Как писать 11-е сочинение на ЕГЭ по литературе в 2025 году: подробная инструкция от репетитора
Как писать 11-е сочинение на ЕГЭ по литературе в 2025 году: подробная инструкция от репетитора

Как писать 11-е сочинение на ЕГЭ по литературе в 2025 году: подробная инструкция от репетитора

От редакции

27.01.2025

От того, как будет оценено 11-е, самое объемное и сложное задание на ЕГЭ по литературе, зависит треть оценки за экзамен (за него можно получить 18 первичных баллов из 48 возможных). Репетитор Вера Караваева подробно разобрала критерии его оценивания и составила инструкцию, как точно получить все эти 18 баллов.

Темы 11-го сочинения на ЕГЭ по литературе

Всего вам предложат 5 тем, из них нужно выбрать одну и написать по ней сочинение. В темах обязательно будут представлены произведения разных авторов из разных периодов.

  • В первой теме могут попасться только «Слово о полку Игореве», поэзия Ломоносова и Державина, «Недоросль», лирика Жуковского, Пушкина и Лермонтова, «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Ревизор» и «Мертвые души».

Но если вам кажется, что можно прочитать только эти тексты и забыть о других, — не верьте, потому что это не так. На экзамене нужно будет написать еще 4 небольших сочинения (задания 5, 6, 9 и 10), в которых могут попасться любые произведения — без их знания и понимания написать экзамен хорошо, увы, не получится.

  • Во второй и третьей теме — любые произведения, относящиеся к периоду от второй половины ХIХ до XXI в., перечисленные в кодификаторе;
  • В четвертой теме — произведения любых эпох, которые есть в кодификаторе, при этом вам будут предложены три варианта произведения на выбор и проблема, которую нужно будет рассмотреть на их примере;
  • В пятой могут попасться произведения от второй половины ХIХ и до XXI в., а проблема будет ориентирована на выявление связи литературы с другими видами искусства.

Примеры тем

  1. Вечные вопросы в философской лирике М. Ю. Лермонтова (на примере не менее трех стихотворений).
  2. Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне (на примере одного-двух произведений отечественной художественной литературы).
  3. Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
  4. Сатирические мотивы в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова).
  5. Какие эпизоды романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)

4 правила, которые помогут не потерять баллы на ЕГЭ по литературе

  1. В задании № 11 должно быть не меньше 200 слов — если не наберете этот объем, оно будет считаться невыполненным, дальше проверять его не будут.
  2. Сочинение оценивают по 8 критериям — о каждом из них мы подробно расскажем. Но если ваш текст не будет соответствовать первому, самому важному критерию — «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие», за всё сочинение тоже сразу поставят 0 баллов.
  3. Еще один нюанс — если берете тему, касающуюся поэзии, раскрывать ее нужно будет на примере не менее чем 3 произведений. Если обратитесь только к двум — по второму критерию («Привлечение текста произведения для аргументации») не сможете получить выше 2 баллов, если разберете только одно стихотворение — не выше 1.
  4. Ну и последний важный дисклеймер — помните, что нельзя анализировать в 11-м сочинении тексты «со спорной принадлежностью к художественной литературе». Составители ЕГЭ относят к таким тексты рэпа и песен поп-музыкантов, комиксы, манги, фанфики, графические романы.

8 критериев, по которым будут оценивать выполнение 11-го сочинения на ЕГЭ по литературе

1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие

Первый критерий — самый важный, от него зависит, поставят ли вам баллы за сочинение вообще. И если с «соответствием сочинения теме» всё более или менее ясно (не получится написать его в обход заданной проблемы), то к тому, как раскрыть тему «глубоко» и «многосторонне», обычно возникают вопросы.

Разберем эти вопросы на примере. Представьте, что вы выбрали тему, в которой нужно охарактеризовать Печорина из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если вы напишете, что Печорин — плохой человек, потому что он неподобающе обращается с женщинами, и далее разберете в сочинении его отношения, скажем, с Верой, княжной Мери и «ундиной», такой анализ будет считаться поверхностным и односторонним. Потому что Печорин задумывался Лермонтовым как сложный персонаж, и охарактеризовать его просто как «плохого человека» — поверхностно. А, описывая его негативные характеристики, говорить только об отношениях с женщинами — односторонний анализ.

Но если вы опишете Печорина как неоднозначного персонажа, «лишнего человека», который стремится к реализации, но не может найти свое место в мире из-за конфликта с обществом, — это уже станет заявкой для глубокого анализа. Дополните эту мысль разбором его отношений с «водяным обществом» и Грушницким, поговорите об отношении рассказчиков к герою, не забудьте о прошлом героя — и ваше сочинение станет многосторонним.

Чтобы анализ получился глубоким, важно учитывать позицию автора и контекст эпохи. Чтобы сделать его многосторонним, нужно разбирать поставленную проблему сразу в нескольких аспектах, рассматривать разные уровни текста: учитывать систему персонажей, структуру повествования, проблематику и тематику.

  • 3 балла: сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне;
  • 2 балла: сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко; ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне;
  • 1 балл: сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно;
  • 0 баллов: тема не раскрыта.

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Каждое утверждение в сочинении должно быть доказано обращением к тексту:

  • цитатам,
  • сюжетным поворотам,
  • описаниям,
  • деталям.

Нельзя написать, что Раскольникову в «Преступлении и наказании» встать на путь исправления помогает Соня Мармеладова, не описав, в чем именно эта помощь заключается. И нельзя, выбрав сочинение по поэзии, не процитировать ни одного стихотворения.

Цитировать нужно осторожно: за искажение текста произведения вам могут засчитать фактическую ошибку — даже если просто поставите в цитате лишнюю запятую. Если не уверены, что помните текст дословно, лучше не ставьте кавычки — вместо этого просто перескажите фрагмент близко к тексту. Сводить сочинение к пересказу произведения при этом тоже не стоит.

Эксперты ожидают увидеть от вас прежде всего анализ: идеи, мысли, размышления о проблеме

А еще будьте внимательны к деталям, чтобы не допустить фактических ошибок. Особенно часто такие ошибки встречаются в званиях персонажей и их сословных статусах, отчествах писателей и названиях мест. Белогорская крепость из «Капитанской дочки» легко превращается в сочинении в Белгородскую, а Башмачкин вместо титулярного советника становится коллежским асессором.

Еще одна потенциальная ловушка — искажение «позиции автора». В современном литературоведении существование какой-то одной авторитетной «позиции автора» ставится под сомнение: мы не можем заглянуть автору в голову, чтобы узнать, «что он пытался сказать» в своем тексте. Возможно, на этот вопрос не смог бы ответить и сам автор. Тем не менее есть уже ставшие каноническими интерпретации литературоведов — их обычно и проходят на уроках литературы, о них вам рассказывают репетиторы.

Есть и очевидно неверные интерпретации, противоречащие тексту, — их точно стоит избегать. Например, невнимательно прочитавшего роман человека легко выдаст сочинение, в котором образ Порфирия Петровича (из того же «Преступления и наказания») анализируется как положительный. Герой пусть и выступает в романе в роли представителя закона, но очевидно не соответствует гуманистическим ценностям Достоевского: в допросах следователь обращается к манипуляциям и психологическому насилию. Если представить героя рупором авторского слова, можно легко потерять все 3 балла по этому критерию.

  • 3 балла: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют;
  • 2 балла: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки;
  • 1 балл: для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки;
  • 0 баллов: суждения не аргументируются текстом произведения (-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена.

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Помимо знания классических произведений и умения анализировать текст, на экзамене будут проверять вашу теоретическую базу — в частности, понимание литературоведческих терминов. За это отвечает отдельный критерий, по которому можно заработать 3 балла.

На самом деле получить эти баллы несложно — нужно просто употребить в вашем анализе не меньше двух литературоведческих терминов. А написать хороший анализ без их использования всё равно было бы тяжело: в сочинении почти на любую тему придется говорить о портретных характеристиках, художественных деталях, жанровых особенностях, пейзажах — а всё это термины, которые вам зачтут.

Если сомневаетесь, какие именно термины будут засчитаны за «теоретико-литературные понятия», обратитесь к кодификатору. В соответствующем документе ищите раздел «Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2025 года по литературе».

Чтобы термины отложились в голове, можете попробовать сделать мини-словарь — найдите в литературоведческих словарях определения перечисленным в кодификаторе понятиям. Пока будете их переписывать в тетрадку или даже копировать в документ, точно что-то запомните. Главное — убедитесь, что эти определения написаны понятными вам словами, иначе смысла в них не будет.

И еще: недавно в описании этого критерия появилось уточнение. Если тема сочинения «нацеливает» на использование терминов из искусствоведения (имеется в виду прежде всего 5-я тема, обычно касающаяся диалога литературы с другими видами искусств), их могут засчитать. Так что их тоже смело используйте.

  • 3 балла: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. Дополнительное указание к оцениванию: наряду с теоретико-литературными понятиями при выставлении 3–1 баллов могут быть засчитаны термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование;
  • 2 балла: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют;
  • 1 балл: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения (-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий;
  • 0 баллов: теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий.

4. Композиционная цельность и логичность

Структура 11-го сочинения предельно проста:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

Если какой-то из этих обязательных частей в сочинении не будет, вы потеряете баллы по 4-му критерию.

  • Во вступлении вы обозначаете проблему, о которой дальше будете писать. Здесь же можете снабдить ее контекстом, если это уместно: например, сказать пару слов о биографии автора, эпохе или истории выхода произведения.
  • В основной части нужно представить анализ произведения в рамках заданной темы. Каждый тезис нужно подтверждать аргументами из текста.
  • В заключении подведите итоги сочинения, кратко повторите основные тезисы и дайте четкий ответ на поставленный в задании вопрос.

Помимо нарушения структуры сочинения, баллы по 4-му критерию можно потерять за логические ошибки. О том, какие бывают логические ошибки, наш блогер уже писала в отдельном материале. Вот самые главные из них, на которые нужно обратить внимание при написании сочинения по литературе:

  1. Отсутствие разделения текста на абзацы. Каждый из ваших аргументов лучше выделять в отдельный абзац. Обратите внимание: не существует ограничения по количеству абзацев, «основную часть» можно дробить на несколько небольших частей.
  2. Отсутствие связей между абзацами. Не забывайте про вводные слова — «итак», «в заключение…», «таким образом» и проч.
  3. Уход мысли в сторону. Например, бывает, ученик начинает писать про женские персонажи в «Войне и мире», но, разбирая взаимоотношения Наташи с Болконским, начинает подробно характеризовать Болконского — так делать не стоит.
  4. Нарушение причинно-следственных связей. «Фамусов спорит с Чацким, поэтому он не согласен с его идеями» — в этом предложении причина и следствие явно поменялись местами.
  • 3 балла: сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности, логических несоответствий и необоснованных повторов;
  • 2 балла: сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности, логические несоответствия и необоснованные повторы;
  • 1 балл: в сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается;
  • 0 баллов: в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

5–8. Соблюдение речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических норм

Ваше владение русским языком в ЕГЭ по литературе тоже будут проверять. Всего по критериям, касающимся грамотности, можно получить 6 баллов — это треть от 18 возможных.

Чаще всего у учеников возникают проблемы с речевыми ошибками — их действительно довольно сложно избежать, но придется постараться.

Самые частые виды речевых ошибок:

  • Нарушение лексической сочетаемости. «Копейка, — завещал отец Чичикову, — играет большое значение» (вместо имеет большое значение).
  • Употребление слова в несвойственном ему значении. «Базаров считает Павла Петровича нелицеприятным человеком» (на самом деле нелицеприятный значит беспристрастный, в примере оно перепутано со словом неприятный).
  • Неразличение паронимов. «На каторге происходит воскресенье души Раскольникова» (воскресенье — это день недели, а воскресение — возвращение к жизни).
  • Использование стилистически окрашенных слов. «Ленского задолбало терпеть такое отношение».
  • Злоупотребление разговорной лексикой. «Карениной надоел ее муж, потому что он типичный скуф».
  • Речевая избыточность (плеоназмы, тавтология). «События романа происходят в мае месяце».
  • Повторы. «В романе „Мастер и Маргарита“ Мастер пишет роман».

Критерий 5. Соблюдение речевых норм

  • 3 балла: речевых ошибок нет или допущена одна речевая ошибка;
  • 2 балла: допущены две-три речевые ошибки;
  • 1 балл: допущены четыре речевые ошибки;
  • 0 баллов: допущено пять или более речевых ошибок.

Критерий 6. Соблюдение орфографических норм

  • 1 балл: орфографических ошибок нет или допущено не более четырех ошибок;
  • 0 баллов: допущено пять или более ошибок.

Критерий 7. Соблюдение пунктуационных норм

  • 1 балл: пунктуационных ошибок нет или допущено не более четырех ошибок;
  • 0 баллов: допущено пять или более ошибок.

Критерий 8. Соблюдение грамматических норм

  • 1 балл: грамматических ошибок нет или допущены одна-две ошибки;
  • 0 баллов: допущено три или более ошибки.

Как написать 11-е сочинение на ЕГЭ в 2025 году по литературе на максимальное количество баллов (инструкция)

  1. Перед экзаменом прочитайте произведения, которые есть в кодификаторе, особое внимание уделив тем, что выделены в списке жирным.
  2. Составьте план сочинения: кратко опишите, что будете писать во вступлении, какие тезисы включите в основную часть, к каким сюжетным эпизодам и цитатам обратитесь. Определитесь, к каким выводам планируете прийти в заключении.
  3. Напишите сочинение по плану. Лучше сначала в черновик — чтобы была возможность редактировать текст перед переносом его в бланк. Но не забывайте поглядывать на время — можно легко упустить момент и не успеть переписать текст.
  4. Перечитайте сочинение и убедитесь, что использовали как минимум 2 литературоведческих термина.
  5. Проверьте сочинение на ошибки: фактические, логические, речевые, грамматические, пунктуационные, орфографические и иные. Убедитесь, что абзацы связаны, между мыслями есть логичные переходы и ваш анализ отвечает на поставленный в задании вопрос.
  6. Перепишите сочинение в бланк ответа.

Обложка: Roman Samborskyi / Shutterstock / Fotodom

«Бобр» или «бобер»: как говорить правильно
Комментариев пока нет
Больше статей