Компьютерные игры — это не зло! Мифы и факты о главном детском увлечении
Блоги12.12.2018

Компьютерные игры — это не зло! Мифы и факты о главном детском увлечении

В руках ребёнка даже палка может стать гранатомётом

Подростковая жестокость, убийства, суицид — эти и многие другие страшные вещи нередко связывают с увлечением современных школьников компьютерными играми. В 2016 году опрос ВЦИОМ показал, 77% респондентов считают эту зависимость основной проблемой российской молодёжи. 75% опрошенных главным злом назвали негативное влияние интернета. Учитель и наш блогер Арсений Попов задумался, имеют ли под собой основания такие суждения.

С компьютерными играми у меня знакомство давнее. После нескольких «плодотворных» лет геймерства вектор приложения силы сменился. Уже будучи учителем, я несколько лет состоял в командах разработчиков дополнений для нескольких игр: рисовал текстуры, писал сценарии, разрабатывал квесты.

Разумеется, за это время я сталкивался с огромным количеством любителей игр. При этом я наблюдал их взросление, иногда некоторые исчезали из мира игр, но не было такого, чтобы кто-то из них забросил реальный мир и стал вести жизнь затворника-игромана, или вовсе попал в криминальную хронику.

Однако, общественное мнение, формируемое, в основном, представителями старшего поколения, упорно продвигает идею о том, что компьютерные игры — чуть ли не основной источник подростковой (и не только) агрессии.

Впрочем, отрицательный опыт общения с играми у меня тоже имеется. Например, однажды мой друг, увлекшийся игровыми автоматами, уговорил меня дать ему взаймы деньги, которые я приготовил на оплату учёбы. С тех пор денег я не видел, да и друга (уже бывшего) встречал лишь пару раз.

Так что действительно нужно знать и понимать о компьютерных играх?

1. Нельзя оценивать пользу или вред компьютерных игр в целом

Игры сегодня настолько разнообразны, что оценивать отрасль в целом просто смешно. Нужно признать, что компьютерные игры стали таким же элементом человеческой культуры, как литература, живопись или театр. Да, это молодая отрасль и пока не конкурент традиционным. Но по моему мнению, некоторые продукты индустрии вполне достойны называться шедеврами.

Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить — количество произведений литературы и живописи по этим сериям просто огромное. Разнообразие же компьютерных игр на сегодняшний день настолько значительно, что сравнивать стратегию в реальном времени с ролевой игрой, а симулятор самолёта с приключенческим квестом решительно невозможно.

Есть ли при этом плохие и вредные образцы игр? Разумется, да. Как и в любой другой отрасли. Часть их ужасны, часть прекрасны, а подавляющее большинство — посредственные однодневки. Почти все — коммерческий продукт, но встречается и некий артхаус. Попадаются и совершенно отвратные экземпляры, как по идее (помнится, однажды вышла игра под названием «Этническая чистка»), так и по исполнению.

Но бросают ли они тень на компьютерные игры в целом? Конечно, нет! Взять хотя бы книги. Мы же не задумываемся над вопросом пользы и вреда книг? Давайте составим небольшую виртуальную стопку книг. «Три мушкетёра», Библия, учебник ОБЖ за девятый класс, брошюра юного террориста, книга о вкусной и здоровой пище, Краткий курс истории ВКП (б), сборник стихов Фета. Можно ли сказать, хорошие или плохие эти книги, не говоря о каждой в отдельности? То-то же.


2. Нужно различать увлечение играми и игроманию

Разумеется, когда я берусь защищать игры, я не собираюсь делать этого в отношениии игромании. Любое чрезмерное увлечение чем-либо таит в себе опасность. На память приходит советский фильм про коллекционеров нэцке. Сущая ведь безделица, многие и слыхом не слыхивали о них, а на какую подлость и преступления были готовы люди, безмерно увлечённые собирательством этих фигурок!

Увлечение спортом прекрасно, но общеизвестно, что профессиональный спорт здоровья человеку не прибавляет. Все будут вам завидовать, когда вы скажете, что ваш ребёнок любит книги, но как вы отнесётесь к этому увлечению, если он заменит книгами общение с людьми, забудет про пищу и сон, станет кричать на вас, если вы попытаетесь отнять книгу?

