«Школа делает вид, что она из времён, когда были Брежнев и Косыгин. И газета „Правда“»
образование

«Школа делает вид, что она из времён, когда были Брежнев и Косыгин. И газета „Правда“»

5 важных тезисов Михаила Казиника о культуре и образовании
22 068
11
Михаил Казиник в Совете Федерации / Фото: council.gov.ru

«Школа делает вид, что она из времён, когда были Брежнев и Косыгин. И газета „Правда“»

5 важных тезисов Михаила Казиника о культуре и образовании
22 068
11

«Школа делает вид, что она из времён, когда были Брежнев и Косыгин. И газета „Правда“»

5 важных тезисов Михаила Казиника о культуре и образовании
22 068
11

Скрипач, искусствовед и автор комплексно-волновых уроков Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках проекта «Время эксперта». Он рассказал о роли культуры в жизни, борьбе учителя с интернетом и о том, почему в школе неправильно преподают литературу. «Мел» выбрал основные тезисы из выступления Казиника.

1. Культура должна быть на первом месте в бюджете России

Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, — это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют. Любая страна велика тем, что она внесла в мировую копилку цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела за энный период времени. Культура — это самое главное.

2. Школа упорно делает вид, что она из XIX века

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», — говорят филологи. «Правильно», — говорят академики. «Правильно», — говорят профессора. «Правильно», — говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», — это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти.

Жадная — бывают и такие старухи, бог с ней. Любимая, чёрт побери. Лю-би-ма-я!

Дальше спрашиваю у филологов, где они жили? «Ну как, у моря! У самого моря!» И это неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи она перестаёт быть своей, а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море».

Всё, о чём я сейчас говорю, это о культуре. О другой школе, об умных педагогах, которые такое вытворят, что дети после этого будут все свободное время книжки читать, а не лазить по интернетам, и всяким там «Фараонам» и группам с матом. А школа делает вид, что она из XIX века. Из тех времён, когда было две программы по телевидению: по первой — Брежнев, по второй — Косыгин. И газета «Правда».

3. Учителя сильно уступают интернету

Мы живём в совершенно другом мире. Всё должно измениться, потому что сегодня не учителя-информаторы. Не Иван Петрович, который сказал прочитать про Джомолунгму 116-ю страницу. А интернет, в котором 500 тысяч ссылок на Джомолунгму, на высочайшую вершину мира. Оттуда можно узнать про Тибет, про древние культуры, про древние знания, про тень учителя и так далее. Какая же это школа? Сегодня любой нормальный интернетный мальчик даст 100 очков вперёд старому доброму Ивану Петровичу, у которого дома на полке книжка «Методика преподавания географии в пятом классе средней школы».

4. Детям нужно играть в литературные игры

Школа должна быть мотивирована радостью. У наших детей всего десять лет, лучшие годы жизни с 6 до 16. Что мы с ними вытворяем? За десять лет по шесть часов в день — это ли не преступление? С такой речью, с такой риторикой часто, что мне становится страшно. Почему ни одна учительница в школе, рассказывая сказку о попе и Балде, не рассказала детям правду? Что вся «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина — это борьба двух звуков? Поп — «о», а «Балда» — «а». Поп говорит, окая, он круглый, и слева направо читается одинаково — «поп», «поп».

Теперь слушайте: «Жил-был поп, / Толоконный лоб. / Пошёл поп по базару. / Посмотреть кой-какого товару». А то место, где поп получает щелбаны от Балды? Смотрите, там звук «а» выталкивает звук «о»: «С первого щелка / Прыгнул поп до потолка; / Со второго щелка / Лишился поп языка».

Поп без языка. Кто теперь будет окать? Балда. Поэтому сказка заканчивается приговором Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Видите, какое чудо? Сказка — игра. А детям нужно играть! Спросите, сколько детей в России это знают? Сколько детей это слышали? Какое количество детей заиграли в эти литературные игры?

5. «Курочка Ряба» — это притча о шансе

Многие ли знают, что «Курочка Ряба» — это не сказка, а притча? И что она для каждого современного человека — самое главное на свете. «Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое». Понятно, сказка. Снесла яйцо Фаберже. А дальше начинается дикость. Дед бил — не разбил. Что он бил — слиток золота яйцеобразной формы совершенной обработки? Бабка била — не разбила. И вдруг мышка хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. При чём здесь мышка? Почему дед и баба не разбили? А это на самом деле был тест: что будет, если разбить. Плачут и дед, и баба. Но не из-за того, что погиб слиток золота яйцеобразной формы, а потому что без яичницы остались. И тогда курочка говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, но не золотое, а то, что вы заслуживаете». Это притча о шансе. То есть человек один раз в жизни получает не простое, а золотое яичко, и он должен сообразить, что из этого яичницы не жарят. Вот тогда и появляется культура.

Полная версия выступления Михаила Казиника в Совете Федерации

К комментариям(11)
Комментарии
(11)
Отправить
Михаил Семёнович, к сожалению, не искусствовед и не мыслитель, а говоритель, болтун, вроде чеховского Трофимова. Как у глухаря на току, главный его интерес - возможность говорить-говорить-говорить на любимые темы. Говорю это, будучи хорошо знакомым с его деятельностью (книгами, радио- и видеопрограммами). Чистая рад...Михаил Семёнович, к сожалению, не искусствовед и не мыслитель, а говоритель, болтун, вроде чеховского Трофимова. Как у глухаря на току, главный его интерес - возможность говорить-говорить-говорить на любимые темы. Говорю это, будучи хорошо знакомым с его деятельностью (книгами, радио- и видеопрограммами). Чистая радость соприкосновения с искусством в его интерпретации подменяется на "радость толкования" после открытия "дополнительных смыслов", которые доступны лишь Казинику и его слушателю. При этом Михаил Семёнович, обладает довольно поверхностными знаниями в своей области (на уровне выпускника консерватории), не забывая снобски-настороженно относиться к современной музыке (и культуре в целом). Вышеприведённые тезисы либо банальны (нужно развивать культуру!), либо глупы (если интернет содержит больше информации, чем способен дать учитель, это не делает его заменой учителю), либо находятся в полушаге от псевдонауки (экзистенциальная экзегеза "Курочки Рябы" и совершенно задорновский лингвоанализ сказок Пушкина). P.S.: Всем рекомендую посмотреть видеоинтервью М.С. Казиника с Познером.
Показать полностью
Полностью с Вами согласна! Бред!
Показать полностью
Отправить
Точно! Согласна с Вами! И "Сказка о золотой рыбке" вовсе не о безоговорочной любви старика к своей старухе! Говорун ни о чем - автор статьи!
Показать полностью
Отправить
Показать ответы (1)
Отправить
Пренебрежение наукой и образованием - всё во славу культуры. Фу.
Показать полностью
Культура тесно связана с образованием и наукой. Это все надо поднимать из глубокого совка.
Показать полностью
Отправить
Отправить
Кто пустил этого шарлатана в Совет Федераций? Рассуждения, как у Фоменко об истории.
Показать полностью
Отправить
..мошенничество смыслом..фокусы с текстом..
Показать полностью
Отправить
Господи, что за бред я сейчас прочитал? Что-то как-то слишком уж копнул. К слову, главные киты любого государства - образование и здравоохранение. А по его мнению лучше, чтобы люди были культурными, но больными. И какая же культура без элементарного образования? Если человек будет ничего не знать, как он будет окуль...Господи, что за бред я сейчас прочитал? Что-то как-то слишком уж копнул. К слову, главные киты любого государства - образование и здравоохранение. А по его мнению лучше, чтобы люди были культурными, но больными. И какая же культура без элементарного образования? Если человек будет ничего не знать, как он будет окультуриваться? "Картина, картина... Ну и что? Красивая картина... Здорово..." А то, что художник в каждую картину вкладывает свою душу и хочет донести до нас свои чувства, этого он не поймет. В общем, товарищу этому надо бы оторваться от культуры своей и заглянуть в другие социальные институты. А то как-то однобоко смотрит на проблему
Показать полностью
Отправить
У меня другой вопрос: кому он это рассказывает? Ещё Пушкин по отношению к грибоедовскому Чацкому говорил, что свойство умного человека-это понимание, кто перед ним и о чем с ним можно разговаривать. Не уверена, что оратор учёл специфику аудитории.
Показать полностью
Отправить
Честно, опечален, что на "Меле" опубликовали такую чушь.
Показать полностью
Отправить
Слушайте, ну почему нет? Возможно, это не истина - про Пушкина, но довольно своеобразный взгляд на его произведения. Я не всегда понимаю Казиника, но он работает со звуком, а ценность звука мы недооцениваем! Например, индусы используют поющие чаши для лечения. Любое литературное произведение можно рассматривать под ...Слушайте, ну почему нет? Возможно, это не истина - про Пушкина, но довольно своеобразный взгляд на его произведения. Я не всегда понимаю Казиника, но он работает со звуком, а ценность звука мы недооцениваем! Например, индусы используют поющие чаши для лечения. Любое литературное произведение можно рассматривать под разными углами, это только в советские времена было однозначное прочтение типа "лишнего человека" и т.п. Что касается средств на культуру, то он близок к истине! Но тут культуру надо рассматривать в широком смысле. Почему культурный человек здоровее? Потому что в нём воспитана культура духа и культура тела! Спорные, но любопытные высказывния у Казиника.
Показать полностью
Отправить
Показать все комментарии
Больше статей