Первого июня в детских библиотеках Москвы стартовала «Программа летнего чтения». Ее тема в этом году — «Любимые писатели планеты», цель — приобщение детей к чтению. Как помочь ребенку полюбить книги, помогут ли здесь школьные списки литературы и стоит ли бояться комиксов, рассказала главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара Татьяна Рудишина.
Почему приобщать детей к чтению лучше всего именно летом?
Лето — отличный старт для чтения. Для чтения не по заданию, а для себя. Для того, чтобы получать удовольствие от книги, в том числе от трудной книги, требующей медленного чтения. Слово «старт» я употребила сознательно: от умения складывать буквы в слоги, слоги — в слова, а слова — в предложения до чтения взахлёб, до состояния «читать, как дышать» — долгий путь. Кто-то его проходит за пару лет, кому-то требуется гораздо больше времени. Для кого-то чтение остаётся лишним занятием всю жизнь. А причина не единственная, но существенная: в своё время не попалась книга, от которой было невозможно оторваться.
Я часто пристаю к подросткам и взрослым с вопросом, помнят ли они книгу, с которой они начались как читатели. Ответы настолько разные, неожиданные, а возраст варьируется от пяти до бесконечности, что, с одной стороны, понимаешь — общего рецепта нет, ключик, поворачивающий механизм чтения, подбирается путём проб и ошибок. А с другой стороны, ответы обнадёживают: пристраститься к чтению никогда не поздно.
![](https://image.mel.fm/i/g/gHh8htozs5/590.jpg)
Летнее чтение — это ещё и вызов самому себе: «Прочту ли? Осилю?» На этом психологическом крючке построена в некоторой степени и мотивация «Программы летнего чтения» в детских библиотеках Москвы. Ведь участники заключают договор: мол, обязуюсь прочесть две, или пять, или десять книг по программе. Договор скрепляется подписями участника и библиотеки. Игра? Конечно! Но всё же программа более десяти лет успешно проходила в нашей Гайдаровке, а последние два лета стала общегородской.
Этим летом она стартовала, как и во все предыдущие годы, 1 июня, но в онлайн-формате. Тема сезона формулируется широко, чтобы на разный возраст и разные читательские вкусы можно было бы подобрать книги.
Школьные списки литературы на лето в 2020 году все еще актуальны?
Списки от учителя были, есть и будут. Они носят рекомендательный характер. Кстати, мы почему-то всегда подразумеваем под списками книги от учителя литературы, а вообще-то правильнее было бы иметь рекомендации от разных преподавателей (сразу представляю ужас на лицах учеников и бурные обсуждения в родительских чатах). Но тут стоит думать о формате: как, когда, кому и зачем порекомендовать книгу. Возможно, ту, которая когда-то у историка, биолога или математика повлияла на выбор профессии.
Но вернёмся к спискам от учителя литературы. Да, преподавателю важно, чтобы объёмные литературные произведения (речь идёт о старшеклассниках) были прочитаны заранее. Из семейного опыта: история повторилась трижды. Сначала с сыном: «Мам, как хорошо, что я летом прочёл «Капитанскую дочку»». На уроке было так скучно, а повесть классная!» Потом со старшим внуком: ««Герой нашего времени» — это круто. Спасибо, что предложила прочитать заранее». А потом и с младшим, который с библиотечной бабушкой недостатка в текстах современных авторов не испытывает.
— Лёша, что из летнего чтения на сердце легло?
— «Выстрел» Пушкина.
Так что не будем столь категоричны по отношению к учительским спискам. Они разные: и классика, и современность. Хотите убедиться? Зайдите на сайт Гильдии словесников. Или вот достойные внимания рекомендации педагогов из Новосибирска. Мне близка в этом вопросе точка зрения учителя литературы и писателя Алексея Олейникова. Так что список списку рознь.
И ещё. Мы всё время говорим о списках «сверху», идущих от взрослого. Но куда как интереснее рекомендации «читатель — читателю». Не случайно книжные клубы (правда, в основном во взрослой и молодёжной аудитории) становятся модными. В ходе нашего разговора я даже подумала о тренинге для подростков по составлению списка самому себе.
В списках летнего чтения есть поэзия. Как научить современного ребенка читать, понимать, любить стихи?
С поэзией непросто. Дошкольник как читатель (слушатель) начинается с поэзии, по мере взросления её становится всё меньше и меньше во внешкольном, самостоятельном чтении. Возвращение у некоторых происходит в подростковом возрасте и старше. С поэзией важно, чтобы кто-то тебя ею заразил. Чтобы она действительно откликнулась.
Моё поколение приходило к поэзии через авторскую песню. Поколение сына — через рок, а внука — через рэп. Тоже вариант
На встречах — разговорах о поэзии с читателями 4–6-х классов я задаю вопрос: «Кто не любит поэзию?» Провокация. Сначала одна рука вскидывается. В каждом классе есть бунтарь. Потом робко ещё парочка, а затем, понимая, что никто тут двойки не поставит, доходит дело почти до всего класса. И тут признаться, что любишь поэзию, уже почти равносильно самосожжению. А дальше начинаем разбирать, почему же не нравятся стихи:
— Потому что в рифму.
— Потому что надо учить наизусть.
— Читать нравится, но потом надо идти к доске и отвечать перед всем классом.
— Много непонятных слов.
— Всё время про природу.
— В жизни так не говорят…
Но когда спрашиваешь, а чем стихи нравятся, ответы практически те же, но со знаком плюс. Дальше начинаем разбираться с каждым доводом, а главное — читать. Много и современного. Опять-таки, задание могло бы быть поискать стихотворение, которое хочешь «подарить» другу, чтобы поддержать его. Да мало ли приёмов можно найти.
![](https://image.mel.fm/i/N/NCP7eROTiJ/590.jpg)
Нужна ли современным подросткам так называемая патриотическая литература? Что это должны быть за книги?
Патриотическая литература разнообразна. Она включает книги о Великой Отечественной войне, но не только. Для меня, например, патриотические современные детские книги — это и «Что придумал Шухов», и «С востока на запад. Путешествие письма в бутылке» Марины Бабанской, и «Транссиб» Александры Литвиной и Анны Десницкой.
О Великой Отечественной войне есть и достойные книги прошлых лет, и написанные совсем недавно. Но подача материала, мне кажется, сейчас важна такая: художественный текст плюс документальные комментарии историков, что и было сделано в военной серии «Как это было» издательства «Самокат». В ней вышли четыре книги, все носят автобиографический характер.
- Повесть Виктора Драгунского «Он упал на траву» рассказывает о первых месяцах войны: московские ополченцы, необученные, невооружённые, спешно направлены в прифронтовую полосу рыть окопы и оказываются один на один с врагом. Отступление — и при этом святая вера в победу.
- «Ласточка-звёздочка» Виталия Семина — тоже первые месяцы войны, но в оккупированном Ростове-на-Дону: массовый расстрел евреев, неудачная попытка уйти из города и… судьба остарбайтера.
- «Сестра печали» Вадима Шефнера — это предвоенный Ленинград, все осознают неизбежность войны. В первые дни юноши уходят на фронт, а девушки остаются в городе, где и встречают блокаду.
- «Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы — повесть о поколении семнадцатилетних романтиков, ушедших на фронт со школьной скамьи.
В книгах, написанных в наше время, прослеживается тема «эха минувшей войны», памяти, поиска «своего ветерана» и истины. Назвать в первую очередь хочется роман Эдуарда Веркина «Облачный полк», повести Наталии Волковой «Разноцветный снег», «Полынную ёлку» Ольги Колпаковой, «Сад имени т. с.» Марии Ботевой.
Можно ли книги для подростков о репрессиях тоже отнести к патриотической литературе?
Если говорить о патриотизме не как о слепой любви к Родине, а как об осознанном понимании сложной, противоречивой истории Отечества, то да. Но в обществе нет однозначной оценки этих событий и оценки личности Сталина. Причём речь идёт не об открытых сталинистах со стажем.
Страх и нежелание говорить с подростками на трудные темы силён в людях разных поколений. Видимо, ещё долго выбор — читать или не читать о репрессиях повести «Сахарный ребёнок», «Дети ворона», «Сталинский нос» — будет выбором родителя. Книги эти есть в библиотеке, в открытом доступе. Но я сама была свидетелем того, как рука взрослого быстро ставит их на место.
Сами школьники часто приходят в библиотеки, ищут что-то не по программе, а для себя?
К сожалению, темп жизни (особенно в мегаполисе) не даёт возможности потеряться в стеллажах и порыться в книгах. Увы, в библиотеках редко встречаются книжные развалы. А идеальный порядок на стеллажах психологически ставит барьер: «А вдруг возьму книжку и не туда её поставлю потом?» В вестибюле многих библиотек стоят стеллажи для буккроссинга, когда читатели, да и просто жители окрестных домов приносят личные книги, по самым разным причинам не подходящие для хранения в домашней библиотеке. Вот тут-то у стеллажа всегда народ. Но чаще взрослые.
На самом деле, навык рыться в книгах тоже воспитывается. И это тоже момент становления читателя
А еще жизнь в изоляции многих повернула к электронным изданиям, хотя всегда будут и сторонники, и противники экранного чтения. Плюс есть ещё и аудиокниги. Так что если говорить о способе потребления текста, то мне кажется, современному читателю проще и естественней работать с гипертекстом, пользоваться множеством источников. Интернет высвободил время, которое уходило на бесконечное переписывание. Но я не школьный учитель и не социолог, могу делиться своими ощущениями скорее. В библиотеку чаще всё-таки приходят мотивированные учащиеся.
![](https://image.mel.fm/i/S/STuG6wG9wA/590.jpg)
И все же, мне думается, важно доносить до читателя мысль о том, что существуют разные практики чтения. К какой из них прибегнуть в том или ином случае, зависит от множества обстоятельств.
Комиксы — это тоже чтение? Или к литературе они не имеют отношения?
Комиксы называют еще и графическими романами — конечно, это чтение. Но иной его тип, которому тоже учишься. Это отдельная история, имеющая мировую практику. Слово «комикс», увы, в сознании нескольких поколений в нашей стране имеет отрицательную коннотацию. Издержки советской идеологии. Плюс литературоцентризм русской культуры общественного сознания. От этого быстро не отделаться (но когда-то и джаз не приветствовался!).
В последнее время библиотеки начинают проявлять интерес к комиксам. Они популярны у детей и молодёжи, но читателю пока непривычно за ними идти в библиотеку. Всё впереди.
Какие книги вы бы советовали школьникам прочесть этим летом?
Сейчас в электронном варианте вышел четырнадцатый выпуск каталога «100 новых, лучших книг для детей и подростков — 2020». Он уже есть на сайте библиотеки. Я один из составителей каталога. С удовольствием порекомендую книги, которые читала. Отчасти мой выбор будет продолжением разговора о поэзии, о войне, о трудных темах. Но начинаем со стихов. Ими уже многие годы каталог открывается.
- «Из детской», Давид Самойлов, с иллюстрациями Евгении Двоскиной. Это стихи для продвинутого читателя, классика ХХ века, проверенная временем
- «Не ВКонтакте», Кристина Стрельникова. Подростковые стихи, своеобразный манифест тринадцатилетней личности со всеми свойственными возрасту перепадами настроения и противоречивым отношением к себе и к миру.
- «Настоящая жизнь Жакомино Гейнсборо», Ребекка Дотремер. Авторская книга художника, в которую надо всматриваться, чтобы за прекрасными зверюшками увидеть философский роман про «бремя страстей человеческих».
- «Соня из 7 „Буээ“. Трагедия в 8 уроках», Алексей Олейников. И здесь непременно важно обозначить соавтора — художника Тимофея Яржомбека. Это, по сути, рэп и комикс вместе. У взрослых возможен шок: «Это детская книга?» У подростка — удивление: «Вот это книга!»
- «Сурвило», Ольга Лаврентьева. Это отечественный графический роман, в котором автор рассказывает историю жизни своей бабушки Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через страшные годы репрессий и блокаду Ленинграда. Язык именно комикса оказывается точным, когда речь идёт о запредельно страшных событиях.
- Сборники рассказов, вышедшие в издательстве «Волчок», — «Внутри что-то есть» и «Поворот». Рассказы современных отечественных авторов — это возможность найти для себя собеседника. У каждого из писателей есть повести и романы, каждый из авторов не раз становился лауреатом литературных конкурсов.
- «Думай и изобретай», Тим Скоренко, и «Как смотреть кино», Антон Долин. В каталоге немало литературы нон-фикшн. У подростков интересы разные, но эти книги, надеюсь, заинтересуют и физиков, и лириков.
- «Слепая курица», Лариса Романовская. В подростковую литературу сегодня уверенно пришло поколение сорокалетних авторов. Их детство пришлось на 90-е — не самый простой период в истории России. В последнее время вышло несколько удачных подростковых книг, действие которых происходит в 90-е, среди них и эта повесть. Комментарии и фотографии тут не менее важны для понимания эпохи, а еще книга будет интересна не только подросткам, но и их родителям.
Главный принцип «Программы летнего чтения» в детских библиотеках Москвы — отсутствие соревновательности, а девиз — «Чтение — это удовольствие и многообразие возможностей».
Участвовать в акции могут люди любого возраста, начиная от самых юных, которые только научились читать, и заканчивая семейными командами, включающими детей, родителей, бабушек и дедушек.
Для подключения необходимо зайти на сайт «Библиогорода» и выполнить несколько виртуальных шагов. Подробное описание программы — на сайте Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара.