«Орущий молодой учитель — это самое ужасное»
«Орущий молодой учитель — это самое ужасное»

«Орущий молодой учитель — это самое ужасное»

Учитель и ученик рассуждают о том, как выжить в школе творческому подростку

Римма Раппопорт

7

25.09.2015

Творческим и свободолюбивым подросткам в школах почти всегда непросто. Стратегия «не высовывайся и будь как все» позволяет избежать проблем и конфликтов. Петербургская учительница Римма Раппопорт попыталась выяснить у своей бывшей ученицы, с какими трудностями приходится сталкиваться творческому подростку в школе. Чтобы не столкнуться с еще большими трудностями, школьница решила не открывать своего имени.

Мой опыт работы показывает, что процент действительно креативных школьников очень мал. Не в каждом классе, но все-таки они есть. На мой взгляд, ты в их ряды входишь. Что для тебя означает творчески подходить к жизни?

Отходить от общепринятого, выходить за рамки, навязываемые той же системой образования, не жить по шаблону.

Вот про систему образования мне интереснее всего. С какими рамками ты сталкиваешься в школе?

Смотря о каком предмете идет речь. Если говорить о гуманитарной направленности, о литературе например, то здесь после прочтения произведения ты не имеешь права сформулировать собственное мнение о нем, взглянуть на него с особой позиции. Ты должен соглашаться с критиками, с чьей позицией согласен учитель литературы. А после того как напишешь сочинение, получаешь тетрадь назад, и там написано, что ты все не так понял. И никакое аргументированное доказательство не поможет объяснить учителю, что ты в той или иной степени прав. А еще ЕГЭ: там твое мнение в сочинении по русскому вообще никого не интересует, надо соглашаться с автором, иначе рискуешь получить низкий балл.

На гуманитарных предметах ограничить ученика действительно легко. Например, на то, как учителя истории преподносят информацию, часто влияют их политические взгляды, которые могут отличаться от взглядов учеников.

Да, у нас такое на ОБЖ бывает. Вот вчера учитель говорил о значимости института семьи в современной России и негативно высказался об однополых браках. Но все промолчали. Я просто посмеялась, а моя подруга, которую это могло бы и задеть, промолчала, чтобы не вызвать подозрений. Остальным все равно, им этот учитель нравится. Я себя на его уроках чувствую как на концерте поп-звезды, от которой в восторге все, кроме меня.

Эту тему предлагаю не разворачивать. Я не трус, но я боюсь. Тут мы уже говорим даже не о творчестве, а о праве на свое мнение, отличное от «политики партии». Я учителей имею в виду, а не какую-то партию.

Ну, творчество, в моем понимании, без взглядов не может существовать.

Согласна. А ты ощущаешь, что твое право на творчество в школе ограничивают?

Бывает. Недавно на перемене играли на гитаре, и на нас наорала какая-то молодая учительница. Вот орущий молодой учитель — это самое ужасное. Еще в дневнике рисовать нельзя. Но это от администрации идет. А учителя рисовать в тетрадях разрешают, им мои рисунки даже нравятся. Можно хоть в контрольной рисовать.

В тетрадях рисовать — это для подростка святое. Мне кажется, это как раз очень важная область для самовыражения. Я об этом в магистерской диссертации писала.

Которую я прочитала (смеется). Мы с вами еще про технические предметы не поговорили.

Верно.

Конечно, в технические предметы учителям сложно внести что-то творческое, поскольку это точные науки, где собственное мнение не так уж важно. Но тогда получается, что задача учителей — заинтересовать учеников предметом. У нас на физике, например, попытка показать свою заинтересованность в предмете, желание выйти за пределы довольно ограниченной информации из учебника воспринимается как желание поумничать. В учебнике дается два начала термодинамики, хотя на самом деле их четыре. И на вопрос о двух остальных получаешь ответ, что ты выскочка. Иногда приходится сомневаться в компетентности учителей, потому что они не могут ответить на вопросы, не входящие в школьную программу.

Видеостудия в школе Vittra Telefonplan, Стокгольм
Студия звукозаписи в школе Vittra Telefonplan, Стокгольм

Не знаю, видела ли ты в Интернете безумно популярные выступления Кена Робинсона о школе, но у него есть в одной лекции теперь уже хрестоматийное высказывание: «Школа убивает креативность». Можешь, опираясь на личный опыт, согласиться с этим соображением или, наоборот, поспорить?

Безусловно, я с ним согласна. После многолетней борьбы с нежеланием преподавателей понять, что ученики имеют право на собственное мнение и творческий подход, руки опускаются.

Я думаю, школа убивает креативность не только потому, что запрещает что-то, но и потому, что не предлагает таких форматов, в которых необходимо творческое мышление. К слову, креативность учителей школа тоже нередко убивает. Опять же, учебник и программа. Шаг вправо, шаг влево — получаешь по голове от администрации. Случается, правда, что и родители против отступления от шаблонного варианта преподавания. Как ты думаешь, в плане творчества, проявления индивидуальности кто свободнее в школе: учитель или ученик?

Трудный вопрос. Наверное, ученик все-таки свободнее. Ученик без хорошей оценки проживет, а учитель без зарплаты — нет.

А что, по-твоему, должен делать креативный учитель? Каким он должен быть?

Прежде всего, он должен понимать своих учеников: учебные программы и учебники в основном написаны еще во времена СССР, а время-то меняется, и люди уже другие. Раз программы старые, учителя должны придумывать новые задания, новые подходы. Креативный учитель должен понимать, что у ученика может быть мнение, отличное от его. Необязательно соглашаться с учеником, но принять его позицию к сведению необходимо. Учитель должен расширять кругозор в области преподаваемого предмета. Например, недостаточно знать только русскую классику, нужно быть в курсе авторов, не признанных учебником литературы. Кстати, забавно, что в школьной библиотеке нет Сартра, но почему-то есть «Заводной апельсин». Но кого винить в этом, я не знаю.

Тогда давай никого не винить. Хотя обидно, что школьная библиотека не всегда может поддержать ученика в желании почитать книги, не входящие в программу. Ты вот говорила о многолетнем сопротивлении школьной системе. Тогда почему не сменила школу, если в этой не дают развернуться?

Потому что вплоть до этого года всегда было несколько учителей, дававших возможность развернуться. А теперь меня не хотят переводить родители. Да я и не знаю, куда идти. Вдруг в новом месте будет не лучше?

Судя по получившейся беседе, за годы обучения тебе удалось сохранить и творческое начало, и интерес к миру — добро победило. Какой совет ты бы дала школьникам, сталкивающимся с похожими проблемами?

Не сдаваться и помнить, что школу они рано или поздно закончат.

Большое тебе спасибо за разговор.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(7)
Dmitri Vesnin
Все чаще и чаще приходится встречать высказывания (в основном учеников и их родителей) о том, что школа мол убивает в детях творческую индивидуальность. Мол «мой ребенок самый умный, самый развитый в классе, в общем звезда, а учителя не хотят видеть в нем эту индивидуальность, заставляя быть как все, растворяют в серой массе». Эта тенденция все больше набирает обороты, все чаще переходя в неприятные конфликты на уровне: ученик-учитель-родители. Я сейчас не беру в расчет частные случаи, когда учителя, в силу различных причин (отсутствие опыта, отсутствие педагогических навыков, нежелание вести необходимую работу с детьми и. т. д.) действительно не видят или не желают видеть выдающиеся способности ребенка. Но, на мой взгляд, в большинстве своем, проблема заключается в другом. Причина кроется в излишней претенциозности самих родителей (а следом за ними и детей), переоценке своих, иногда очень скромных способностей, а вместе с тем и непонимании того, что образование — это прежде всего система, направленная на получение необходимого объема знаний учащимися, которые (дальше читаем внимательно) объединены в общие коллективы — школы, классы. Таким образом, система образования рассчитана на то, что ребенок должен постигать знания в коллективном порядке. Задача учителя (классного руководителя) строится сообразно существующей системе: учитель, даже выявив выдающиеся способности ученика, прежде всего обязан научить его работать в коллективе, направив его способности на достижение общей цели — и я считаю, что это правильно! К сожалению, ни ученики, ни их родители, зачастую этого не понимают. Неумение же работать в коллективе приводит к весьма печальным последствиям. Работая заместителем руководителя случалось наблюдать такую картину, когда принимая на работу нового, молодого, и в общем-то способного сотрудника — через некоторое время приходилось с ним расставаться. Причина — излишняя (особенно у молодых) амбициозность и неумение подчинить свое эгоистичное «я» интересам коллектива при работе над общей задачей. Работодателю, иной раз легче взять на работу сотрудника со средними способностями, да натаскать его в необходимых ему знаниях и навыках, чем бороться со «проявлениями талантов» отдельных, субъектов, не умеющих и не желающих направить их во благо общего дела. В то же время, если родители считают, что у их ребенка выдающиеся способности (возможно так оно и есть), что их ребенок «непризнанная звезда», то всегда есть возможность перейти на индивидуальное обучение (закон такое допускает) и, таким образом, раскрыть все «звездные таланты» своего чада. Что касается возможности учеников высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, то им, равно как и их родителям необходимо учитывать следующее: обязанность школьной системы образования — дать ученику основополагающие, фундаментальные знания по различным отраслям науки. В этой сфере накоплен очень большой опят предшествующих поколений. Именно он, по сути, и изложен в школьных учебниках. Поэтому, прежде чем потрясать воображение учителя и класса «своим особым мнением», ученик, прежде всего, должен научиться, это самое «свое мнение» правильно формировать. Правильно же сформировать его, можно лишь тщательно изучив иные мнения своих авторитетных предшественников, присоединившись, к какому-либо из них, или, на их основе предложив что-то иное, новое, а это очень сложно. В противном случае выступление ученика со «своим мнением», действительно будет выглядеть для учителя как вызывающее поведение выскочки-недоучки.
Мария Тихо
Dmitri Vesnin
Дмитрий, у вас очень специфичное, узкое (и далекое от истины) представление о целях и задачах школы. основные цели школы, как социального института, (если вкратце и в общих чертах) обеспечение преемственности поколений (в целом) и подготовка подрастающего индивидуума ко взрослой жизни (в частности). первое — вопрос обширный и в большей степени философский (в рамках комментов не вижу смысла даже его затрагивать), а в том, что касается конкретного ученика, позвольте с вами поспорить.
даже в советской школе коллективный труд никогда не был ни единственной целью, ни единственной формой обучения, ни единственным методом воспитания (как говорила моя учительница труда, на уроках которой мы учились небольшими группами, «а как вы в своих семьях будете готовить? будете по очереди к друг дружке бегать, чтоб впятером борщ варить?»). если уж процесс обучения в школе включает в себя большое разнообразие форм, что уж говорить о трудовой деятельности или о жизни в целом? работа в коллективе или индивидуальная деятельность, подчинение уставу, начальнику и графику или фриланс — это не вопрос квалификации, а индивидуальный выбор человека, основанный на его особенностях и предпочтениях. поверьте, даже самая строгая школа не научит (и тем более не заставит) яркого индивидуалиста успешно работать в коллективе (как и не научит человека, во всем оглядывающегося на авторитеты, быть лидером), да и не должна.
что касается вашего последнего абзаца, тут я вас расстрою: чтобы «научиться правильно формулировать» (вы ведь это имели в виду?) свое мнение, нужно в первую очередь постоянно практиковаться в «думании» и высказывании своих дум, а уже во вторую — знакомиться с тем, что по этому поводу думают другие (в том числе «авторитетные предшественники»). безусловно, эти два процесса параллельны и взаимопереплетены (однако мне кажется, тот кто самостоятельно барахтается в воде, с гораздо большей вероятностью научится плавать, чем тот, кто читает книгу о том, как это делали другие). точно так же, как младенец учится ходить не по книгам, а делая первые шаги под присмотром матери, ученики должны учиться думать (изучать, исследовать, познавать, анализировать и тд и тп) и пробовать высказываться «под присмотром» учителя.
ваша позиция выдает вас «успешного выпускника» «старой-доброй» советской системы образования, главными девизами которой и были: «не высовывайся, будь как все», «ты не лучше других», «интересы коллектива превыше всего», «родитель/учитель/начальник всегда прав» и тд. но, что бы вам не говорили ваши общественно-политические убеждения и житейский опыт, эти суггестии не отвечают реалиям современного общества.
Pavel Korkin
комент 5+++! респект вам, Dmitri
Софья Софья
Зачем дезинформируете людей? На последних двух фотографиях кинолаборатория школы новых медиа на острове Борнхольм в Дании, которая к школам Vittra никакого отношения не имеет, кроме того, что архитекторы одни делали проекты!!! Ооочень плохо!!!
Показать все комментарии