такую беседу.

Жестокая правда заключается в том, что с первого дня жизни ребёнок конкурирует со смартфоном за внимание родителя и часто проигрывает, а когда ему исполняется 10–12–16 лет, уже родители проигрывают в такой же конкуренции со смартфоном или компьютерной игрой.

По ту сторону экрана — целый мир, и если соблазны новых знаний и впечатлений вас не отвлекают от общения с ребёнком — вам повезло. Но случается такое нечасто. С маленьким ребёнком далеко не всегда так весело, как на картинках, сидеть с ребёнком трудно, а иногда скучно. С подросшим ребёнком полегче, он много играет сам, у вас появляется работа, но с ней — новая причина скользить взглядом по экрану. Если, решив дать отпор, вы просто накладываете вето на технику (себе или подросшему ребёнку), то этот бой уже почти проигран. Важно, ради чего происходит отказ, что заполнит освободившуюся часть жизни.

Ваша задача — сформировать единое коммуникативное поле с ребёнком, в которое мы можете вместе входить и из которого можете выходить. Оно должно быть определено пространством, временем и темой: где, когда и о чём вы общаетесь. За семейным ужином обсуждаете прошедший день и семейные планы. По выходным идёте в музей и обсуждаете искусство. В кино, в театр — пару раз в месяц. Вечерами читаете и обсуждаете прочитанное. При этом важно, что общение об искусстве всегда должно быть безопасным общением «человек — человек» (и никогда «учитель — ученик»).

Не только офлайн-пространство может стать общим. Интернет полон интересных событий, фильмов, общения. Даже компьютерная игра с родителями становится территорией семейной коммуникации. Важно только, чтобы родители сами не забывали об организации этой территории, её границах, и что главным остаётся именно общение, в том числе рефлексия пережитого совместного опыта.

Усилие по созданию коммуникативных полей с ребёнком — это ситуация win-win

Вы оба лучше разбираетесь в искусстве, литературе и других областях, а главное — вы понимаете, какой человек живёт и растёт рядом с вами, и велик шанс, что, когда этот человек вырастет, вы сможете находить и общие темы, и формат общения и в итоге останетесь с ним близки.

Даже если очевидно, что с детьми нужно общаться, и понятно, какая от этого польза для детей и родителей, даже если ясно, почему искусство — важная и плодотворная тема для общения, часто остаётся ещё одна проблема. Если с вами не обсуждали книги, фильмы, картины и музыку в детстве, скорее всего, вы и сами не любите это делать. Есть масса стандартных способов уйти от разговора: от «Я под таким сильным впечатлением, что давайте обсудим когда-нибудь потом» до «Да и чего тут обсуждать» (может быть сказано как с положительной, так и с отрицательной интонацией).

Оставить искусству только впечатление — значит сильно его обеднить. Настоящее искусство — не только «что-то красивенькое» (а иногда и совсем не «красивенькое»). Искусство содержит в себе поиски смыслов, огромную интеллектуальную работу, причём это относится и к современному искусству, и к классике.

Способность говорить об искусстве во многом похожа на владение каким-либо языком. Эта способность не может прийти сама, мы можем её только натренировать, начиная с коротких и временами нелепых фраз и шагов. Этой нелепости не надо бояться, и не должен её бояться ваш собеседник — ребёнок.

Поэтому общение об искусстве всегда должно безопасным, без назидательности и скепсиса. Оно не должно быть циничным. Взрослым зачастую тяжело показывать отсутствие или нечёткость собственного мнения, своё незнание и непонимание. Разговор об искусстве должен быть серьёзным, не обесценивающим духовные и интеллектуальные поиски авторов. Нельзя всё переводить в шутку, иронию — защитные механизмы, которые так часто используют взрослые, а за ними и дети. Если у вас не получается говорить об искусстве откровенно, без сарказма — может, стоит для начала найти темы, на которые вы согласны говорить серьёзно?

Если общение безопасно, то системы защиты становятся ненужными. Но не стоит ждать от себя сразу откровений: маленькие найденные мысли, не задушенные по привычке в зародыше, со временем будут вырастать в деревья общения, разветвлённые и красивые, если не забрасывать их. Можно подкреплять свои силы чтением книг, в которых рассказывается об искусстве. Но главное всё-таки практиковаться в этом «языке».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей