4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова
4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова
4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова

4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова

Анастасия Никушина

1

07.11.2021

Некоторые фильмы не так-то просто смотреть даже взрослым. В итоге именно эти картины запоминаются, меняют нас. Но стоит ли смотреть сложное кино вместе с взрослеющими детьми? Как объяснять то, что самим сложно понять? Поговорили с автором и ведущей видеоблога о литературе и кино Creative Space, исследовательницей кино и профессором НИУ ВШЭ Марией Штейнман о четырех таких фильмах.

1. «Метрополис» (1927, Ф. Ланг)

О чем это кино. В утопическом городе будущего Метрополисе есть Рай и Ад — это районы для богачей и бедняков. Эти два мира сталкиваются, когда Фредер, сын правителя города, влюбляется в Марию, девушку из «нижней» его части. Поиски Марии заставляют молодого человека по-новому взглянуть на то, как устроен мир, в котором он живет.

Почему это важное кино. Режиссер фильма — великий Фриц Ланг, один из заметнейших режиссеров немецкого экспрессионизма. Когда мы смотрим «Метрополис», мы прикасаемся не только к этому направлению, но и к истокам каждой антиутопии в кинематографе. Без этого фильма не было бы ни позитивного, ни негативного изображения будущего.

«Метрополис» позволил появиться «Пятому элементу», «Бегущему по лезвию» — обе эти ленты возвращают нас к антиутопическому городу, впервые показанному в фильме Ланга. Андроиды тоже стали классикой научной фантастики — вспомнить хотя бы «Звездные войны». Образ C-3PO отчетливо напоминает латунный костюм андроида, в котором находилась бедная Бригитта Хельм. И это не единственный классический типаж: «Метрополис» сформировал образ безумного ученого.

В конце концов, сама идея антиутопии — технологий и прогресса, пожирающих человека — впервые отлично показана именно в «Метрополисе»: главный герой видит в машинах не механизмы, а Молоха, божество, пожирающее детей. Потом такой образ используют Алан Паркер и группа Pink Floyd в фильме «Pink Floyd: Стена». «Метрополис» стал матрицей: он определил наше видение будущего.

И, кстати, капсулу, в которой формируется тело человека, как в «Матрице», зритель впервые видит именно в этом фильме.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Зачем смотреть с подростком. Все фильмы в этом списке обладают мощным метафорическим концептом. Они учат понимать и дешифровывать киновысказывание на разных уровнях.

В «Метрополисе», с одной стороны, перед нами мотив антиутопии, а с другой — отчетливо проявляется очень знакомый современным подросткам сюжет об избранном — герое, которого ждут, который обязательно придет и выполнит свою миссию. Случай «Метрополиса» тем интереснее, что герой — представитель золотой молодежи, который вообще никогда ни над чем в своей жизни не задумывался, пока не встретил детей-оборванцев в райском саду.

В сюжете фильма любовь оказывается не только движущей силой, но и мостом к пониманию другого, к эмпатии. Это любовь не ради любви, а любовь как возможность понять жизнь других через сострадание.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. Фильм черно-белый, у него не сохранилась музыкальная дорожка. Кроме того, специфика немецкого экспрессионизма: у кого-то он вызовет нервный смех в ответ на гипертрофированные эмоции героев.

Тут важно объяснить подростку, что такое немой фильм, почему часть реплик выводится титрами и, главное, зачем от актеров требовалась гипертрофированная игра. Актерам начала XX века нужно было передавать происходящее исключительно визуальными средствами.

А «Метрополис» уникален и тем, что в нем играют с минимальной аффектацией, с минимальным округлением глаз

Немецкий экспрессионизм подразумевает, собственно, экспрессию — мощный эмоциональный заряд, который современному зрителю, привыкшему к ярким спецэффектам и, как ни странно, большей сдержанности в кадре, может быть непонятен. Например, в фильме есть момент с танцем вавилонской блудницы, там используется визуализация — в кадрах появляются отдельно снятые, широко раскрытые глаза людей. Не сразу понятно, что это метафора, говорящая о прикованности взглядов к танцовщице. И тут нужен комментарий взрослого.

Можно ли уберечь детей от триггеров при просмотре кино

Увы, нельзя. Когда родители собираются посмотреть вместе с детьми заведомо серьезное кино, важно, чтобы они понимали: просто показать старый фильмы — штука довольно опасная. Мы никогда не угадаем, что станет триггером для подростка. Этого мы не знаем и про взрослых.

Настоящий кинематограф — это кинематограф рисков. Чем мощнее сюжеты и режиссер, который с ними работает, тем выше опасность, что ребенка что-то напугает. Взрослые должны быть готовы проговорить то, что окажется для ребенка сложным.

К сожалению или к счастью, мы подошли к моменту, когда от зрителей требуется определенная подготовка для просмотра кино.


2. «Седьмая печать» (1957, И. Бергман)

О чем это кино. Рыцарь Антониус, возвращаясь из Крестового похода, встречает бродячих артистов, скрытых главных героев всего сюжета — Юфа и Мию, чьи имена созвучны Иосифу и Марии. У них есть сын, чье имя не называется, но мы можем провести параллель. Рыцарь не верит в бога, а Юфу постоянно приходят видения чудес. Так фильм становится диалогом рационального и иррационального.

Почему это важное кино. «Седьмую печать» часто называют смесью триллера и фэнтези. Что же там фэнтезийного?

Сегодня фэнтези как явление массовой культуры часто эксплуатирует сюжеты условного Средневековья и мистики. Формально «Седьмая печать» отвечает этим признакам. В каком-то смысле фильм оформляет фэнтезийный жанр как таковой. Но он затрагивает и другие, более тонкие материи.

«Седьмая печать» обращается сразу и к прошлому, и к будущему

Картина снята по мотивам пьесы самого режиссера «Роспись по дереву». Бергман в своей кинопритче говорит со зрителем о христианстве, об Апокалипсисе.

В основе сюжета лежит фреска XV века из церкви Тебю — «Смерть, играющая в шахматы». Это игра с заранее известным исходом. Но, играя в нее, человек — в фильме это рыцарь Антониус — вырабатывает некую стратегию и, сам того не понимая, обретает смысл жизни. В чем смысл жизни рыцаря, бывшего крестоносца? Помочь другому, тому, кто не может себя защитить.

Фильм оставил большой след в мировом кинематографе не только на уровне буквальных цитат, но и на уровне общего нравственного камертона. Приведу пример. Во время игры Антониус принимает решение пожертвовать собой, чтобы спасти Юфа и Мию. Как мы помним, Рон Уизли жертвует собой во время шахматной партии в первом фильме из саги о Гарри Поттере. Оказывается, игра в шахматы в «Гарри Поттере» генетически связана с игрой в шахматы Ингмара Бергмана. Неожиданно, правда?

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Зачем смотреть с подростком. Хотя речь в фильме идет об Апокалипсисе, главная его идея — человек должен оставаться человеком. Как бы ни влияли на него внешние условия, среда, в человеке есть нечто, что является его стержнем. И Макс фон Сюдов играет рыцаря, который, даже разочаровавшись в мире и в вере, не предает самого себя. Фильм Бергмана показывает: кроме инстинкта выживания, есть еще что-то, что держит нас на плаву.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. В фильме много того, что может быть источником сложностей восприятия, конфликтов интерпретаций. В «Седьмой печати» есть контент, который может вызвать шок. Взять само появление смерти в нестандартном для нас облике: в немецком языке «смерть» мужского рода, отсюда и мужской образ.

Пугает и процессия флагеллантов — кающихся грешников, которые действительно когда-то бродили по городам и весям Европы. Они молятся и избивают себя, надеясь отвести эпидемию, но де-факто ее распространяют. Появление процессии сознательно снято так, чтобы шокировать зрителя. То же самое можно сказать и об образе молодой женщины, обвиненной в колдовстве и приговоренной к сожжению на костре.

Есть мощный эпизод, связанный с одним из главных героев, странствующим актером Юфом. Он отправляется в кабак, где его заставляют плясать на столе буквально среди горящего огня. Над ним глумятся, смеются. С одной стороны, так Бергман поднимает вопрос о том, какую цену платит творческий человек, появляясь в толпе, которая не понимает его. С другой стороны — важно, что в момент танца Юф уподобляется Христу.

Есть кадр, где два образа накладываются друг на друга: режиссер вставляет в фильм эпизод осмеяния Христа из Нового Завета. Эти детали нуждаются в том, чтобы быть проговоренными.

Обязательно нужно объяснить: в картине несколько финалов

Один — когда все герои собираются за столом в замке, куда наконец добирается рыцарь и его окружение. В этой сцене собраны все, кто одержал так или иначе победу над собой. Но когда открываются двери, зритель не знает, кто вошел в залу, а видит только лица сидящих за столом — они одновременно отображают и страх, и практически религиозное просветление.

Ответа на вопрос, кого все-таки увидели герои в финале, нет. Может, под конец они узрели Иисуса? Бергман это недоговаривает, и в такой многозначности трактовок содержится колоссальный запас жизнеспособности фильма.

Можно рассматривать финал по-другому: во время эпидемии погибают все герои, кроме семейства бродячих артистов, спасенных самопожертвованием рыцаря. Но это не единственный способ его трактовать. «Седьмая печать» — фильм-загадка, финальные кадры которого с danse macabre (пляска смерти. — Прим. ред.) прочно вошли в историю кинематографа как одни из самых запоминающихся.


3. «Общество мертвых поэтов» (1989, П. Уир)

О чем это кино. Фильм рассказывает о нестандартном учителе Джоне Китинге, который приходит работать в закрытую академию для мальчиков и пытается работать с учениками не как с единицами образовательного процесса, а как с личностями.

Почему это важное кино. «Общество мертвых поэтов» — образец реализма с мощным символическим контентом. Он продолжает традицию критики современного образования, как, например, это делали упомянутые выше Pink Floyd, но в другом ключе.

Для просмотра важно выбрать очень хороший дубляж с адекватным переводом стихотворений, а не просто невнятным подстрочником. Весь фильм построен на огромном количестве литературных аллюзий и отсылок, начиная с принципа «carpe diem» (лат. «лови момент») и заканчивая многократным цитированием поэта Уолта Уитмена.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Зачем смотреть с подростком. Фильм можно смотреть как философскую притчу, где все герои — взрослеющие мальчики — задаются одинаковыми вопросами: «Кто ты есть? Зачем ты пришел? Как ты распорядишься своей жизнью?» Их учитель Китинг добавляет пищу для размышлений: «Как поэзия может стать проводником для понимания самого себя?»

«Общество мертвых поэтов» посвящено не только пониманию себя, но и самостоятельности личности, притом личности подростка. И тогда символично первое задание педагога — вырвать страницы с предисловиями из учебников, где навязывается «единственно верная» точка зрения. Китинг учит мальчиков быть свободными, отстаивать свои права — даже если это, например, право не ходить, когда дано задание «ходить как хочется».

Конечно, нужно обратить внимание на финал — кажущееся поражение учителя. Нил, лучший ученик Китинга, совершает самоубийство, а отец мальчика, который подавлял сына своим авторитетом, не желает понимать это и не признает своей ответственности, переносит вину на учителя. Но когда Китинг, вынужденный покинуть школу, заглядывает в свой бывший класс, где снова идет урок по старым правилам, к нему, вскочив на парту, обращается самый застенчивый в прошлом ученик. И называет любимого преподавателя «капитаном», цитируя Уитмена.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. Фильм не пропагандирует самоубийство, хотя и показывает его. Кинолента говорит в первую очередь о том, что родители несут ответственность за суицид собственных детей — если не видят, не слышат, не чувствуют и не желают принять их такими, какие они есть. Тем не менее важно понимать, что «Общество мертвых поэтов» может быть мощным триггером для разбалансированной психики.


4. «Чучело» (1983, Р. Быков)

О чем это кино. Шестиклассница Лена Бессольцева, внучка чудака-коллекционера из небольшого города, приходит в новый класс, влюбляется в самого красивого мальчика, берет на себя его вину за сорванную поездку в Москву. И становится объектом жесткой травли со стороны одноклассников.

Роль в мировом кинематографе. «Чучело» — фильм, значимый скорее для советского и российского кинематографа. Но и сегодня он удивительно актуален, освещает вневременные темы. Тут и школьный буллинг, и культура бойкота, которую мы сейчас назвали бы cancel culture. Это было и в оригинальной повести Владимира Железникова, но режиссер Ролан Быков пошел дальше.

  • gallery image
  • gallery image
  • gallery image

Почему фильм важно смотреть с подростком. «Чучело» дарит колоссальное пространство для обсуждения. Этот фильм — настоящее пособие по межличностной коммуникации подростков. Хорошо бы поговорить о нем с детьми, показывая, как одни люди умеют манипулировать другими, подменяя хорошие намерения нехорошими. Остальные ребята, кроме главной героини, не изображены здесь тупой агрессивной массой, у каждого свой характер и свои мотивации. Неформальный лидер класса, Железная Кнопка, стремится к справедливости любой ценой, совершая при этом фатальную ошибку.

С другой стороны, история Лены Бессольцевой — пособие не только по внутришкольным конфликтам, но и по их преодолению.

При этом фильм, как и «Общество мертвых поэтов», не ограничивается прямолинейным изложением истории. В картине есть глубокий символический пласт, который будет интересно дешифровать вместе с подростком.

Мы можем говорить о главной героине как об инакомыслящем, инакочувствующем, более тонком, более глубоком, более ранимом человеке — в этом смысле у них много общего с Юфом из «Седьмой печати», с Китингом и его учеником Нилом из «Общества мертвых поэтов».

Важно, что Лена — другая, и именно ее отличие от одноклассников становится поводом для травли. При этом за ее внешней слабостью и интеллигентной уязвимостью скрывается несгибаемый характер, стержень. Четко показано, что быть уязвимым не значит быть слабым и сломленным.

В какой-то момент отчаявшаяся Лена сама бреется наголо, утверждая свою инаковость и не стараясь больше быть хорошей. Она не идет на конфликт, но заявляет о себе как о самостоятельной личности. Лену называют чучелом, и она формально принимает это прозвище, уезжает с дедушкой из города, а тот — апофеоз бессребреничества — оставляет школе портрет девочки, очень похожей на саму Лену. Уезжают Бессольцевы под оркестр, который де-факто провожает победителей.

Трудности просмотра. Сила слабости — мощный, в чем-то даже шокирующий финал. Здесь кроется опасность: он может вызывать не совсем ожидаемые эмоции, в том числе слезы. В фильме есть и другие сильные сцены — преследование Лены и сжигание чучела, наряженного в ее платье. И они также могут стать триггером.

С одной стороны, фильмы с подобными сильными моментами могут вызвать неоднозначную реакцию. С другой стороны, переживая потрясение через сопереживание судьбе героя, человек обретает способность в дальнейшем встретить собственные вызовы с определенным запасом нравственной прочности.

Оберегая детей от просмотра тех или иных фильмов, мы не всегда способны уберечь их от жизни. Если человек не приучен понимать, что в жизни есть боль — своя и чужая, — если у него отсутствует эмпатия, вызванная реакцией на чужую боль и чужой страх, то он сам может оказаться беззащитным перед реальными жизненными проблемами, ударами и сложностями. Поэтому и стоит смотреть «Чучело».

Фото на обложке: кадр из фильма «Седьмая печать»

Комментарии(1)
У Вас отличный вкус, каждый фильм — очень глубок. Но им всем присущ некий трагизм. Пример достойного фильма без пессимистического осадка — «Мирный воин».