Жар-птица точно добрая? Бабу-ягу стоит бояться? И кто такой Дед Мороз? Тайные смыслы русских сказок

Жар-птица точно добрая? Бабу-ягу стоит бояться? И кто такой Дед Мороз? Тайные смыслы русских сказок

Жар-птица точно добрая? Бабу-ягу стоит бояться? И кто такой Дед Мороз? Тайные смыслы русских сказок

12 декабря на экраны выходит приключенческое фэнтези для всей семьи «Баба Яга спасает Новый год» — в нем хорошо известные герои русских сказок раскроются с неожиданных сторон. В преддверии праздничного сезона мы и сами решили разобраться, кто на самом деле такие Дед Мороз и Снегурочка, почему жар-птицы могут приносить несчастье и откуда у Бабы-яги такая плохая репутация.

Жар-птица

Иллюстрация: NB-Art-NB / Shutterstock / Fotodom

Жар-птица — волшебная птица из восточнославянского фольклора, которая обычно выступает как цель исканий героев сказок. Мифологическое воплощение огня, света.

Поймать жар-птицу непросто, но именно этим обычно занимаются герои русских сказок. Жар-птица становится синонимом «заветного желания». Вспомните «Конька-горбунка»: Иван находит перо жар-птицы и, несмотря на предупреждения своего скакуна, что находка принесет ему горе, забирает его себе.

В «Коньке-горбунке» о найденном перышке узнают случайно — пока Иван спит, его находит царский постельничий. В народной сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Иван оказывается еще менее осторожным — он сам торжественно представляет находку царю, чем запускает цепь государевых испытаний: «А найди мне саму птицу!», «А найди царевну!», «А найди платье царевны!», «Не найдешь — снесу голову с плеч». Эти испытания едва не приведут героя к смерти.

Получается, жар-птицы — совсем не то, чем кажутся: их обнаружение сулит герою сказки совсем не счастливую жизнь и исполнение желаний, а много проблем и испытаний. Если бы не вмешательство волшебного помощника — верного коня, — Иван умер бы в 10 из 10 сказочных сюжетов на эту тему. В некоторых народных сказках жар-птица и вовсе может выступать не в роли объекта желаний, а в роли похитителя — тогда она уносит героев в тридесятое царство. Почему так?

Исследовать этот вопрос взялся известный филолог, посвятивший жизнь изучению сюжетов русских сказок, Владимир Яковлевич Пропп. В «Исторических корнях волшебной сказки» он отмечает, что перья жар-птицы золотые. А золото в сказках — коварный металл: те, кто слишком сильно хотят его заполучить, обычно заканчивают плохо. При этом золото и огонь (жар) в сказках вообще часто связаны: стремление к золоту может привести к опасности — к огню, к пожару или купанию в кипящем котле.

Пропп идет дальше и, анализируя связь золота и огня в фольклоре, указывает на сходство образа жар-птицы с образом Виланда из германской и скандинавской мифологий (некоторые филологи, кстати, считают, что именно он вдохновил Булгакова на образ Воланда из «Мастера и Маргариты»). И пугающее сходство сказания о Виланде с историями про жар-птицу и Ивана-дурака действительно есть — судите сами.

Виланд — кузнец. К кузнецам в народе относятся с недоверием, потому что они обращаются с огнем, а значит — с дьяволом, поэтому в сказках и сказаниях они обычно живут на окраине деревни или в лесу. Вот и Виланд живет в лесу и кует кольца для кольчуг. Однажды его ловит и берет в плен царь: он перерезает ему сухожилия на ногах и заставляет работать на себя. В отличие от Ивана-дурака, Виланд в ответ на подчинение действует прямо и решительно: в отместку он убивает царских сыновей, а из их черепов, глаз и зубов делает кубки и драгоценности. Но интересно и то, что происходит после: кузнец конструирует себе плащ-крылья и улетает. Прямо как птица. Жар-птица.

Дед Мороз

Иллюстрация: Shutterstock.AI / Shutterstock / Fotodom

Дед Мороз — покровитель Нового года, персонаж городского фольклора, сформировавшийся в советской культуре. Его прообразом послужил Мороз, дух в славянской мифологии, которого считают персонификацией мороза как природной стихии.

У Деда Мороза долгая и сложная история: как литературный герой он появился еще в XIX в. в произведениях Некрасова («Мороз, Красный нос»), Одоевского («Мороз Иванович») и Островского («Снегурочка»), но тогда еще не перешел в статус культового персонажа, без которого не обходится ни один Новый год. Это произошло уже в Советском Союзе в 1930-х, правда, тогда его то запрещали (по религиозным причинам), то снова разрешали.

Но до Деда Мороза был дух Мороз, его прообраз в славянской мифологии — и это совсем не добрый дедушка с подарками. В восточнославянских сказках Мороз — закутанный в шубу старик с белой бородой, который, потрескивая, перескакивает с елки на елку, усиливая зимнюю стужу. Звучит потешно, но деревенским жителям смешно совсем не было. Ведь холодные, тяжелые зимы — его рук дело.

В персонификации холода, конечно, сказываются языческие народные верования: существовали даже отдельные ритуалы приглашения Мороза на праздничную трапезу, но не новогоднюю, а пасхальную или святочную. Потому что, если в начале года Мороза не накормить, он может заморозить все посевы и устроить общине голодный год.

Помимо Мороза в сказках встречается и Морозко, уже более приближенный к человеческому образ — богатый старик в теплой шубе, — но и ему доверять не стоит. Чаще всего он возникает в сюжетах о замерзших девушках, которых «проверяют» холодом. Если вздумаешь пожаловаться на мороз — будешь наказана. Или, того хуже, заморожена.

Снежная королева

Фото: Наше кино / Fresh film

Снежная королева — героиня одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена, воплощение холода и смерти. Считается, что на создание этого образа Андерсена вдохновили скандинавские мифы о Ледяной деве и собственная трагическая история любви к оперной певице Енни Линд.

Образ суровой королевы из сказки Андерсена отлично прижился в России: прежде всего, конечно, благодаря советскому мультфильму. Но есть и отличная пьеса Евгения Шварца, и несколько фильмов, даже балет и опера, где образ Снежной королевы — центральный.

Для славянской мифологии образ снежной богини, сулящей смерть, тоже не нов — именно такой представляли Марену, воплощение зимы. У этой сущности много имен — Марена, Морена, Мара, Маржана, — и все они были связаны в сознании людей с «мором», смертью. Как и ее мужской аналог — Мороз, — Марена стремится сохранить зиму как можно дольше, препятствуя наступлению весны и насылая на людей холода. Вспомните: в мультфильме Каю и Герде бабушка рассказывает, что это Снежная королева послала жуткую вьюгу, а Кай в ответ шутит, что он посадил бы ее на печку, чтобы она растаяла.

Эта шутка Кая напоминает реальный народный обряд уничтожения Марены, который распространен в разных славянских культурах. Деревенские жители создавали чучело богини из соломы, которое затем сжигали, разрывали или закидывали камнями. Они верили, что этот ритуал поможет приблизить наступление лета и обеспечит хороший урожай. А если на обряд проводов самой Смерти опоздать или не прийти вовсе, можно заболеть, похоронить близкого человека или умереть самому. Со Смертью шутки плохи.

Снегурочка

Иллюстрация: Shutterstock.AI / Shutterstock / Fotodom

Снегурочка — помощница Деда Мороза, молодая девушка. Современное представление о Снегурочке сформировалось в советский период под влиянием образов из народной культуры и литературных экспериментов XIX века, прежде всего «Снегурочки» Островского.

Мы привыкли думать о Снегурочке как о вечно веселой спутнице Деда Мороза, которая помогает дедушке не забыть подарки и найти дорогу в темном лесу. Но далеко не все знают, что из персонажей русских сказок Снегурочка настрадалась, пожалуй, больше всех остальных.

В русском фольклоре существует как минимум 4 варианта сюжета о Снегурочке — и в каждом из них она страдает или умирает.

  • В первом, самом распространенном, героиня прыгает через костер и тает.
  • Во втором ее убивают завистливые подружки, после чего на ее могиле появляется волшебная дудочка, играющая песню об убитой девушке.
  • В третьем ее похищают звери или Баба-яга.
  • В четвертом ее крадет старик, который кладет Снегурочку к себе в сумку и заставляет рассказывать ему сказки.

Истории про Снегурочку — другая сторона сказок о Снежной королеве. Оба сюжета посвящены проводам зимы и связаны с соответствующими календарными обрядами. Но если в сказках о Снежной королеве героиня обычно выступает как антагонист, которого нужно победить, то в историях о Снегурочке всё наоборот — девушка становится протагонистом, и читатель оказывается на ее стороне. В результате Снежную королеву мы боимся, а Снегурочку жалеем.

Баба-яга

Фото: Наше кино / Fresh film

Баба-яга — в славянской мифологии старуха-ведьма, чаще всего — отрицательный персонаж. К постоянным атрибутам Бабы-яги относятся костяная нога, ступа с метлой и избушка на курьих ножках.

Это, пожалуй, один из самых загадочных образов в русских сказках. Она вообще злая? Добрая? Варит младенцев? Или помогает героям найти дорогу? О том, что образ Бабы-яги состоит из противоречивых деталей и с трудом собирается в единую картину, писал даже Пропп, выделяя три типа яги:

  • Яга-похитительница. Это она ворует детей и угрожает их изжарить;
  • Яга-воительница. Прилетает к героям в ступе и угрожает смертью;
  • Яга-дарительница. Она встречает героя в своей избушке, проверяет его и, если он проходит испытание, одаривает.

Но есть сюжет, который объединяет все три образа, — обряд посвящения, инициации. В сущности, это общее место любой сказки: в рамках обряда герой отправляется в темный лес — пространство смерти, проходит испытания и символически умирает, чтобы возродиться уже новым, взрослым и мудрым человеком. Баба-яга в таком сюжете — промежуточное звено между миром живых и миром мертвых. Она может становиться волшебным помощником, который направляет персонажа и помогает справляться с трудностями, а может создавать препятствия на пути, испытывая доброго молодца.

Атрибуты яги и вовсе прямо отсылают к похоронным обрядам. Избушка на курьих ножках напоминает домовину — это специальный сруб, который раньше сооружали в лесу для покойников. Ставили такие дома прямо на пнях от срубленных деревьев, которые напоминали куриные ноги. Костяная нога самой яги — знак принадлежности к царству мертвых: одной ногой она в нем, а другой — в мире живых. Ну а ступой и метлой яга орудует, потому что является хозяйкой. Но не в привычном смысле — хозяйничает она в мире мертвых, охраняя его от тех, кому в нем не место.

С современной интерпретацией образа Бабы-яги смогут познакомиться зрители фильма «Баба Яга спасает Новый год». В нем от Яги зависит судьба не только праздника, но и всего мира. По сюжету из заточения выбралась Снежная королева, у которой с Дедом Морозом свои старые счеты, и теперь в отместку ему она хочет заморозить весь мир. Как из этой ситуации будут выкручиваться герои и при чем тут вообще Баба Яга? Ответ точно найдется в кинотеатрах начиная с 12 декабря.

Обложка: Наше кино / Fresh film

Реклама. ООО «Наше кино», ИНН 7702403638, erid: LjN8K5Nvc

Комментариев пока нет
Больше статей