Игромания — это болезнь и проблема. Но её нужно воспринимать отдельно от здорового увлечения компьютерными играми

Если ваш ребёнок круглые сутки проводит за игрой, по-моему, вы что-то не так делаете, уважаемые родители. Безусловно, разработчики пытаются сделать свои игры максимально интересными, но разве не тем же самым заняты создатели фильмов, книг и комиксов?

Причём чаще всего игроманией считают увлечение азартными играми на компьютерном движке, эдаком аналоге игровых автоматов. Но это вообще не предмет моего сегодняшнего рассуждения, потому что симуляторы игровых автоматов вообще нельзя считать компьютерной игрой. Зайдите на любой игровой сайт — вы не встретите подобных игр в списке жанров.

В общем, игры отдельно, игромания — отдельно. И я сегодня не о последней.


3. Нет ни одного серьёзного исследования, подтверждающего вред компьютерных игр

Да, как это ни странно. Весь негатив вокруг компьютерных игр проистекает из частных исследований, обсуждений отдельных случаев игромании, и в большой стенени — мифов и слухов.

Давайте разберёмся с достоверными исследованиями, которые говорят о том, что у играющих в компьютерные игры портятся осанка и зрение. Очевидно, да и доказано, что подобные проблемы наблюдаются у тех, кто играет очень много, а также не соблюдает элементарных правил пользования компьютером. Но это, опять же, не проблема компьютерных игр. 12 часов за компьютером не полезны, даже если вы за ним работаете или читаете. Это проблема организации рабочего времени и гигиены рабочего места.

Нет ни одного исследования, доказывающего порчу зрения или осанки, если человек тратит на игру час или два в день, соблюдая правила пользования компьютером.

Теперь об агрессии. Здесь всё еще удивительнее. Отдельные исследования говорят о том, что во время некоторых игр возбуждаются те же участки мозга, что и во время каких-либо действий, связанных с агрессией. На этом, собственно, всё. Всё остальное — слухи и домыслы вокруг отдельных прецедентов и всё тех же слухов.

Нет никакого подтверждения тому, что у ребёнка, игравшего в агрессивные игры, велика вероятность перенесения действия игры в реальность. Если у кого-то что-то подобное появляется, то он изначально не вполне адекватен.

Человек, поиграший в GTA и решивший пойти отбирать машины у горожан, может пойти снимать скальпы, почитав Купера, или пострелять из окна, посмотрев фильм «Сталинград»

Но Купера или Бондарчука в таком случае обвинять не будут, этой участи удостоятся только игры.

Кроме того, часто можно слышать суждение о том, что современные игры стали настолько реалистичны, что дети слишком уж вживаются в роль и чуть ли не путают игру и реальность.

На этом месте позвольте расказать историю. Иду однажды на работу, а впереди, метрах в пяти — одинокий школьник, скорее всего, первоклассник. Идёт, меня не видит, и тут в его голове начинает происходить невообразимое. «Тыдыщ! Буф! Вжжух», — доносится до меня. «Бабах! Тра-та-та-та!». Так продолжается минуты две, после чего мальчик внезапно останавливается, замирает и смотрит себе под ноги. Обгоняя его, я слышу, как он выдыхает: «Ну ни фига себе!».

Если ребёнок может представить реалистичное окружние даже в своей голове, то может ли быть помехой плохая графика? Да на каждом этапе развития игр (и кинематографа, кстати, тоже) графика лучших образцов казалась совершенством, а фантазия достраивала в мозгу недостающие пиксели.

В руках ребёнка любая палка может стать гранатомётом или посохом волшебника

Поэтому теорию об излишней реалистичности компьютерных игр позвольте сразу отнести в разряд мифов.

«Раньше игры были добрее, а в компьютере одна жестокость». Ой ли? В моём детстве было принято делиться на русских и немцев и стрелять друг в друга из палок или пластмассовых пистолетов. Или, например, вырывать с корнем высокую траву и, представляя себя индейцем, бросать в противников. Это означало протыкание копьём насквозь, между прочим.

Игры в войнушку, казаки-разбойники, индейцы и ковбои — это образец гуманизма, что ли? А появившийся уже во времена моей юности пейнтбол: там, простите, разве не убивают понарошку? Сколько убитых в «Спартаке» Джованьоли, которого читали чуть ли не все дети Советского Союза? Тысяч двести, наверно, не меньше. Не всякая сегодняшняя видеокарта выдержит такое количество убийств из книги, которую мне, школьнику, дала однажды прочитать мама.

Вы, граждане взрослые, когда ребёнку пистолет или танк дарите, вы думаете, в какие игры он будет играть?

Я не сторонник жестокости и никогда не любил излишне кровавые игры. Но если у игрока, оторвавшего голову персонажу Mortal Kombat, возникает желание оторвать голову своему реальному товарищу — это клиника, господа, и игры здесь не при чём.


4. То, что дети и подростки помешаны на агрессивных играх — миф

Вопреки расхожему мифу, средний возраст игрока — около 35 лет. Да, половина детей играет в компьтерные игры, но та же картина и у взрослых. На играх уже выросло не одно поколение!

В игры же, которые можно считать агрессивными или жестокими, играет не больше 20% геймеров. То, что все игры жестоки и кровавы — так считают в основном те, кто не видит истиных причин детской и подростковой агрессии.

Нет никаких оснований считать, что увлечение компьтерными играми провоцирует агрессивное поведение и перенос игровой механики в реальную жизнь. Статистика преступлений этого не подтверждает. Наоборот, даже игроки, чрезмерно увлекающиеся жестокими играми, реже становятся преступниками, чем те, кто не играет вовсе. Учёные связывают это с тем, что геймеры расходуют в играх накопившуюся агрессию, и её не остаётся для реальной жизни.


5. Исследования о пользе игр — сколько угодно!

После выхода наиболее популярных игр-боевиков, стрелялок, криминальных симуляторов наблюдается небольшое снижение уровня преступности. По всей видимости, это проявление переноса агрессии в игры из прошлого пункта.

Стратегии развивают скорость мышления и быстроту принятия решений, шутеры вроде Call of Duty концентрируют внимание и даже повышают остроту зрения. Развитию логического мышления способствуют квесты и ролевые игры. И это действительно подтверждено многочисленными исследованиями учёных.

Игра — одна из важнейших сторон жизни человека. Есть вполне обоснованная теория о том, что именно игра, а не труд, создала разумного человека. Что будто бы тысячелетиями сидел старый хмурый питекантроп, вытёсывая одни и те же инструменты для охоты, и лишь когда один питекантропёнок надел шкуру и «стал» мамонтом, а другие питекантропята взяли ветки и стали играть в охоту, вот тут-то и пошло развитие коры головного мозга. А что, мне нравится.

Не будьте старым питекантропом. Играйте в хорошие игры. И помните: всё хорошо в меру.

Фото: Unsplash (Glenn Carstens-Peters)

Читайте также
Комментарии(8)
А как было раньше? Ловили же живую рыбу и живых птичек. Почитайте рассказы Лескова, как их тут же разделывали. До сих пор сохранились обряды принесения в жертву животных. А игры в казаки-разбойники построены на убийстве. А страшные сказки, которыми были заполнены детские годы. Мир все время меняется. И с изменением мира возникают новые реалии со своими иллюзиями. И чем раньше начнут отделять реальность от иллюзии, тем будет устойчивее психика (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/10243-internet-ne-opasneye-knigi-kak-nauchit-detey-byt-ostorozhnymi-v-seti).
Хорошая статья. Хотя я в игры не играю, но была как раз тем ребёнком, который читал всё подряд и орал, если книгу отнимали. Лишний вес, очки, плохая осанка. Поэтому я вообще против побега от реальности.
Другое дело — комп.игры всё же более затратный вариант эскапизма. Читать пока что выходит дешевле — есть же библиотеки реальные и электронные.
Лет в 10-12 я тоже предпочитал забиться под стол с книгой, правда выбор книг мама не одобрила — вместо художественной литературы я предпочитал научно-популярные (и не очень) книги. Но оттуда меня периодически выковыривали друзья, бродить по заводу и бегать по гаражам)
Кстати, книги сейчас тоже удовольствие не дешёвое, в библиотеках есть не всё.
Отличная статья, всё по существу! Я бы только обратил внимание на такой момент, что многим играм выгодны люди с игровой зависимостью, они их эксплуатируют. Недавний кипишь вокруг лутбоксов — следствие этой проблемы. И если в сфере казино уже давно выработаны методы регуляции, то в компьютерных играх — пока «дикий запад», хотя ситуация и меняется буквально на глазах.
Показать все комментарии
Больше статей